Обновление Москаля

Генерал Геннадий Москаль снова в силовом ведомстве, но не в милицейском. Его назначение зампредом в СБУ произошло стремительно и было связано с тремя факторами: обострившимся конфликтом в Крыму, кадровой чисткой в Службе и новым скандалом с прослушиванием телефонных разговоров должностных лиц. Приход Москаля в СБУ завершает «экипировку» враждующих «армий» конкурентоспособными руководящими фигурами.
Украина словно проигрывает на политическом поле современный аналог «Трех мушкетеров»: «дети двоевластия» – мушкетеры короля и гвардейцы кардинала, готовые дать бой друг другу на земле своей родины…

Геннадий Москаль – один из самых решительных «командармов», доставшихся в наследство президенту Виктору Ющенко от прежней власти. Он действительно очень жесткий, не компромиссный и не паркетный генерал, без свойственной людям его круга оглядки на вышестоящее начальство. Геннадий Геннадиевич, несмотря на солидный опыт работы в «мирных» административных структурах (напомню, что он был главой Закарпатской облгосадминистрации и руководителем Госкомнациональностей и миграции), прежде всего – боевой опер. У которого есть неповторимый стиль работы и конкретные достижения.

Еще со времен первой «крымской командировки» в середине 90-х, когда полуостров был просто украинским Палермо, Москаль понял правило: учитывая продажность наших судов, эффективнее заставить преступника покинуть регион, чем скрупулезно собирать доказательства его вины для комплектации уголовного дела. Поэтому он рекомендовал подчиненным создавать окопавшимся на их территории криминальным элементам невозможные условия для проживания, терроризируя их постоянными визитами спецназа, проверками, дестабилизацией работы бизнеса и т.д. Результат не заставлял себя ждать: с территории компетенции Москаля преступные элементы вскоре сбегали, как тараканы от дихлофоса.

Примечательно, что о своих методах генерал говорил открыто, в том числе и «Киевскому телеграфу». Напомню один абзац из интервью Москаля, опубликованного в номере от 5-11 августа 2005 года: «…Нужно создать этим ребятам такие условия, чтобы они сменили место жительства. Нашли себе государство, где к их прошлым «заслугам» и нынешним похождениям будут относиться лояльнее… Знаете, из своей закарпатской жизни я запомнил принцип изготовления вина. Виноград или яблоки нужно выдавливать до тех пор, пока есть сок. Когда вся жидкость выдавится, жмых выбрасывают на удобрение. Так и борьба с преступностью. Вот почему вы или я как граждане Украины должны жить с бандитами на одной территории? Особенно если точно известно, что эти люди совершили жестокие преступления и не понесли за них ответственности… Мы осуществляем и будем осуществлять ряд мероприятий, направленных на то, чтобы реально избавить страну от криминальных лидеров и их подручных. Одних посадим за совершенные ими преступления, других «убедим» сменить место проживания, третьи, глядя на все это, сами придут к нам с повинной или будут сидеть тихо, как мыши, не пытаясь решать вопросы, находящиеся в компетенции законной власти на местах. Если бы мы боялись, то не начинали бы это дело. Потому что бросать его на полпути нельзя. И нельзя кривить душой, заявлять о наведении порядка в том или ином регионе, если люди знают: истинный хозяин там по-прежнему не милиция, а люди с уголовным прошлым и настоящим…».

К сожалению, из-за сложных отношений с Юрием Луценко Геннадию Геннадиевичу не удалось завершить начатое в МВД, и он сменил оперативную работу на хозяйственную. Но его административная карьера также не сложилась, и все по причине глубокой убежденности в праве граждан Украины не жить на одной территории с бандитами. После назначения губернатором в Луганск он внезапно обнаружил среди депутатов местного совета своих бывших «подопечных», некоторые из которых наедине пугливо прятали татуированные руки за спину и называли его «гражданин начальник». Так уж вышло, что в силу своей профессиональной специфики Москаль как никто другой знал: луганский бизнес в большинстве своем базируется на разрушенной империи криминального авторитета «Доброслава», который имел в середине 90-х эксклюзивное влияние на область и ее политико-экономическую жизнь. Несмотря на то, что его давно уже застрелили, значительная часть «региональной деловой элиты», в том числе пробравшаяся в совет, – это «птенцы гнезда доброславова». Естественно, контакта с генералом, всю жизнь ловившим бандитов, у них не вышло.

Основной политической ошибкой Геннадия Москаля было педалирование болезненной для региона темы русского языка. Впрочем, наверное, не столько ошибкой, сколько публичным затачиванием конфликта с главой облсовета предыдущего созыва Валерием Голенко.

Возвращение Москаля в Крым, который он некогда очищал от банд, многие восприняли как желание президента, во-первых, прекратить Луганский конфликт, во-вторых, взять под контроль ситуацию на полуострове. Но в Крыму произошло полное дежа вю: на выборах 2006 года в парламент АРК и местные советы попали выжившие в перестрелках 90-х «пацаны». В частной беседе Москаль как-то поведал, что первый взгляд на парламент поверг его в непродолжительный шок, столько там было слишком хорошо знакомых лиц.

Не случайно, все время работы Геннадия Москаля в Крыму было сплошной борьбой за «люстрацию» депутатского корпуса и отмену решений советов. Именно с подачи представителя президента в Крыму было раскручено темное прошлое некоторых народных избранников, в том числе – крымского депутата Рувима Аронова, который считается одним из лидеров ОПГ «Башмаки» и якобы является гражданином Израиля, а не Украины, и Александра Мельника, связываемого с ОПГ «Сейлем».

Москаль публично заявил о необходимости создать специальную комиссию, которая бы организовала люстрацию депутатского корпуса, а сведения об интересных моментах биографии народных избранников предоставила бы крымской общественности: «Я бы рекомендовал Верховному Совету Крыма создать комиссию, которая бы провела люстрацию всех депутатов».

А в сентябре он направил в Хозяйственный суд автономии исковое заявление об отмене постановления парламента АРК о выделении 1,7 га земли в Массандре под создание садово-дачного кооператива. Этот вопрос привел к публичному конфликту постпреда с тогдашним депутатом АРК, а ныне министром по чрезвычайным ситуациям Нестором Шуфричем и взаимным обвинениям в прессе.

Параллельно с внутрикрымскими персональными конфликтами, происходил и долгоиграющий скандал с американскими моряками и сорванными международными учениями. Оказалось, что силами постпреда остановить митинговую стихию не удается. В это время (16 июня) Геннадий Москаль попросил предоставить крымским силовикам, в частности руководителю ГУ СБУ в Крыму Виктору Кожелянко, статус заместителей руководителей соответствующих ведомств.

Однако Виктор Ющенко ограничился тем, что потребовал от Игоря Дрижчаного применять все законные методы, для того чтобы не допустить возникновения конфликтов на полуострове. Дрижчаный печально рапортовал, какие меры СБУ принимает для стабилизации ситуации, сложившейся после приезда американских резервистов в Феодосию, но ничего реального не делал. Кроме объявления персоной нон грата гражданина России главы объединения «Прорыв» Алексея Добычина. Неудивительно, что в первую волну кадровых чисток Виктор Ющенко назначил начальником ГУ СБУ в Крыму Владимира Пшеничного, считающегося «национально сознательным» кадром.

Помогать Пшеничному Москаль теперь будет из Киева. В новой ипостаси у него, может, даже больше рычагов влияния на ситуацию в АРК, чем в должности постпреда. Теперь он будет действовать как силовик – с выдворением нежелательных лиц и возбуждением уголовных дел против «интриганов». Вместе с тем Москаль получил возможность активно играть на стороне президента против «силовых подразделений» антикризисной коалиции, к которым в настоящий момент можно отнести МВД и прокуратуру. Насколько равные силы у 300-тысячной «армии» МВД и 40-тысячной когорты СБУшников, сказать трудно. Как сказал, один неглупый человек из этой системы, «Москаль – хороший наездник, но СБУ – дохлый конь».

Впрочем, президент действовал по принципу «чем богаты, тем и рады». Другого силового ведомства у него просто нет. Как нет пока и руководителя СБУ. Тащить на себе ворох нерешенных проблем согласны многие «гвардейцы», но весь вопрос в том, даст ли «добро» парламент на кандидатуры Арсения Яценюка или Юрия Луценко. Для президента пост главы СБУ – это большой торг или громкий провал. Поэтому, не исключено, что обязанности главы СБУ будут по очереди исполнять замы, а на пост руководителя постараются посадить компромиссную фигуру, тихую как пьяный мышонок. В этом случае реальное руководство ведомством окажется в руках «недипломатичного» Москаля. И это, поверьте, может значительно оживить вялотекущий конфликт между «мушкетерами» короля и «гвардейцами» кардинала.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам