Европрорыв для украинцев

Очередное, 11-е по счету, заседание Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Люксембурге 18 июня 2007 года как-то неожиданно для многих закончилось удивительно успешно. Для Украины и украинцев, которые уже начали привыкать, что евроинтеграционная риторика риторикой и осталась, а до конкретных дел не доходило. Теперь же украинцы могут стать ближе к Европе и реально почувствовать себя европейцами.

По итогам заседания были подписаны три соглашения – об упрощении оформления виз, о реадмиссии (взаимном возвращении пойманных нелегалов) и о торговле некоторыми сталелитейными изделиями.

Причем документы в присутствии премьера Виктора Януковича, возглавлявшего украинскую делегацию, были подписаны в очень выгодном для Украины виде. Несмотря на острейший политический кризис, которым сегодня охвачена верхушка украинской власти и который может помешать как любым реформам внутри Украины, так и ее главной цели – дальнейшей интеграции в Евросоюз через подписание нового 10-летнего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение, уже названное «углубленным» (УС), должно предусматривать создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС с дальнейшим полноценным выходом украинских товаров на общий европейский рынок и не отбрасывать альтернативу полноценного членства в этой организации. Документы, подписанные 18 июня в люксембургском «Ким Конференц Центре», – это три конкретных шага в этом направлении, положительные последствия которых, тем не менее, смогут ощутить не только договаривающиеся чиновники, но и простые украинцы.

Например, соглашение об упрощении визового режима предусматривает не только платное (по фиксированной цене – 35 евро за обычное оформление и 70 евро – ускоренное, в 3 дня) получение годичных и 5-летних виз, но и бесплатное. Для значительной части населения, включая членов официальных делегаций, журналистов, пенсионеров, детей и молодых людей до 18 лет, студентов, инвалидов, спортсменов, деятелей науки и культуры и т. д. Соглашением также установлено, что решение в отношении запроса на оформление визы принимается в течение 10 календарных дней с даты получения заявления и документов, необходимых для оформления визы. Срок рассмотрения заявления может быть продлен до 30 дней в отдельных случаях, в частности, в случае необходимости дальнейшей проверки предоставленных документов. В срочных случаях рассмотрение заявления может быть сокращено до двух или менее рабочих дней. И что самое главное – предусмотрен механизм апелляционного обжалования отказа посольства в представлении визы. Установлен и четкий перечень документов, необходимых для получения въездных виз.

Соглашение о реадмиссии, на котором настаивал ЕС, тем не менее, устанавливает 2-годичный переходной период для Украины, когда она может не принимать выловленных в Европе нелегалов, попавших туда с украинской территории, а потратить это время на обустройство центров содержания возвращенных. Причем и за деньги ЕС. Брюссель в этом году на эти цели выделит 10 млн. долл., а в следующем – 30 млн. евро. Если эта работа будет отлажена на должном уровне, на Украину перестанут смотреть как на потенциального поставщика нелегалов, а значит, и доверие к ней и к ее гражданам будет значительно выше. Кроме того, Европа должна будет обязательно доказать Украине, что пойманный ею нелегал попал на континент с украинской территории.

«Стальное» соглашение предусматривает увеличение квот на экспорт украинской сталелитейной продукции в страны ЕС в 2007 году на 30% – с 1 млн. тонн до 1,32 млн. тонн. А это, как вы понимаете, гарантированный для украинских предприятий экспорт и оплаченная занятость людей.

Так что, повторяю, подписанное – это однозначный успех украинской дипломатии. Более того, чуть ли не впервые довелось увидеть настоящего министра иностранных дел Украины – Арсения Яценюка, за которого не было стыдно. Я не видел, как он договаривался с европейцами, но выглядел он не вечным просителем, а равноправным участником переговоров, главная задача которого – конкретная защита прав конкретных сограждан, а не аморфные рассуждения о «вечных ценностях демократии» и прелестях евроинтеграции. Назвав соглашение об упрощении визового режима «очень важным событием в двусторонних отношениях Украины с ЕС», но «далеко не последней точкой в сотрудничестве по вопросу упрощенного визового режима», Яценюк сказал: «Следующая задача для МИДа – это полная унификация всех процедур выдачи виз для украинских граждан. Второе направление – это работа со странами-членами ЕС, в том числе и путем мониторинга выдачи виз украинским гражданам, который мы уже один раз провели. Да, это вызвало определенное недовольство. Но ничего, это очень помогает для конструктивного диалога в будущем».

Как мы помним, новый глава МИД Украины, несмотря на то, что является выходцем из «оранжевого» Секретариата президента, где не привыкли обращать внимание на «малэнькых украинцив», думая, что те обойдутся и словами о любви в их адрес, в апреле этого года провел мониторинг проблем, с которыми сталкиваются сограждане под консульскими отделами посольств. Выяснил он, что иноземцы украинцев просто унижают, и ознакомил с выводами мониторинга все посольства. Те встали на дыбы: дескать, односторонне нарушаете договоренности, не будет вам соглашения об упрощенном визовом режиме. Но МИД, видимо, настоял на своем, и демократические сердца европейцев растаяли. Так, похоже, с ними и надо действовать в интересах своих граждан: не могут же европейцы откровенно игнорировать ими же провозглашенные демократические ценности, как это привыкли делать их украинские «оранжевые» союзники…

Короче, Яценюк приятно удивил. И подтвердил то, что начали забывать поглощенные своими внутренними дрязгами украинские политики и государственные деятели: если ты занят защитой интересов страны и ее граждан на внешней арене, то не важен твой внутренний политический окрас – «оранжевый», «бело-голубой» или «серо-буро-малиновый».

Помогла успеху дипломатов, наверняка, и позиция премьера, который однозначно сказал то, чего хотели от него все понимающие европейские чиновники очень высокого уровня. Характеризуя ситуацию в Украине, Янукович заявил, казалось бы, парадоксальное: именно острейший политический кризис помог понять «безальтернативность курса на евроинтеграцию», ибо украинские политики осознали, что «есть черта, переступив которую, можно потерять европейскую надежду».

А все потому, что ЕС хочет одного – урегулирования украинского кризиса «на основе демократии и верховенства права». И с учетом замечаний Венецианской комиссии, которая оценивает те или иные правовые шаги европейских стран. Об этом в один голос Януковичу говорили Франк-Вальтер Штайнмайер, глава МИД председательствующей сейчас в ЕС Германии, Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар Еврокомиссии по вопросам внешних отношений и европолитики соседства, Франко Фраттини, вице-президент Еврокомисии. Именно они от имени ЕС скрепляли подписями все документы. Такой же точки зрения, уверен, придерживается и генсек Совета Евросоюза, высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, который не смог принять участие в упомянутом заседании, но после долго разговаривал с Януковичем в закрытом для прессы режиме.

И Янукович в Люксембурге в очередной раз обрисовал свое видение разрешения украинского кризиса: если досрочные выборов 30 сентября все же состоятся, то их результатом должно стать создание дееспособного парламента. А уже в нем конституционное большинство депутатов должно изменить Конституцию Украины так, чтобы в ней появилась сбалансированная система власти, все ветви которой совместными усилиями могли бы консолидировать украинское общество. «Это очень плохо, когда один орган власти блокирует работу другого», – подчеркнул премьер после встречи с премьер-министром Великого Герцогства Люксембург Жаном-Клодом Юнкером.

В то же время некая натянутость отношений между ЕС и Украиной существует. Это можно было заметить хотя бы по тому, как украинцы и еврочиновники оценивали подписанные документы. Янукович поставил на первое место по значимости соглашение об упрощении визового режима. А Штайнмайер – соглашение о реадмиссии. Как говорится, что у кого болит…

Случился, кстати, и такой не очень приятный момент: европейцы сейчас не очень хотят ездить в Украину, охваченную кризисом власти. Премьер Люксембурга г-н Юнкер был тем человеком, благодаря которому первое заседание Совета по вопросам сотрудничества между ЕС и Украиной состоялось в сентябре 1997 года, то есть раньше, чем это предусматривало действующее сегодня 10-летнее соглашение Украина – ЕС. И он сам сказал, что с радостью посетил бы Киев и отметил юбилей, но «сентябрь – не лучшее время для визита». У нас, как известно, в это время выборы…

А на прошлой неделе посетить Украину и отметить 10-летний юбилей подписания Хартии об особом партнерстве Украина–НАТО отказался Североатлантический совет НАТО (САС НАТО). И тоже из-за выборов. Как говорится, тенденция, однако: сначала НАТО, потом главы стран-членов ЕС…

В общем, ситуацию в отношениях между Украиной и ЕС сейчас и в перспективе очень удачно одной фразой, как по мне, охарактеризовал Янукович. «Придет время, и вступит», – так он ответил на вопрос, когда же вступит в силу конкретное – и долгожданное – соглашение об упрощении визового режима. Но в полной мере эти слова касаются всего спектра отношений. Именно Украина должна сделать все, чтобы это время, после которого все соглашения вступят в силу, пришло быстрее.

Хотите пример? Как говорят в Одессе, их есть у меня. То же визовое соглашение вступит в силу после ратификации его Верховной Радой. И это действительно может случиться нынешней осенью, как и прогнозируют украинские чиновники. Но их можно спокойно «подправить» одним уточнением: если будет в Украине дееспособный парламент. Ибо даже если упомянутое соглашение ратифицирует Европарламент, а в Украине Рада будет «неполномочной», то прекрасные пункты документа, облегчающие жизнь рядовым украинцам, так и останутся на бумаге…

И так во всем. Для налаживания плодотворного сотрудничества с ЕС важны ведь не только подписанные документы, но и их четкое выполнение. «Не словом, а делом», – пошутил постоянный представитель Украины при ЕС Роман Шпек. По его мнению, украинцы не должны обижаться на рекомендации Европы, ибо «мы так долго и настойчиво обращаемся в ЕС и к европейцам за помощью и советами, что они считают себя вправе давать нам рекомендации».

И Шпек, и Яценюк, и, наверное, Янукович отлично понимают, что даже выстраданное «углубленное» соглашение с ЕС на 10 последующих лет мало просто подписать во взаимовыгодном для сторон виде. Нужно еще наполнить его конкретным содержанием. Даже на уровне новых соглашений по сотрудничеству в конкретных отраслях. А после этого нужна и конкретная работа на общей законодательной основе и по одинаковым стандартам. А вот с этим в Украине проблемы как были, так и остаются.

Похоже, именно это и имел в виду Янукович, когда после подписания документов заявил, что «мы (Украина то есть. – Авт.) очень корректно высказываем наши пожелания». А европейцы, увы, такую «корректность» сегодня приветствуют: им надоели как просьбы Украины ее «обязательно принять», так и украинское же ничегонеделанье, постоянно прикрываемое пустыми лозунгами…

…Однако 18 июня в Люксембурге все же состоялся давно ожидаемый европрорыв. На бумаге. И если украинцы не будут теми «лохами», за которых их держат украинские же власть предержащие, то они заставят чиновников хоть что-то делать. Ну а если не заставят, то, как говорится, на «нет» и суда нет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам