Полуконец недочлена?

Это же надо так: в праздник и по сопатке! Наотмашь! По больному месту! И кто?! Европа! Но придется утереться, ибо где же еще нужно чинить канализацию, убирать мусор и всякое дерьмо на улицах, воспитывать чужих детей, подтирая им сопли? Не в родной стране же, действительно, тут ведь уже все это сделано.

Уже никто не харкает на мостовые, бесперебойно гражданам подается даже в самых захудалых селах горячая и холодная вода, зарплаты поднялись до заоблачных высот, а продавцы доплачивают покупателям, когда те хотят что-то прикупить, президента, если он что-то хочет сказать, понимают даже умалишенные – так он доступен в правильной аргументации…

Это не об Украине, говорите вы? Да? Неужели? Так зачем же тогда обижаться, когда Евросоюз посылает Украину куда подальше именно в праздник, может быть, самый нужный расхристанной вдрызг стране – в День соборности? Европа поступила с Украиной, увы, так, как она, Украина, того заслужила в ее нынешнем состоянии. Причем вся Украина, а не только ее власть, которую сами же украинцы и избрали и до сих пор страдают от этого…

Что произошло? Да, в общем-то, ничего непредвиденного. В день, когда Украина отмечала свой День соборности и готовилась выслушать очередную «проповедь» президента, который в это время находился в Швейцарии на «плановом обследовании», Европа в лице ее Евросоюза отмахнулась от Киева, как сытая корова от надоедливой мухи в жаркий день. Совет министров иностранных дел стран-членов ЕС на своем заседании решил, что новое, так называемое «Усиленное соглашение» (УС) с Украиной не будет предусматривать «конкретного будущего развития двусторонних отношений». То есть не будет содержать такого желанного киевским властям пункта о будущем членстве Украины в ЕС. Но был выдан мандат на начало переговоров с Украиной об этом соглашении.

Представитель Еврокомиссии Эмма Удвин уточнила, что согласно принятому мандату в новом соглашении не будет записано положение о возможности членства Украины в ЕС, но не будет и положения о невозможности членства Украины в ЕС. Почему? Да просто потому, что, сказано в решении Совета министров, ЕС признал европейские стремления Украины еще в 2005 году. А сейчас будет просто по-прежнему «поддерживать политические и экономические реформы в Украине, направленные на усиление демократии, стабильности и прозрачности в стране, и хочет усилить свои обязательства в этих направлениях в новом соглашении». В том самом УС.

Федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Волтер Штайнмайер в тот же день, 22 января сего года, по окончании заседания Совета министров в Брюсселе уточнил: «6 февраля состоится встреча на уровне министров. Это – дата, когда переговоры могут начаться». И разъяснил, что ЕС по-прежнему хочет видеть в Украине «доброго соседа». «Мы хотим создавать стабильность в растущем Европейском Союзе, но и наши отношения с соседями также очень важны», – резюмировал он.

Решение Совета министров ЕС, разумеется, вызвало бурю комментариев в Украине. Отметился, конечно же, и недоуволенный, вернее, недоизгнанный из МИД Украины его недоглава Борис Тарасюк. Он, как всегда, излучал оптимизм, сравнимый с поведением какого-нибудь мальчика-дебила, которому конфетку не дали, но пообещали дать. «Еще не вечер, я просто хочу сказать, что не нужно реагировать только на решения, которые имеют временный характер, потому что тот же самый Совет (Совет министров ЕС. – Авт.) может принять другое решение», – сказал Тарасюк. Поддержал его, ясное дело, и постоянный представитель Украины при ЕС Роман Шпек. Этот горе-интегратор, как и следовало ожидать, изобразил обидку на европейцев и заявил, что они-же должны видеть разницу между соседями Европы и европейскими соседями. Чтобы было понятно, разъясню сию глубокую мысль: пан Ромцьо уверен, что ЕС, предлагающему Украине политику соседства, нельзя ставить знак равенства между нею и, скажем, другими географическими соседями континента, например, Израилем и странами Магриба, с которыми Евросоюз тоже намерен «соседствовать» в сотрудничестве. Потому что те, по Шпеку, просто соседи, а Украина – в центре Европы, а в ней самой в центре – президент Виктор Ющенко и его министр Тарасюк. А все, кто этого не понимает и обижает Ющенко и Тарасюка, – козлы, которые только дезориентируют Европу, не понимающую, с кем ей в Украине иметь дело. Безотказной рогульской «чуйкой» чувствует сей хитрый галичанин, что его скоро попрут из Европы, а посему ищет, кто его приветит в родной «нэньке». И сдуру думает, что это будет Ющенко. Как говорится, «ха-ха» три раза: Васюнык ему в помощь…

Более здравую и, как по мне, очень правильную мысль высказал политолог Вадим Карасев. «Формат, предложенный Евросоюзом Украине, – не то чтобы да, не то чтобы нет – означает, что фактически ЕС перекладывает ответственность за европейскую интеграцию на саму Украину, чтобы политические элиты сами разобрались в том, что они смогут предложить Европе… Европа не видит среди украинских политических элит группу, которая может продемонстрировать не только желание, но и предложить политический ресурс для последовательной евроинтеграционной политики Украины, проинтеграционной европейской экономической политики», – сказал он.

И что же что мы имеем в сухом остатке. Во-первых, – и это самое главное! – Украина осталась за бортом институциональной евроинтегарции – как была она, так и осталась недочленом новой Объединенной Европы. То есть ей не предложили и в скором времени не предложат присоединение к Евросоюзу. С присоединением в этом году Болгарии и Румынии ЕС закрылся надолго. А что ему еще надо? Он получил полновесный выход к Черному морю и может усиливать свое южное направление влияния и развития, увы, без Украины и ее черноморских портов и возможностей.

Во-вторых, нужно констатировать, что это именно Украина, к сожалению, своей невнятной внутренней и внешней политикой спровоцировала, если так можно выразиться, такое к себе отношение со стороны Европы и ЕС. Она просто погрязла в своих внутренних разборках, растеряла огромнейший кредит доверия всего мира, полученный во время всем миром же и спровоцированных «оранжевых» событий 2004 года, и перестала быть интересной. Всем. Слабым утешением может служить разве что уверенность в том, что и сама Европа пока не готова интегрировать в себя Украину. У ЕС свои глубинные и сегодня кажущиеся неразрешимыми проблемы: имплементация на просторах ЕС Евроконституции, проблема адаптации теперь уже 12 новых членов ЕС, отношения с Турцией, выяснение отношений с США и т. д. и т. п.

В-третьих, ЕС продемонстрировал не только европрагматизм, но и традиционную политику двойных стандартов. Просто политика таких двойных стандартов Евросоюзу показалась более прагматичной. Потому что если кто-то думает, что в недавно «очлененных» Европой Болгарии и Румынии демократии или элементарного порядка больше, чем в Украине, то он глубоко заблуждается. Но ЕС нужен был выход к Черному морю и его портам. Вот он и выбрал Румынию и Болгарию – более традиционные для Европы страны-партнеры, чем постсоветская Украина. Теперь Европа под разговоры о «недопустимости Ялты-2 и возведении новых разделительных линий» в рамках ЕС и НАТО практически воссоединилась в границах, имевших место до Второй мировой войны. За вычетом территорий Польши и Румынии, отобранных Сталиным…

И, наконец, в-четвертых, Украине вряд ли стоит так уж отчаиваться или крениться в обратную интеграционную сторону – на восток или, если хотите, на северо-восток, в Россию и СНГ с их ЕЭП. Уже упомянутый политолог Карасев нарисовал такую перспективку: дескать, «продолжительное время мы будем иметь не евроинтеграцию, а евроориентацию, то есть Европа – как ориентир, но реальное движение будет идти своим дрейфом – ни туда и ни сюда, ни рыба, ни мясо, ни к селу, ни к городу». И. учитывая украинскую практику последних лет, так действительно может быть.

Но это – самый худший сценарий. Потому что Европа, как ни странно, отказывая Украине в чисто политической интеграции, оставляет открытыми двери экономического сотрудничества. Очень выгодного, в первую очередь, для Украины, если та не прохлопает ушами во время подготовки уже упомянутого выше Усиленного соглашения о сотрудничестве с ЕС с 2008 года. Как известно, перед убийственным для украинских евроинтеграторов заседанием Совета министров ЕС 22 января еврокомиссар по вопросам внешних отношений и политики соседства Бенита Ферреро-Вальднер отметила, что новое соглашение – УС – «выйдет за рамки» уже существующих двухсторонних документов. «Мы хотим проложить путь, который откроет возможности для создания зоны свободной торговли и углубит наше сотрудничество в энергетической сфере. Для этого нам важно начать эти переговоры. Я думаю, что они позволят укрепить процесс реформ в Украине и завершить то, что должно быть сделано. Я думаю, что это также будет важным сигналом для граждан Украины», – сказала она.

Другими словами, г-жа Ферреро-Вальднер не отбросила «голубую мечту» украинских любителей любого сотрудничества как на западе, так и на востоке – возможность создания зоны свободной торговли. Однако это уже Украине придется постараться. И выбить в соглашении такую возможность – записать, что целью сотрудничества с ЕС является полноценная зона свободной торговли украинскими и европейскими товарами. И – это главное! – наполнить эту запись не словами, а полноценным содержанием: иметь, чем торговать, и уметь это делать на принципах, например, той же ВТО. Не зря же еврокомиссарша говорила о продолжении реформ в Украине и завершении процесса трансформации.

Без этого Украину ожидает та же участь, что и в достижении полноправного членства в ЕС. То есть полный провал. И конец всем иллюзиям…

…И очень хорошо, что ЕС, наконец, решился и избавил Украину и ее граждан от ненужных политических иллюзий относительно членства, оставив возможность конкретного экономического сотрудничества по современным рыночным правилам. Если Украина, ее власти и граждане не смогут и этого, то им самим и решать, какой смысл вкладывать в слово «член» и к кому этот новый смысл в полной мере относится…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам