Политические учения

Вопрос вступления Украины в НАТО пока не стоит на повестке дня, но Североатлантический альянс не выпускает нас из поля своего зрения уже много лет. Одной из форм сотрудничества являются регулярно проводимые учения. В разгар политической борьбы накануне выборов «Си Бриз-2007» могут стать еще более мощной миной замедленного действия по сравнению с прошлогодними провалившимися учениями. Правда, аргументы у митингующих сейчас слабее – разрешение Верховной Рады в этом году есть…

По случаю празднования 10-летия Хартии об особом партнерстве генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер дал пространное интервью украинским информационным агентствам. Как человек дипломатически вежливый, он сказал много общих фраз, суть которых сводилась к тому, что украинским кораблям приятно плавать в компании с НАТОвскими, а сам Альянс – не моющее средство, и г-н Схеффер не собирается доказывать его полезность народу Украины.

На счет моющего средства можно согласиться. На счет кораблей – нет. Поскольку Украина не имеет ни одного нормального современного корабля, конкурентоспособного в боевых действиях на море. Остатки советской роскоши догнивают в Севастополе, а более-менее пристойные экземпляры, демонстрируемые туристам во время лодочных экскурсий, – это «постояльцы» российского ВМФ.

Кроме того, даже невооруженным глазом видно, что Украина далека от милитаризации и «военизации». Ее мужское население, отбывая непродолжительную воинскую повинность, получает знания, как покрасить забор, доставать без денег водку и обрабатывать приказарменный огород, но плохо представляет себе, что такое современное вооружение. Правда, у нас бесчисленное количество милицейских спецназов военного образца: «Барсы», «Гепарды», «Ягуары» и прочие «кошачьи» состоят преимущественно из зрелых контрактников и вполне в состоянии отразить террористическую атаку, если таковая будет иметь место. «Заложников» при случае освободит скучающая вот уже 15 лет «Альфа». В крупномасштабной войне нам делать нечего: это не наша специализация в мировом разделении труда.

Возникает вопрос: зачем нам НАТО? Участвовать в военных действиях небольшими группами личного состава и техники можно и под эгидой ООН. Делать тут военные базы НАТО большого смысла нет, так как по существующей в Украине традиции материальные ценности обязательно разворуют, а местная обслуга найдет способ «встречи» со спиртным. Тем более что Украина – не Саудовская Аравия и не Средняя Азия. Летать отсюда бомбить Багдад (Кабул, Тегеран и иже с ними) – далековато. Проводить учения – ландшафт не тот.

Если хорошо подумать, то главное, что может выкрутить НАТО из Украины – это загнать ее в долги. Пообещав в обмен на вступление всестороннюю поддержку при вхождении в ЕС. Но, господа, будем реалистами. НАТО – это не подготовительные курсы Евросоюза. «Континентальный» клуб давно и прочно закрылся от нашей страны и не собирается рассматривать вопрос о вступлении раньше, чем через 10-15 лет. Т.е. говорить, что мы можем оказаться в ЕС в обозримом будущем – это смешно.

Что будет к этому времени с НАТО, никто не знает, поскольку идут весьма неоднозначные процессы превращения блока из милитаристского союза западных стран в такой себе международный военный блок «друзей Вашингтона». А Европа постепенно склоняется к формированию своих собственных вооруженных сил, сконцентрированных на охране континента, а не ассистировании Штатам во время их военных кампаний.

Однако если мы выскажем желание вступить в Североатлантический альянс, скажем, через 5-8 лет, в ближайшие три года должна начаться подготовка к этому знаменательному событию. Подготовка будет заключаться в том, что нам сначала расскажут, какое вооружение должна иметь страна, желающая вступить в НАТО, потом покажут его, а затем заставят купить. В то же время наша наполовину потешная армия вполне справляется с поставленными перед ней задачами посредством советских запасов стрелкового и всякого другого оружия. Этого добра на наших складах столько, что, украв или продав большую его часть, можно вооружить еще две армии и не изготовлять нового.

Но такого «безобразия» нам никто не разрешит. Старое оружие придется утилизировать (на что тоже нужны деньги), новое закупать. Изготовлять тут по западным лицензиям нам вряд ли кто-то позволит. А современное украинское оружие (скажем, стрелковое производства «Форт») позволят иметь лишь при условии, что оно пройдет стандартизацию в НАТО. Сразу скажу – стандартизация является формой мягкого отказа. Поскольку, если в альянсе, грубо говоря, принято как стандартное оружие пистолет «Смит-Вессон», то менять наши «Макаровы» придется только на «Смиты» и никак не на «Форты». То же самое касается тяжелого вооружения, требований к экипировке, питанию, силовой и прочей подготовке личного состава, количественному и качественному соотношению оружия и солдат.

В общем, возникает необходимость масштабного «евроремонта» Вооруженных сил, на который у нас нет денег, и который нам, честно говоря, не нужен, так как Украина не стремится стать образцовой военной державой. Чтобы провести такое мероприятие, необходимо много, я бы сказал, очень много денег. У нас их нет, и мы, вероятно, получим часть ресурсов в кредит. Кредит придется отдавать или отрабатывать. Каким образом – решит НАТО.

Все это я говорю потому, что хочу поспорить с послом США в Украине Уильямом Тейлором, заявившим на Международном форуме «Евроатлантическое будущее Украины» следующее: «Соединенные Штаты Америки считают самым большим препятствием вступлению Украины в НАТО политизацию работы Генеральной прокуратуры, Совета национальной безопасности и обороны, Конституционного Суда и Центральной избирательной комиссии». Нет, дорогой посол, самое главное препятствие «НАТОтизации» Украины это отсутствие экономической целесообразности процесса. И если некоторые аналитики говорят, что, дескать, позорно иметь только одну подводную лодку, которая не плавает, то они ошибаются. Лодку нам иметь незачем. И содержать отряд подводных диверсантов в Крыму (есть такой во внутренних войсках) – это, в общем-то, баловство и дань советским амбициям.

Таким же баловством является проведение разного рода учений, в том числе – «Си Бриз», поскольку сразу после его окончания солдаты едут копать картошку, а генералы строить себе особняки за казенные деньги. И ничего в нашей армии не меняется. С таким же успехом можно было бы проводить в рамках военного сотрудничества с НАТО конкурсы солдатской песни: спели и разошлись.

Впрочем, при внешней бесполезности всякого рода НАТОвских мероприятий они являются составляющей частью целенаправленного движения альянса в нашу сторону. Если бы это движение носило только экономический характер (демонстрация нам преимуществ НАТОвской техники, вооружения, систем связи и принципов обучения солдат, с естественным намеком, что надо бы это время купить), было бы полбеды. Но за учения мы платим самой серьезной «валютой» – уступками политического толка.

Скажем в подписанном Виктором Ющенко указе «О Целевом плане Украина – НАТО на 2007 год в рамках Плана действий Украина – НАТО», среди всякой формальной ерунды, содержится такой интересный пункт, как наше обязательство перед Альянсом провести переговоры с Россией о делимитации государственной границы в Азовском, Черном морях и Керченском проливе для завершения ее правового оформления в 2007 году. Причем названы конкретные сроки – видимо, вне зависимости от того, будет или нет Россия соглашаться с этими сроками. Если кто еще не понял, то поясняю: переговоры о делимитации государственной границы неизбежно поставят вопрос и о российской военно-морской базе в Севастополе. Это, собственно, НАТО и надо. Надо ли оно нам – другой вопрос.

Также весьма забавным выглядит юридический момент: насколько я помню, решение разрешить учения Верховная Рада приняла 6 апреля. То есть уже после указа о роспуске, когда президент не признавал ее существования. Возникает вопрос: может ли Минобороны, стоящее горой за президента, учитывать разрешение «нелигитимной» Верховной Рады или надо полагать, что такого разрешения нет. Забавная ситуация. Однозначного ответа пока не вижу.

Возвращаясь к теме традиционных летних митингов, замечу, что в прошлом году учения «Си Бриз» не состоялись в Крыму из-за протестов местного населения. Поэтому в нынешнем году маневры перенесли из Крыма в Одесскую и Николаевскую области. Туда приехало около двух тысяч человек, в основном «птенцы гнезда Витренко» и провели крестных ход. Основной митинг назначен на 9 июля, в день официального начала учений.

Осведомленные источники полагают, что митинги будут слабыми и учения состоятся. В лучшем случае протестующие сумеют заблокировать выход к акватории Одесского морского порта (готовится бессрочный пикет на морском вокзале, куда прибудут военные корабли НАТО), но, скорее всего, такой возможности у них не будет. Основная же часть маневров пройдет, как это было многие годы, на полигоне «Широкий Лан» под Николаевом. Важным политическим моментом будет поведение милиция и СБУ во время протестов. В зависимости от того, будут или не будут побиты демонстранты, и, главное, кем побиты, разные политические силы получат дополнительные агитационные козыри на выборы.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам