Загадка Лугового

Личность Андрея Лугового, обвиненного британскими властями в отравлении перебежчика Александра Литвиненко, привлекает все больший интерес прессы. Сначала его воспринимали как «мелкую сошку», пытающуюся вести самостоятельную игру, дабы выпутаться из скандала и поэтому разоблачающего всех подряд: Литвиненко, Березовского, британские спецслужбы. Однако более тщательное изучение биографии Лугового показывает, что не так-то он прост – и как бизнесмен, и как спецслужбист.

Охранные фирмы, крупное производство кваса, переговоры с чеченцами, «дружба» с Березовским, участие в странной авантюре с похищением из-под стражи обвиняемого по делу «Аэрофлота», за которую ему не сказали спасибо, а отправили на два года в СИЗО, – вот лишь краткий перечень его проделок…

Об Андрее Луговом известно, что он родился в семье потомственных военных. В начале 1980-х поступил в Московское командное училище имени Верховного Совета РСФСР, считавшееся в те годы одним из самых лучших в стране. Примерно в те же годы в училище учились Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко: те самые бизнесмены, которые участвовали в летальном ужине с Литвиненко.

После училища Луговой был распределен в кремлевский полк. В течение пяти лет был командиром взвода и учебной роты полка. В 1987 году был направлен на службу в 9-е Управление КГБ СССР (нынешнее ФСО), где служил до увольнения в 1996 году.

В прессе сообщалось, что Луговой уволился в звании майора ФСБ, а в «девятке» занимался охраной высокопоставленных государственных лиц. В 1990-х годах в числе его подопечных были исполняющий обязанности премьер-министра Егор Гайдар, глава президентской администрации Сергей Филатов, министр иностранных дел Андрей Козырев. Луговой также входил в группу охраны заместителя секретаря Совета безопасности России Бориса Березовского, где и познакомился с Литвиненко. Друзьями они не стали, но сохранили хорошие отношения как бывшие сотрудники. Была информация, что именно Луговой сопровождал Березовского на переговоры с чеченскими боевиками и, более того, вел с ними переговоры о гарантиях безопасности для своего босса.

Выйдя в отставку, Луговой возглавлял службу безопасности принадлежавшего Березовскому телеканала ОРТ. Он также владеет группой охранных фирм «Девятый вал» (намек на «девятку»). На сайте этой компании сказано, что в нее входят три частных охранных предприятия: «Столица-щит», «Гардэ-Икс», «Орион», а также консалтинговая компания «Лентус» и Учебный Центр, занимающийся индивидуальной подготовкой сотрудников личной охраны. Она работает на рынке охраны с 1993 года (т.е., когда Луговой еще служил), ее сотрудники формировали службу безопасности ОРТ, охраняли таких именитых гостей, как Роберт де Ниро и Герри Вебер, в числе клиентов компании названа одна из первых фирм Березовского «Логоваз».

С Березовским Луговой встречался неоднократно. По его словам, 26 октября прошлого года, когда он находился в Лондоне, Березовский неожиданно позвонил ему и попросил о встрече. Встреча состоялась в офисе БАБа, и в ходе нее тот попросил о том, чтобы «Девятый вал» взял под охрану журналистку Елену Трегубову, автора книг «Байки кремлевского диггера», «Кремлевские мутанты» и других разоблачительные эссе о жизни политической верхушки. Трегубова выехала из России после публикации своих первых произведений, жила в Германии, а недавно попросила политического убежища в Великобритании.

Кстати, Луговой предполагает, что Абрамыч готовил какую-то провокацию против Елены Трегубовой. Он также рассказал, что возглавлял Департамент безопасности телеканала ОРТ во время убийства Влада Листьева и хорошо проинформирован о том, что происходило на момент формирования Общественного российского телевидения. По его словам, «в том, чтобы Листьев не был гендиректором ОРТ, безусловно, был заинтересован Березовский». Луговой также вспомнил убитого в результате покушения депутата Госдумы Сергея Ющенкова. И сказал, что в 2001 году готовилась серьезная провокация в отношении журналиста Евгения Киселева, когда тот стал директором ТВ-6. В частности, фигурировавшая в скандале кассета с порнокомпроматом на Евгения Киселева была снята при помощи оборудования, впоследствии обнаруженного в «Логовазе».

Впрочем, сам Луговой в 2001 году уже не занимался ОРТ, а был втянут в странную интригу. В то время прокуратура посадила в тюрьму одного из партнеров Березовского, Николая Глушкова, по обвинению в хищении средств «Аэрофлота» – национальной авиакомпании, в которой Глушков был исполнительным директором. Вместе с двумя коллегами Луговой попытался устроить Глушкову побег из тюремной больницы, где тот лечил заболевание крови. Глушков сказал, что обвинение в подготовке побега было подстроено как повод оставить его в тюрьме и что Луговой был частью этого плана, организованного ФСБ. 29 июня 2001 года Луговой и два сотрудника «Аэрофлота» пытались вывезти Глушкова из клиники на машине, но были арестованы сотрудниками ФСБ.

В организации побега Глушкова был обвинен близкий друг Березовского – бывший председатель совета директоров телеканала ТВ-6 Бадри Патаркацишвили, которому удалось скрыться в Грузии, где он возглавил национальный олимпийский комитет. Луговой просидел два года в СИЗО, а выйдя из тюрьмы расширил охранное предприятие «Девятый вал», которое, по его словам, он организовал вместе с несколькими друзьями.

Глушков впоследствии говорил журналистам, что он с подозрением отнесся к быстрому деловому успеху Лугового. После того как он также вышел из тюрьмы в 2004 году, пригласил к себе Лугового и пытался выяснить, откуда у него деньги. Тот отказался это объяснить.

В 2006 году Луговой демонстрирует и вовсе незаурядные капиталистические способности. Он покупает крупный пакет акций компании „Эжен Бужеле Вайн“, которая специализируется на выпуске кваса «Першинъ». Кроме того, компания занимается выпуском соков и вина. В апреле 2007 года «Першинъ» стал шестым по производству кваса (доля рынка 1,4%) в России. Первое место занял квас «Очаковский» (72,7%), «Дека» со своим «Николой» заняла второе место (11,9%), третье у «Бородино» (2,1%), четвертое у «Кваспрома» с «Братиной» (1,9%), на пятом – «Останкинский» квас Останкинского завода напитков – 1,8%.

Недавно предприятием заинтересовалась PepsiCo, которая является дистрибутором кваса «Першинъ», и вознамерилась купить производителя этого напитка. Чуть раньше интересовалась и Coca-Cola, однако отказалась от этой идеи, испугавшись скандала вокруг Андрея Лугового. После этого партнеры заставили Лугового выйти из бизнеса. А он обвинял лондонские власти в том, что они нанесли ему ощутимый ущерб ($2,5 млрд.) из-за подозрений в причастности к убийству Александра Литвиненко. По словам Лугового, ему пришлось продать свою долю в компании, потому что в ходе переговоров «один из лидеров мировых продаж» отказался ставить свою подпись в контракте.

Роль Лугового в отравлении Литвиненко – крайне загадочна. Судя по всему, он приехал в Лондон не к Литвиненко, а к… Березовскому, но считал, что приглашение было «подставой». Этот вывод можно сделать из его слов: «Березовский, на самом деле, меня приглашал для того, чтобы лично убедиться в том, что именно мои люди будут охранять Трегубову. И если бы что-то с ней случилось, было бы прекрасное и алиби, и после смерти Литвиненко – отлично меня обвинить в том, что это звенья одной цепи».

На встречу с ними Литвиненко вроде бы напросился сам и предлагал какой-то неординарный бизнес. Луговой и его друг Ковтун вернулись в Лондон спустя две недели. На этот раз Ковтун приехал через Гамбург, где служил во времена Советского Союза. Полиция говорит, что он оставил следы полония на диване в квартире своей бывшей жены, проживающей в Германии, и на сиденье автомобиля BMW, который привез его из аэропорта. Также следы полония выявлены в самолете, которым летел Луговой, и в ресторане, где они обедали с Литвиненко.

26 января 2007 года выяснилось, что британские власти готовятся потребовать от РФ экстрадиции Лугового. По данным прессы, к этому времени были найдены улики, достаточные для обвинения бывшего офицера в отравлении Литвиненко. 28 января в британской прессе появилось новое сообщение, согласно которому следователи готовились закрыть дело о смерти Литвиненко: у них якобы было достаточно улик для предъявления обвинений Луговому и Ковтуну, но экстрадиция подозреваемых в Великобританию представлялась невозможной.

В то же время сам Луговой настаивает на версии, что Литвиненко пал жертвой Березовского. И что не он заразил своего знакомого лучевой болезнью, а тот его. Дело в том, что у Лугового и Ковтуна были отмечены слабые признаки заболевания, но пока они не привели к серьезным последствиям. Из этого чисто логически можно предположить, что Литвиненко «нахватался» полония раньше и заразил своих собеседников.

Есть и второй вариант, в котором Березовский не при чем. Известно, что Литвиненко хотел делать бизнес самостоятельно, и, возможно, пытался торговать радиоактивными материалами. В таком случае гипотетически можно предположить, что он знакомил бизнесменов-сослуживцев с образцами «готовой продукции». Впрочем, не исключен вариант, что Луговой до сих пор является сотрудником российских спецслужб и ехал к Березовскому с намерением убить его полонием. Но это совсем «киношная версия», мало похожая на правду. В любом случае, можно констатировать, что вокруг фигуры Лугового и дальше будут разворачиваться нешуточные страсти с элементами разоблачений.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам