Газовый бенефис

Сегодня в парламенте был аншлаг: около трех десятков телекамер столпились на балконе прессы, нацелившись на трибуну, где с докладом по газу выступали председатель Следственной комиссии парламента депутат Андрей Деркач и вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев. Наверное, впервые в истории отечественного парламентаризма мнение парламентской комиссии совпало с мнением правительства, и выступления шли в «идеологическом синхроне». Главное, что было доказано комиссией и подтверждено правительством, – цены на газ завышены, деньги НАКа украдены, тарифы для населения будут снижаться по объективным расчетам…

Основные тезисы выступления Андрея Деркача укладываются в 10 позиций.

1. В правоохранительные органы направлен ряд материалов о возможных злоупотреблениях, выявленных комиссией в энергетической сфере. Эти материалы дополняют имеющийся у прокуратуры и других правоохранительных структур «архив» нарушений законодательства и действий с признаками уголовных преступлений в 2005-2006 годах, выявленных ранее. И те, и другие материалы вкупе доказывают, что большая часть контрактов на поставки в Украину природного газа и его транзит по территории страны подписывались непрозрачно, со значительными нарушениями определенной законодательством процедуры. Грубо говоря, деньги воровали.

2. В 2005 году госконтроль за газовой сферой практически не осуществлялся.

3. Причина высоких импортных цен – непонятная и ущербная переговорная политика.

4. Ухудшение финансового состояния НАК «Нефтегаз Украины» и рост внешних займов произошел в том числе из-за роста административных и управленческих расходов. А также расточительной хозяйственной политики.

5. В 2005-2006 гг. утрачен госконтроль за предприятиями, акции которых переданы в управление НАКа, и, как следствие, государство потеряло рычаги управления большинством газораспределительных предприятий Украины.

6. Продавать газ населению по 414 грн. – значит зарабатывать на разнице цены и себестоимости.

7. Прибыль НАК «Нефтегаз Украины» превышает уровень себестоимости добычи газа.

8. Нужно сохранить на 2007 год предложенный в проекте бюджета уровень ренты за транзит газа по территории Украины, использовав средства для предоставления субсидий неимущим слоям населения.

9. Необходимо принять закон о принципах функционирования рынка природного газа.

10. «Укрнефть» и «Черноморнефтегаз» следует лишить выданных НКРЭ лицензий на поставки природного газа по неурегулированному тарифу.

Кроме этих тезисов, Андрей Деркач высказал еще несколько важных замечаний. По его словам, работа комиссии, наверное, первый пример, когда парламентские следователи без проблем получают все запрашиваемые документы, в том числе и правоохранительные. Более того, опять же беспрецедентный случай, когда к работе в комиссии привлечены специалисты-эксперты из официальных учреждений, а в ряде министерств и ведомств назначены ответственные лица, отвечающие за координацию действий с временной следственной комиссии. Ранее парламентские следственные комиссии действовали как разведотряд на территории врага, ведя взаимоизнуряющую и часто бесплодную в плане информации переписку с исполнительной властью и правоохранительными структурами. Андрей Деркач также подчеркнул, что комиссия работает без шоу и пиара, в интересах населения, что можно назвать «за рамками политических интриг».

Возможно, по этой причине доклад парламентской комиссии был выдержан в более мягких тонах, чем последующее выступление Клюева с информацией по газу. Явное нежелание Андрея Леонидовича втягиваться в политические дискуссии сквозило и в ответах на вопросы. Отвечая на вопрос депутата Бронникова о трех этапах газовых злоупотреблений (хаос начала 90-х, ЕЭСУ и кризис 2004-го), Деркач сказал, что вся информация о признаках преступлений отправлена в правоохранительную систему, дела находятся на контроле временной комиссии, но при этом он против использования правоохранительных органов в плане «политической целесообразности». Именно чтобы избежать политизации вопросов нарушений, руководить подгруппой комиссии по внешнеэкономическим аспектам газовой проблемы поставлен депутат от БЮТ.

Желанием председателя комиссии избежать политизации доклада, пытались злоупотребить коллеги Алексея Ивченко по фракции. К слову, сам он не воспользовался правом на выступление и даже не задал вопроса. Аргументы приводил в кулуарах журналистам, стараясь держаться подальше от Деркача, чтобы случайно не превратить монолог перед телекамерами в полемику. «Наша Украина» выпустила с места Бориса Беспалого, который пытался доказать докладчику, что все было украдено до Ивченко. Это, похоже, нарушило хладнокровие Андрея Леонидовича и подстегнуло мимоходом перечислить несколько вещей, которые могли бы стать сенсациями для криминальных обозрений. В частности, он сообщил, что на работу в «Нефтегаз» принимали не просто «левых» людей, а и лиц, с непогашенной судимостью за убийство (!). Причем эти люди отвечали в НАКе за вопросы безопасности.

Столь жесткий отпор подействовал на коллег Ивченко как душ Шарко: они уразумели, что сказанное с трибуны – это лишь незначительная и не самая убийственная часть информации, имеющейся у комиссии, и что весь объем не выкатывают, дабы не отвлекать депутатов от вопроса снижения тарифов для населения и не переключать их внимание на компромат. А потому лучше не нарываться. Неслучайно первое выступление от фракции «НУ» в исполнении Ярослава Кендзьора было выдержано в примирительном тоне. Что, дескать, вину признаем частично, в свое оправдание можем сказать, что не мы первые начали, вон Шуфрич скважину прихватил, и вообще давно пора было провести аудит «Нефтегаза». И дальше в таком духе. Еще более примирительно говорил «нашеукраинец» Алексей Кучеренко, повторяя неоднократно, что общество имеет право знать, что происходит в НАКе.

Единственный, кто пытался выступить в стиле Плевако, был Николай Сивульский – бывший директор «Украинского газоресурсного консорциума», один из самых близких сподвижников Юлии Тимошенко. Сначала он беспочвенно обвинил Деркача в фальсификации отчета комиссии. Дескать, он в своем выступлении сказал, что комиссия поддержала тезис об утрате контроля за газом, но без конкретизации даты. На самом деле, Николай Иванович буквы прочитал, а цифры не заметил. В документах комиссии дата есть – 2005 год, и то, что он совпадает с премьерством Тимошенко, еще один повод БЮТу задуматься о своей «кредитной истории».

Сказанное далее о том, что комиссия подтвердила слова Тимошенко о завышении цены на газ, а также, что не Тимошенко разорвала договор с Россией – это сделал некто Игорь Воронин (зампред «Нефтегаза»), говорит о ностальгии за таким прекрасным плацдармом для пиара, как следственная комиссия. Будь возможность у Юлии Владимировны перетянуть на себя это одеяло, она бы не преминула обличить обыгравших ее противников и показать свой газовый героизм. В таком случае вопрос тарифов отошел бы на второй план, а слаженной работы парламентских следователей и правительственных учреждений не было бы по определению.

В целом можно сказать, что депутаты и журналисты ждали от Деркача фактов и выводов и не просчитались. Примечательно, что во время доклада в зале была тишина и минимум передвижений – все внимательно слушали. Первый шум возник после вопроса Беспалого. А движение началось уже во время выступлений депутатов.

Надо отметить также, что заслушанный отчет – лишь промежуточный документ. Председатель комиссии, отвечая на вопрос спикера Александра Мороза о необходимом для окончания работы времени, назвал срок – до конца года. Это укладывается в законодательные и регламентные рамки. Следующая часть расследования будет посвящена, в частности, вопросам приватизации облгазов. Без какого либо сопротивления зал проголосовал за предусмотренное регламентом решение принять отчет к сведению и продолжить работу комиссии до 30 декабря. За это высказались 259 народных избранников.

Следовавшая за выступлением Деркача информация Клюева оказалась хорошим дополнением к отчету следственной комиссии. Андрей Петрович повторил тезис Андрея Леонидовича, что ситуация с ценами на газ явилась следствием слабого управления, утраты транзитного газа и туркменских контрактов. Сомнительные операции привели к тому, что 2 млрд. куб м газа отечественной добычи были проданы промышленным предприятиям, вместо того, чтобы поступить населению. Это привело к необходимости давать населению дорогой импортный газ.

По словам Клюева, сразу после прихода к власти нового правительства была создана межведомственная балансовая комиссия, которая работал вместе с комиссией Верховной Рады под руководством Андрея Деркача. Эта комиссия также накопала немало интересного. И относительно непригодных насосов стоимостью 200 млн. грн., которые закупили по завышенным ценам, и которые сейчас валяются на складах, и про исчезнувшие 100 млн. грн. допэмиссии облгазов, и об уничтожении базы данных НАКа. Идеологически Клюев повторил и поддержал все сказанное Деркачом, расшифровав при этом структуру себестоимости газа, методику предоставления льгот малообеспеченным и другие моменты, за которые отвечает правительство. Он еще раз повторил о намерении снизить цены на газ для населения и ввести их дифференциацию в зависимости от размеров отапливаемого жилья в частном секторе. В конце он пообещал Морозу оформить предложения Кабмина в проекты постановлений и законов и в ближайшее время передать на рассмотрение парламента.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам