Повесть о настоящем прокуроре

“Власть без власти” – похоже, под таким лозунгом Секретариат президента решил идти на непризнанные пока никем выборы Верховной Рады, увольняя всех, кого можно теоретически уволить. Парламент, с точки зрения Банковой, распущен. Полномочия Кабинета министров в любой момент могут быть прекращены (указом). Судьи Конституционного суда отозваны (не воспринимающие указ от 2 апреля – преданы «анафеме»). ЦИК ушел на больничный. Над генеральным прокурором завис «дамоклов меч» указа. Кто остается в лавке? Да никто. Виктор Андреевич с Юлией Владимировной и американский посол с мечтой о ракетном щите.

Ключевым пунктом проекта «Безвластие-2007» является именно увольнение Генерального прокурора. Сразу после Пасхи Ющенко ветировал закон «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» (о согласовании с нормами Конституции Украины положения о генеральном прокуроре)», который Верховная Рада приняла 20 марта этого года. В соответствии с ветированным законом, генеральный прокурор и назначается на должность, и освобождается от нее с согласия Верховной Рады. Поскольку закон ветирован, Ющенко считает, что может уволить назначенного с согласия парламента генпрокурора самолично. Это дает ему широкие возможности держать Александра Медведько в напряжении. Почему?

Медведько еще ни разу не удовлетворил гаранта и его навязчивые просьбы. Напомним, что Генпрокуратура не нашла криминала в якобы неравномерном возмещении НДС областям. Объяснила, что в соответствии с Конституцией не осуществляет надзора за законностью принятых парламентом нормативно-правовых актов (когда Ющенко потребовал провести «экспертизу» принятых после 2 апреля законов и постановлений ВР). Наконец, ГПУ возбудила уголовное дело относительно вмешательства в работу Конституционного суда, когда СБУ (выполняя рекомендации одного из сотрудников Секретариата «рыть носом землю в поисках компромата») навешала «коррупционных собак» на судью-докладчика Сюзанну Станик.

За сутки до того, как у Александра Медведько прихватило сердце, председатель Верховной Рады Александр Мороз открыто заявил, что людьми с Банковой делается попытка освободить Александра Медведько от должности генерального прокурора, «потому что он неуправляем».

Однако Медведько успел раньше: он переместился на больничную койку, оставив заменой одного из наиболее опытных и стойких руководителей ведомства – Виктора Пшонку. Человека, о характере которого говорят «где сядешь, там и слезешь». Назначение Пшонки и.о. генпрокурора «убивает» сразу двух «зайцев»: не позволяет президенту реализовать план «обезглавливания» ГПУ (поскольку уволить и.о. нельзя), а также в случае обнаружения в действиях отдельных должностных лиц признаков уголовных преступлений брать их за «жабры», невзирая на лица и (пардон, за тавтологию) близость к первому лицу.

Дело в том, что в вопросах следствия и контроля за силовиками – Пшонка как раз профи. В ГПУ он курировал самый ответственный участок работы: надзор над правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и досудебное следствие. Другими словами, к нему стекалась вся информация о наработках СБУ, МВД, налоговой милиции, Гостаможни и Госпогранслужбы в сфере расследования преступлений.

К слову, во время первого «пришествия» в Генпрокуратуру в 2003-2004 годах он также отвечал за организацию надзора над соблюдением законов со стороны силовых ведомств при проведении ими оперативно-розыскной деятельности, дознания и досудебного следствия, а также курировал вопросы, связанные с взаимодействием Генпрокуратуры и Кабинета министров.

Даже потенциальные конкуренты отзывались о Пшонке с профессиональным почтением. Например, бывший генпрокурор, а ныне народный депутат от «Регионов» Святослав Пискун в одном из интервью упомянул его как хорошего работника на всех этапах карьеры: «Замечаний к Пшонке во время его работы прокурором Донецкой области не было, он был на хорошем счету, не занимался политикой». В СБУ о Викторе Павловиче тоже отзывались с «плюсом», говоря, что он «жесткий, но честный человек». Путь, который прошел нынешний и.о. генпрокурора, – обычный для людей его профессии и круга. Родился в маленьком шахтерском поселке. В 1981 году закончил один из самих престижных юридических вузов СССР – Харьковский юринститут – по специальности «правоведение». Начинал стажером в Краматорской прокуратуре. Поднимался по служебной лестнице своими силами, без протекции и волосатой лапы сверху: следователь, помощник прокурора, прокурор Краматорска, первый заместитель прокурора Донецкой области, прокурор области, заместитель генерального…

Работая в Донецке, большое внимание уделял борьбе с коррупцией. Только за короткий период после назначения на пост областного прокурора было возбуждено полсотни уголовных дел по признакам коррупции, из которых в суде нашли подтверждение свыше 90%. Примером бескомпромиссной борьбы с коррупцией в правоохранительных органах долгое время было уголовное дело против милиционеров-взяточников из Славянска, на которых никто из жертв не хотел давать показания, и только скрупулезная работа прокуратуры позволила собрать полный комплект доказательств.

Еще одно громкое дело «донецкого периода» Пшонки – это так называемая «банда ревизоров»: группа сотрудников налоговой милиции Горловки, которые на протяжении длительного времени контролировали фиктивные фирмы-однодневки, занимались легализацией (отмыванием) преступно заработанных денег, добытых преступным путем, похищали бюджетные средства в миллионных масштабах и были плотно связаны с бюрократическим аппаратом на местах. Говорят, что во время расследования этого дела к прокурору Донецкой области приезжали «ходоки» с нижайшими просьбами и «подношениями», упрашивая отпустить ревизоров, прикрыть дело и завершить его «миром» с колоссальной выгодой для участников сделки. Пшонка отказался от всего и довел дело до суда.

Надо заметить, что когда нынешнего и.о. генпрокурора обвиняют в излишней «донецкости», забывают о масштабной «войне» с угольными королями региона, вылившейся в десятки возбужденных уголовных дел и оглашенных судебных приговоров. Невзирая на лица и связи, прокуратура раскрутила крупную аферу с «паразитированием» на теме реструктуризации шахт: начиная от финансовых потоков, предназначенных на эти цели и пущенных «мимо», и заканчивая хищением средств, предназначенных на заработную плату, проблемы охраны труда и техники безопасности и т.д.

Профессиональное и человеческое участие Пшонка принял в одном из самых громких дел в истории региона – расследовании похищения и убийства двух сыновей краматорского бизнесмена Валерия Карпенко, генерального директора ЗАО «Тяжпромкомплект». Пшонка стал первым должностным лицом, к которому кинулся убитый горем отец (они были знакомы по Краматорску), он сразу принял все необходимые меры для активного следствия и все время держал руку на пульсе событий. Как впоследствии выяснилось, 31-летнего Дмитрия и 24-летнего Дениса Карпенко похитили и убили 26 сентября 2002 года. Организовал убийство тогдашний начальник милиции одного из райотделов области, 40-летний подполковник милиции. Дело расследовалось прокуратурой, преступление раскрыли, большая часть преступников – наказаны.

Последнее утвержденное Пшонкой обвинительное заключение по делу, которое Генпрокуратура направила в суд, касалось обвинения двоих граждан Украины в совершении контрабанды исторических, культурных ценностей и холодного оружия на сумму более 400 тыс. грн.

Напомним (в прессе об этом уже сообщалось), что нарушители были задержаны в аэропорту «Борисполь» сотрудниками таможенного контроля совместно с сотрудниками СБУ при осмотре личных вещей. Все предметы старины (картины, сабли, кинжалы) злоумышленники пытались провезти в Украину из Грузии по поддельному заключению Министерства культуры этого государства, которое подтверждало, что вывозимые вещи не представляют собой культурной ценности. По слухам, за упомянутых граждан хлопотали «серьезные люди». Но их хлопоты ни к чему не привели: как мы уже заметили, Пшонка «устойчив» ко всякого рода «просьбам» и подвержен только одному «влиянию» – буквы закона.

Изложенное выше – лишь незначительные штрихи к портрету человека и прокурора. Пастельные оттенки мог бы добавить сын Артем – депутат Верховной Рады от фракции «Регионов». Но, как ни парадоксально, даже он не может похвалиться протекцией со стороны отца. В одном из своих интервью Артем Пшонка заметил: «Мой отец – человек очень строгих правил и серьезных принципов. Поблажки мне никогда ни в чем не давал и спрашивал за все – от малейшей детской провинности до ошибок в работе – по самому большому счету. Если посмотрите мою трудовую книжку, то увидите, что первое мое место работы – и.о. стажера в прокуратуре. Затем – стажер, помощник, стажер старшего помощника и т.д. Таким образом, я прошел все ступеньки, которые только можно пройти, работая в таком солидном органе, как прокуратура. И навсегда запомнил сказанное мне однажды отцом: «Нельзя стать генералом, не пройдя казармы»…».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам