Нефтегазовое обновление

«Нефтегаз» привыкает к новому руководству. Отставка Владимира Шелудченко стала неожиданностью для многих наблюдателей, но эксперты в нефтегазовой области ей не удивились. Влияние бывшего руководителя НАКа на процессы внутри компании было сведено к минимуму, а все вопросы решал министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Нового главу «Нефтегаза» аналогичная конфигурация, похоже, будет устраивать…

Как говорят знающие люди, Юрий Бойко настолько контролировал все хозяйственно-текущие процессы в «Нефтегазе», что Владимир Шелудченко чувствовал себя в роли «вьетнамского космонавта» из известного анекдота: «Собак покормил? Покормил. Сиди тихо, приборы не трогай!». Шелудченко держался в такой роли достаточно долго, теша себя надеждой, что, пока разногласий нет, можно мириться с ситуацией, когда министр дает прямые распоряжения его подчиненным. Но когда разногласия появятся, он всегда сможет пригласить в арбитры премьер-министра, чьей креатурой глава НАКа себя и чувствовал.

Однако возникла непредвиденная конфигурация. По неофициальной информации, которая уже частично просачивалась в прессу, у Шелудченко возник комплекс разногласий с вице-премьером и министром финансов Николаем Азаровым, связанных с подготовкой изменений в проект бюджета, где «Нефтегаз» рассматривается как один из «доноров». Поэтому причиной ухода якобы стало то, что руководитель компании был противником снижения налогообложения НАК, что, по его мнению, не давало шансов развиваться. На самом деле, это скорее могло быть поводом, который Владимир Шелудченко представил в качестве аргументации своей отставки. На самом деле он уходил из-под влияния Юрия Бойко, так как понял, что у премьера слишком много дел, а на его заместителя по вопросам ТЭК Андрея Клюева опираться не приходится – у него свой взгляд на процессы в секторе и своя, если так можно выразиться, игра.

Стать заложником ситуации и выбирать между «умными и красивыми», если Клюев и Бойко, наконец, сойдутся в открытом идеологическом бою и дадут разные указания главе НАКа, Шелудченко не захотел. Тем более что реально влиять на своих подчиненных ему было непросто – они ориентировались на позицию министра. И он решил заблаговременно уйти с прицелом на повышение.

По одной из версий, в недалеком будущем ему предложат пост министра ЖКХ, если такая должность действительно будет создана. По другой – он пока тихо поработает советником у премьера, а там будет видно.

Что же касается Евгения Бакулина, до этого возглавлявшего дочернюю компанию НАК – «Укргаздобыча», то он понимает Юрия Бойко с полуслова. Говорят, что они начинали вместе простыми инженерами на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе. Потом работали в паре «директор – заместитель». С июня 2003 года по март в 2005-го Евгений Бакулин занимал должность генерального директора дочерней компании «Укргаздобыча». В августе-сентябре 2006 года исполнял обязанности председателя правления ОАО «Укртранснефть». А с сентября в 2006-го снова вернулся в «Укргаздобычу». Оба раза он сменил на этом посту Илью Рыбчича.

При этом, по словам экспертов, организаторские и деловые качества Бакулина позволили ему выти на широкий «оперативный простор». Поскольку ситуация с ценами на газ для «Укргаздобычи» была более приемлемой, он в свое первое пришествие в 2003-2005 годах увеличил объем добычи газа силами своей компании в полтора раза, а за год создал сеть из 124 АЗС под маркой «Нафтогаз-Экойл».

Второй раз назначение нельзя считать «подарком судьбы», поскольку руководить дочерней компанией (ДП) Бакулину приходилось в условиях ограниченных цен на газ для населения. А поскольку весь добытый газ «Укргаздобыча» обязана продавать исключительно ему, особо развернуться на этом посту протеже Бойко не мог. Однако даже в такой сложной для ДП ситуации Бакулин сумел в январе ввести в эксплуатацию 9 газовых и 1 нефтяную скважины в Харьковской, Полтавской, Донецкой, Днепропетровской и Львовской областях. А в 2006 году – 68 скважин, увеличив добычу газа на 0,4% до 14,708 млрд. куб. м; добычу нефти на 2,9% до 820,7 тыс. тонн.

Именно этот факт помог Бойко выиграть борьбу за назначение Бакулина, хотя Николай Азаров, по слухам, желал видеть на посту главы «Нефтегаза» Вадима Копылова, да и у вице-премьера Андрея Клюева был свой претендент на этот пост. Благодаря новому назначению министр топлива и энергетики Юрий Бойко надеется ускорить реализацию проектов НАК по добыче нефти и газа за рубежом (прежде всего в Ливане и, если понадобится, в России и Узбекистане) и усилить влияние компании на рынке топлива.

В то же время хозяйство новому шефу НАКа досталось непростое. Минтопэнерго инициировало создание дочернего предприятия «Укргазсети», на баланс которого перейдут все газораспределительные сети. «Нефтегаз» сидит «на долгах» (предыдущее руководство набрало кредитов на $1,5 млрд.), питая неприбыльный коммунальный сектор, а весь коммерческий газ предприятиям поставляют дочерние структуры «РосУкрЭнерго», в частности «Укргаз-Энерго». Министерство топлива и энергетики Украины намерено улучшить финансовое состояние НАКа путем увеличения объемов транзита нефти на 12%. Грамотно реализовать этот проект также предстоит Бакулину.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам