Владимир Вечерко: "С ВТО торопиться не нужно"

В парламентском Комитете по вопросам европейской интеграции пока нет председателя. Вроде бы это квота оппозиции, но «нашеукраинцы» и бютовцы никак не могут договориться между собой. А тем временем заместитель главы еврокомитета Владимир Вечерко не теряет времени даром. Он уже возглавил украинскую часть парламентской комиссии по сотрудничеству между Украиной и Евросоюзом.
Владимир Николаевич, как вы считаете, стоит ли на законодательном уровне форсировать процесс вступления во Всемирную торговую организацию?

— Прежде всего, хочу напомнить, что парламентские слушания по проблеме вступления Украины в ВТО были назначены на 18 октября, но по техническим причинам были перенесены на 1 ноября 2006 года. И политической подоплеки в этом искать не стоит. Ее там просто нет. Речь в данном случае идет о более качественной и всесторонней подготовке соответствующих докладов в Верховной Раде. Никакого «торможения» процесса вступления Украины в ВТО нет, хотя некоторые представители европейских структур, посольств и выражали обеспокоенность по данному поводу. Я объяснил им, что, наоборот, и Президент, и премьер стараются сделать все, чтобы 16 декабря 2006 года началась конкретная подготовка к интеграции нашей страны во Всемирную торговую организацию. Но для этого необходимо сначала законодательно утвердить все необходимые документы. Работать взвешенно, без популизма и скандалов, как в прошлом году. Все прекрасно понимают, что простых людей интересует не сам факт присоединения Украины к международному торговому клубу, а последствия такого шага. Грубо говоря, как это отразится на ценах, качестве продукции, которая хлынет в страну в случае открытия рынков, насколько будут востребованы и конкурентоспособны наши товары и услуги на мировых рынках? Как вступление в ВТО повлияет на состояние нашей металлургической и химической промышленности? На эти и другие вопросы должен дать ответ парламент, принимая соответствующие законопроекты. Думаю, что после детального и всестороннего анализа проблемы, к которому будут привлекаться ведущие экономисты, эксперты, предприниматели, Верховная Рада сможет принять соответствующее решение. Если говорить о реальных сроках, то это март 2007 года.


Это официальная позиция вашего комитета?

— Было заседание комитета, на котором прозвучало предложение синхронизировать деятельность Кабинета министров и Верховной Рады в этом направлении. Депутаты выступили с инициативой создать совместную парламентско-правительственную комиссию, чтобы координировать действия по вступлению Украины в международный торговый клуб. Идея была поддержана Кабмином. Хочу особо отметить, что главная задача подобной комиссии — не столько ускорить продвижение Украины в ВТО, сколько просчитать экономические результаты открытия украинских рынков. Думаю, во время проведения парламентских слушаний Комитет по вопросам европейской интеграции внесет предложение включить данную тему в повестку дня сессии, и, скорее всего, депутаты ее поддержат. И не только парламентарии. Уверен, что и Президент Виктор Ющенко заинтересован в том, чтобы рейтинг правительства, Украины в целом на международной арене не снижался из-за того, что наша страна не вступила в ВТО. Поэтому Виктор Андреевич сегодня выступает на стороне правительства и вносит в парламент весь пакет законопроектов, необходимых для интеграции Украины во Всемирную торговую организацию.


Тем не менее, правительство, Партию регионов обвиняют в затягивании процесса европейской интеграции вообще и вступления в ВТО в частности…

— Вы абсолютно правы. Подобные огульные и безосновательные обвинения уже прозвучали из уст лидера фракции «Наша Украина», который с парламентской трибуны заявил о том, что за последние два месяца резко сменился внутренний и внешний курс Украины, поддержанный украинским народом на выборах-2004. Партия НСНУ отмечает, что тормозится процесс вступления в ВТО, фактически остановлены программы сотрудничества с Евросоюзом. Хочу сказать, что во время встречи с главой делегации европарламента по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС Мареком Сивецем особо отмечался следующий факт: за два последних года комиссия не собиралась ни разу! Причем европейцы буквально «забрасывали» нас письмами и предложениями о совместной работе, однако ответной реакции с украинской стороны так и не последовало. Да и не могло последовать, поскольку конкретная работа не велось. Так, одна демагогия… Вот вам и ответ на вопрос, кто, прикрываясь фразами о необходимости скорейшего сближения Украины с Европой, на самом деле палец о палец не ударил для реального продвижения нашей страны в Евросоюз. Одни слова и никаких конкретных дел. Конечно, занимая подобную «конструктивную» позицию, очень удобно обвинять других в «незаконном изменении» внешнего курса…

Я же хочу перейти от красивых слов к реальным делам. Во время встречи с господином Сивецем я предложил перейти от протокольных встреч к конкретным шагам по решению вопросов вступления Украины в ВТО, налаживанию более эффективного сотрудничества с Евросоюзом. Берем, к примеру, Закарпатье, где Украина граничит с рядом европейских держав, и делаем там, условно говоря, зону свободной торговли. На этой опытной площадке отрабатываем трансграничное сотрудничество, новые таможенные правила, вопросы трудовой занятости, миграции. И смотрим, как это все работает на практике. Если нормально, то можно экстраполировать полученный опыт и на другие регионы страны. А если будут сбои, проблемы, то следует внимательно изучить их причины, чтобы не повторять в будущем. Такой подход позволит правильно оценить плюсы и минусы от «взаимного товарного проникновения», создать систему гарантий защиты отечественных производителей.


Не складывается ли у вас впечатления, что Евросоюз сегодня усиленно подталкивает Украину к вступлению в ВТО?

— Не просто подталкивает, а ставит ультиматумы из серии «не вступите в ВТО — не примем в Евросоюз». Однако излишняя поспешность только вредит. Например, в Германии в настоящее время идет процесс расконсервации закрытых ранее шахт, поскольку в Европе складывается напряженная ситуация с энергоносителями. Причем ЕС выделяет на эти цели немалые средства. У нас в 90-е годы по требованию Евросоюза были закрыты десятки шахт. Даже те, где запасы угля составляют 50-80 миллионов тонн! Сегодня же, учитывая тот факт, что газ стремительно дорожает, необходимо не уничтожать, а, наоборот, развивать угольную промышленность. Тем более что запасов «черного золота» в Украине достаточно. И если газ будет по $300—400 за 1000 кубических метров, как прогнозируют некоторые эксперты, то такой ценовой нагрузки не выдержит промышленность даже самых передовых европейских стран. Или возьмем визовый режим, который нам все время обещают сделать более либеральным. Однако на деле никто и не думает облегчать украинцам въезд в Европу. Скорее наоборот, хотя Украина сделала широкий жест, открыв свои границы. Надеюсь, что во время саммита в Финляндии эти обещания будут хотя бы частично выполнены…

Знаете, мне очень понравилась встреча с заместителем главы представительства Германии в Украине Йоганнесом Регенбергом, который выразил надежду на то, что украинская делегация в Европарламенте будет плодотворно работать с немецкими депутатами. Для нас это актуально, поскольку с нового года ФРГ будет председательствовать в ЕС. Кроме того, немцы хотят увеличить объемы инвестиций в Украину, привезти сюда бизнесменов, заинтересованных в развитии угольной и химической промышленности, фермерских хозяйств. Их также интересует агропромышленный рынок, высокие технологии. Но прежде всего, иностранные предприниматели хотят получить законодательные гарантии для своих проектов.

Кроме того, господина Регенберга интересовала внешнеполитическая позиция Партии регионов, ее отношение к ЕС, а также экономическая стратегия правительства Януковича. Я ответил, что наша партия — это одна из самых демократических партий Украины, которая поддерживает принципы рыночной экономики, поскольку структурные реформы начались именно на востоке Украины. И большинство предприятий Восточной Украины сейчас капитализируются и выходят на мировые рынки.


Не может ли вопрос вступления в ВТО поколебать монолитность вашей партии? Ведь внутри фракции Партии регионов нет, скажем так, однозначного отношения к этой проблеме: одни «за», а другие — категорически «против».

— Конечно же, вступление во Всемирную торговую организацию — это очень спорный вопрос. Мы в прошлом году видели, как происходили «битвы за ВТО». Безусловно, разночтения, дискуссии будут и теперь, но они необходимы, поскольку в спорах рождается истина. Однако к расколу ПР это ни в коем случае не приведет: у нас демократическая, современная партия, члены которой понимают, что Украина должна двигаться вперед, выходить на мировые рынки, свободно конкурировать с другими странами. Сегодня тяжело и Президенту, и премьеру, и министру по ТЭК. Но не следует «вешать всех собак» на какую-то персону или политическую силу. Надо совместно искать выход из трудного положения. Украине уже сегодня необходимо готовиться к европейским ценам на природный газ, хотя, я считаю, должен быть переходный период. Надо понимать, что за один день позитивных результатов достичь не удастся, как не получится и немедленное вступление в ЕС. Мы будем сотрудничать в этом направлении, но к быстрой интеграции Украина не готова, поскольку в таком случае мы похороним свое сельское хозяйство и промышленность.


Как вы считаете, должна ли Украина синхронизировать свои шаги, направленные на вступление в ВТО, с Россией?

— Ну россияне же не координируют с нами все свои действия, верно? С другой стороны, я считаю, что пора избавляться от пережитков холодной войны — «догоним и перегоним своего политического противника!». Действовать необходимо в соответствии с экономическими реалиями. Если страна объективно готова к вступлению в ВТО — значит, надо двигаться в этом направлении. Не готова — следует честно и открыто сказать о возникающих рисках. Вспомните, когда после развала Союза Украина осталась один на один со своими проблемами. Нам же никто не помогал, не интересовался, как мы выживаем… Так что советоваться с Россией можно, однако решение Украина должна принимать самостоятельно, с учетом собственных интересов и внешних приоритетов.


Если послушать министра обороны, то получается, что буквально завтра Украина должна вступить в НАТО. Надо ли так торопиться?

— Партия регионов считает, что сотрудничать с НАТО необходимо. Но чтобы понять, насколько необходимо Украине сейчас интегрироваться в Североатлантический альянс, необходимо посоветоваться с народом, вынести этот вопрос на референдум. И, кстати, во время заседания комиссии Украина—НАТО премьер Виктор Янукович предложил временно отложить этот вопрос. Точнее, сконцентрироваться на выполнении Плана действий относительно вступления Украины в Альянс.


Вы служили в армии?

— Я офицер запаса, военный врач…


Значит, вас учили, что НАТО является главным врагом Советского Союза. Скажите, реально ли с помощью проведения массированной кампании относительно миролюбивости Альянса изменить психологию народа?

— Хотя мы сегодня и живем в другое время, однако пропагандистские технологии не изменились. По крайней мере, в отношении сотрудничества Украины с НАТО. Думаю, точка зрения представителей старшего поколения по этому вопросу вряд ли изменится: ведь сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Но против сотрудничества с Альянсом никто не выступает. Если будет убедительно доказано, что взаимодействие с НАТО перспективно и выгодно для оборонной доктрины Украины, для ее внешней политики, экономики, то тогда можно будет более предметно говорить о евроантлантической интеграции. Думаю, то, что говорит сегодня министр обороны, не стоит воспринимать как руководство к действию. Все-таки господин Гриценко — не «советская власть», верно? Есть позиция премьер-министра, возглавляющего исполнительную власть, на которую и следует ориентироваться. Тем более что за ним стоит антикризисная парламентская коалиция, а именно Верховная Рада формирует основы внешней политики государства.


Говорят, что Россия в обмен на проведение лояльной по отношению к Украине газовой политики выдвигает следующее условие: скорейшее проведение референдума по вопросам вступления страны в НАТО. Это делается для того, чтобы окончательно «похоронить» нашу евроантлантическую перспективу?

— Как заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам евроинтеграции скажу: если бы подобные материалы или выводы экспертов о возможности именно такой постановки вопроса существовали, то они лежали бы у меня на столе. Но никаких официальных или неофициальных заявлений по данному вопросу не было. Все это на уровне предположений СМИ.


А как вы считаете, способно ли вступление Украины в НАТО приблизить нашу страну к Евросоюзу?

— Хочу привести пример Финляндии, которая не является членом НАТО, но, тем не менее, очень уверенно себя чувствует в рядах ЕС. Поэтому никакой взаимосвязи между вступлением страны в НАТО и перспективами интеграции в Евросоюз, в чем нас пытаются убедить некоторые политики и чиновники, не существует.


Какие отношения у вас и вашего комитета складываются с министром иностранных дел, который как бы находится сегодня в оппозиции?

— Я считаю, что у нас должны быть скоординированные действия между парламентом и правительством. С этой целью даже создается специальная парламентско-правительственная комиссия. А то ведь получается, что в Брюсселе, России и Вашингтоне звучат совершенно разные заявления. Такого просто не должно быть. Необходимо действовать единым фронтом… Тем более что все выступают за европейский выбор Украины — и члены антикризисной коалиции, и БЮТ, и «Наша Украина». По крайней мере, на словах. А вот на деле уже сложнее. Поэтому мы предложили все евроусилия направить в общее русло, и премьер поддержал подобную инициативу. Такая консолидация сыграет позитивную роль в сфере взаимоотношений Евросоюза, Европарламента и Украины.

Какие практические шаги предпринимает ваш комитет для углубления интеграционных процессов в Украине и для того, чтобы показать Европе, что в нашей стране действительно что-то делается?

На данный момент идет бюджетный процесс. И наш комитет отстаивает финансирование на 2007 год не общих программ по вопросам евроинтеграции, как это было в предыдущие годы, а конкретное целевое направление бюджетных средств на каждую программу, которая предусматривает приведение экономики Украины в соответствие с евростандартами и адаптацию европейского законодательства. Кроме того, мы хотим добиться увеличения финансирования на данные программы и четкого контроля нашим комитетом распределения и использования данных средств.


Кто должен определять основы внешней политики? По Конституции — парламент, но Президент уже заявил о своем желании монопольно формировать внешний курс страны. Кто прав?

— Сразу вам отвечу: прав закон. В Конституции, в статьях 85, 116 и 106 четко обозначено, кто формирует внешний курс, кто отвечает за его реализацию и кто является гарантом его выполнения. Так что ничего дополнительного придумывать не надо. Как не надо и начинать борьбу за монополию на внешнюю политику. Также хотел бы отметить, что в связи с переходом к парламентско-президентской форме правления необходимо принять новый закон о внешней и внутренней политике, поскольку принятый в 1993 году уже устарел. А так как парламент формирует коалицию и, следовательно, правительство, то, значит, Верховная Рада и должна нести ответственность за проведение как внутренней, так и внешней политики.


А как реализовать единый внешний курс, если глава МИД находится в оппозиции?

— Действительно, складывается парадоксальная ситуация, когда заявления премьер-министра через несколько часов «опровергает» министр иностранных дел. Этого быть не должно. Потому что есть премьер, есть правительственная команда, которая должна действовать согласованно.


Так Тарасюк же говорит, что он — человек президента…

— Но у нас же сегодня есть взаимопонимание между Президентом Ющенко и премьер-министром Януковичем. Следовательно, глава МИД должен выполнять волю и Президента, и руководителя Кабмина, поскольку между ними нет никаких разночтений. В настоящее время идет слаженная, конструктивная работа главы правительства и Президента Украины. И об этом, между прочим, Ющенко твердо говорил на недавнем съезде своей партии, обозначив курс на сближение и переговоры с антикризисной коалицией.


А Партия регионов готова к такой близости?

— Хочу подтвердить, что ПР согласна возобновить переговоры с партией Президента. У нас много общего, и мы могли бы договориться по многим вопросам. Тем более что по ряду стратегических позиций (например, ВТО) имеется полное взаимопонимание с «Нашей Украиной». Да, есть отдельные политики, которые выступают против такого взаимодействия — это факт. Но, тем не менее, Президент и премьер договорились о сотрудничестве. Я считаю, что необходимо возобновить практику проведения круглого стола — сесть за него и наконец-то договориться.

Беседовали
Ирина Гаврилова,
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам