Война или игра?

Конфликт между Россией и Беларусью наблюдатели оценивают по-разному. Одни говорят, что это «месть взбунтовавшегося вассала». Другие видят в происходящем некий спектакль для Запада. Третьи высказывают мнение, что дело – только в экономике, и, несмотря на стратегическое партнерство, почти родство, каждая из стран не отдаст другой куска доходов, будет держаться за него «зубами». На самом деле, правы все.

По сути, мир наблюдает большой торг, в газовом тайме которого выиграл Лукашенко, дорого загнав свои ржавые трубы России. Второй тайм – нефтяной, имеет целью вынудить иностранных покупателей российской нефти живее инвестировать деньги в новые трубопроводы. И тут роль Лукашенко загадочнее…

Внешне канва нефтегазового конфликта выглядит следующим образом. Сначала речь шла о цене на газ, и «Газпром» заявлял, что, если до нового года не будет подписано соглашение, с 10:00 1 января 2007 года он прекратит поставки газа белорусским потребителям. Для переговоров с российским газовым монополистом в Москву из Минска 31 декабря 2006 года прибыла делегация во главе с первым вице-премьером Владимиром Семашко. 31 декабря в 23 часа 58 минут пятилетний контракт о поставке и транзите газа в 2007-2011 годах был все-таки подписан в присутствии премьер-министра Сергея Сидорского. Присутствующие успели закрыть папки с документами и выпить шампанского в честь наступления 2007 года.

Суть компромисса заключалась в том, что «Газпром» гарантирует «Белтрансгазу» значительные скидки от рыночной цены на 2007, 2008, 2009 и 2010 годы, а «Белтрансгаз» в свою очередь дорого продает россиянам свои трубопроводы с отсрочкой платежа. При этом ставка платы за транзит держится на невысоком уровне.

Теперь переложим сказанное выше на цифры. Цена российского газа при поставках в 2007 году – 100 долларов за тысячу кубометров. Формула цены с 1 января 2008 года такова: цена при поставках российского газа в Европу, уменьшенная соответственно на 67%, 80% и 90%. Это означает, что чем больше Россия будет повышать цену на газ для Европы, тем более существенной будет дисконт для Минска. Конечная дата – 2010 год – означает не только возможное завершение «царствования» Александра Лукашенко, но и момент, когда Россия перестанет нуждаться в транзитных услугах Беларуси. До этого между двумя странами будет действовать тарифная ставка при поставках газа по сетям «Белтрансгаза» в размере $1,45 за 1000 куб.м., и плата за услуги по управлению газопроводом Ямал–Европа. Для сравнения, «Газпром» платит Украине $1,6 за тысячу кубов, и это тоже весьма немного. Можно сказать, что главная удача «Газпрома» – это выторгованный им низкий транзитный тариф.

Что касается 50% акций ОАО «Белтрансгаза», то здесь, как ни парадоксально, победил Лукашенко. Почему? Очень просто. Как пояснил автору известный западный экономист, в настоящее время ни один инвестор в мире не готов вкладывать в политически непопулярную «лукашенковскую» Беларусь $2,5 млрд. Особенно за трубопровод, по которому то ли будет транспортироваться газ в будущем, то ли не будет. Поэтому единственным реальным покупателем полуржавого трубного добра являлся «Газпром». И как эксклюзивный покупатель, он мог бы додавить белорусов снизить оценку трубы с $5 млрд. до $3-4 млрд. Тем не менее, чтобы не иметь проблем с Западом, который больше зависит от российского газа, чем от российской нефти, «Газпром» согласился отдать за акции $2,5 млрд. равными платежами в течение четырех лет. При этом все платежи будут осуществляться денежными средствами, а значит, в бюджете Беларуси постоянно будет живая копейка. По сути, это своего рода щедрая дотация правительству Лукашенко, немалый размер которой Александр Григорьевич выдавил из Кремля.

Надо заметить, что Владимир Путин был весьма разочарован неудачей внедрения российского плана. Изначально Москва предлагала Минску покупать газ в 2007 году по цене $105 за тысячу кубометров. Эта цена формировалась исходя из того, что $75 за каждую тысячу кубометров Минск будет оплачивать в денежном выражении, а $30 – акциями компании «Белтрансгаз». Белорусскую сторону такие расценки не устраивали. В результате они получили сравнительно недорогой газ и живые деньги за трубу.

С нефтью ситуация несколько иная. Уже много лет на просторах СНГ (и за его пределами) бытует понятие «белорусский бензин». Хотя даже школьники знают, что «империя Лукашенко» – не Кувейт, и богатых нефтяных месторождений там нет. Все дело в том, что в Беларуси сегодня созданы слишком благоприятные условия для переработки российскими нефтяниками их нефти. Согласно протоколу от 6 января 2005 года «О ведении свободной торговли между Россией и Беларусью без исключений и ограничений» Россия поставляла туда нефть без пошлины. В Беларуси же вывозная пошлина в Европу значительно ниже российской. Например, с 1 декабря российская пошлина на экспорт легких дистиллятов и газойлей составляет $134 за тонну, а белорусская – $75,8; пошлина на вывоз из РФ мазута, смазочных масел и отработанных нефтепродуктов – $92,9 за тонну, и $72,2 – из Белоруссии. Поэтому российским нефтяным королям гораздо выгоднее загонять сырую нефть на белорусские НПЗ, и в дальнейшем реализовывать бензин под местной маркой.

Неудивительно, что параллельно с переговорами по газу шли торги вокруг процента, который Беларусь будет отдавать России от процента экспортных пошлин на нефть. Минск предлагал отдавать 70% и оставлять 30% себе. Москва настаивала на пропорции 85% – себе, 15% – Беларуси. Лукашенко тянул до последнего, и получилось, что 15% оказались камнем преткновения посерьезнее, чем акции «Белтрансгаза». Да и нервы у российской стороны в этом случае сдали быстрее. Россия ввела пошлину $180,7 за тонну на сырую нефть, $134 за тонну на светлые нефтепродукты и $72,2 за тонну – на темные еще 8 декабря 2006 года в одностороннем порядке и без надлежащего уведомления. В ответ Беларусь ввела с 1 января 2007 года пошлину в размере $45 за тонну на транспортировку российской нефти по территории республики, определив плательщиком пошлины АК «Транснефть».

«Транснефть», в свою очередь, заявила о незаконности установления таможенной пошлины и о том, что с 6 января Беларусь начала незаконный отбор транзитной нефти. В итоге транспортировка российской нефти через территорию Беларуси в направлении Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии была прервана. «Транснефть» обвинила в срыве поставок белорусскую сторону. Но заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков на пресс-конференции в Гомеле заявил, что он «лично удостоверился в том, что предприятие «Гомельтранснефть Дружба» выполняет договорные условия, подписанные с российской стороной». И сделал почти сенсационное заявление, что технически блокировать транзит нефти Беларусь не может, поскольку кнопка насосного агрегата, которая должна подать нефть в Беларусь, находится на территории России – в магистральных нефтепроводах Брянского управления нефтепровода «Дружба». И отключили Европу именно россияне.

Зачем? На первый взгляд, напрашивается ответ: чтобы дать под дых Лукашенко. На самом деле Лукашенко ничего не теряет на прекращении транзита, поскольку страна затоварена российским бензином. И белорусам выгоднее стоять до последнего, торгуясь за ставку пошлины и параметры ее распределения, чем уступать.

Для россиян же это очень своевременный спектакль, имеющий целью заставить транснациональных инвесторов живенько вкладывать деньги в проекты прямых экспортных трубопроводов из России к потребителям. Отмечу, что хотя поставки российской нефти через «Дружбу» (по территории Украины и Беларуси) пока составляют около 30% всего нефтяного экспорта, сам маршрут доживает последние годы. «Газпром» уверенно строит газопровод по дну Балтийского моря и рассчитывает построить несколько веток в сторону Китая. В восточном же направлении ведется строительство грандиозного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». «Транснефть» активно наращивает экспорт через российский порт в Приморске, через Новороссийск, через Высоцк, Туапсе. Сейчас ведется строительство нефтепровода «Бургас–Александруполис», который позволит не только разгрузить Новороссийск, но и увеличить поставки в Южную Европу на 30 млн. тонн нефти ежегодно. Для того чтобы строительство трубопроводов шло бойчее, нужны деньги. И скандал с Беларусью должен растормошить иностранных инвесторов, заставить их вложить в прямые магистрали деньги сейчас, а не в будущем, когда они посчитают свои прибыли. Когда Путин печально заявляет, что из-за «бяки» Лукашенко России придется снизить добычу нефти (а это резко ударит по ценам, учитывая ее нынешнее первое место в мире по добыче), не только потребители российской нефти, но и биржевые спекулянты вытирают холодный пот со лба.

Во всем этом пока неясен один вопрос: понимает ли Лукашенко смысл игры Путина? Другими словами, используют ли его втемную или он «играет за процент»? С Украиной все гораздо яснее. Ей, как водится, надавали тумаков от чужой драки: пока Минск и Москва делят $4,5 млрд., по украинским нефтепроводам «Дружба» и «Одесса–Броды», соединенным с белорусской частью нефтепровода «Дружба», приостановлены все поставки.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам