Самоопределение

Вот-вот должна решиться судьба «Нашей Украины»: после вечернего заседания Политсовета блока во вторник должно было выясниться, каков теперь будет статус проющенковской политической силы. Это все-таки партия власти или оппозиционная структура? Откладывать «признание» уже просто неприлично. Тем более что во вторник рабочая группа по отработке текста коалиционного соглашения закончила свою работу.

По словам Анатолия Кинаха: «Работа завершена. Разногласия остались». Все несогласованности занесены в отдельный протокол: решать их должны не эксперты, а политические лидеры. Основные разногласия касаются статуса министров (самостоятельная политическая фигура или чиновник) и необходимости введения института государственных секретарей (инициатива «НУ», которая, во-первых, позволит создать противовес «донецким» в Кабмине, а во-вторых, даст возможность трудоустроить в органах исполнительной власти ряд честолюбивых «нашеукраинцев», на которых сможет опираться президент).

Ну и наконец, главный камень преткновения – партнеры по коалиции. «Наша Украина» резко против того, чтобы иметь в союзниках коммунистов – слишком разные у них представления о внешней и внутренней стратегии развития Украины. «НУ» надеялась, что это «противоречие» смогут снять «регионалы», «выгнав» Компартию из коалиции ради «дружбы» с президентом и его политической силой. Однако «регионалы» предоставили выяснять отношения между собой руководителям «Нашей Украины» и КПУ. Очень правильная позиция: дескать, если «нашеукраинцы» не в состоянии «добазариться» с коммунистами Симоненко, то причем тут, спрашивается, партия Януковича? Иными словами, ПР изначально дистанциируется от любого коалиционного негатива: все вопросы к партии Ющенко или силе Петра Симоненко.

Кстати, лидеры Компартии в очередной раз дали понять, что не собираются выходить из большинства, где их все устраивает, – и позиция по НАТО, и точка зрения на русский язык в Украине, и внешнеполитическая линия, и программы социальной стабилизации. Действительно, зачем КПУ уходить, если они находят общий язык со всеми участниками коалиции – с социалистами и Партией регионов? Нелогично… При этом коммунисты не возражают, если коалиция расширится за счет всей «Нашей Украины» или ее отдельных депутатов. «Двери коалиции открыты для всех», – подтвердил член КПУ Александр Голуб.

Однако против «сожительства» с коммунистами выступил даже взвешенный Анатолий Кинах, который всегда избегает резких движений и радикальных оценок. Напомним, что до этого противились вхождению в альянс с КПУ только национально-демократические силы блока: Рух Бориса Тарасюка и ХДС Владимира Стретовича. А раз голос подает центристская, в общем-то, ПППУ, значит, партия Виктора Ющенко ближе к оппозиции, чем к сотрудничеству с «антикризисниками» на их условиях. Но это только косвенные признаки готовности «Нашей Украины» перейти на оппозиционное положение. Вчера весь вечер и половину ночи лидеры входящих в «НУ» партий определялись по двум вопросам:
а) выполнение Универсала национального единства силами, которые его подписали (прежде всего, ПР);
б) отношение к переговорному процессу, касающемуся вопросов коалиционного строительства (имеется в виду возможность альянса национально-демократической «Нашей Украины» и Компартии).

Хотя, повторю, по некоторым сигналам можно спрогнозировать, каким будет решение Политсовета пропрезидентской силы. Во-первых, еще в понедельник прозвучало мнение главы Политсовета «НУ» Романа Безсмертного о возможности перехода партии в оппозицию. «Если переговоры по созданию широкой коалиции окажутся безуспешными, то партия готова перейти в оппозицию», – заявил Роман Петрович. По его словам, он лично будет инициировать переход «НУ» в антивластный лагерь, если требования «Нашей Украины» не будут выполнены. Напомним, что основные условия «нашеукраинцев» – это включение в текст соглашения всех президентских внешнеполитических и внутриполитических программ с гарантиями их выполнения. Но вот вопрос: что или кто может дать такие гарантии? Явно не Универсал, который, как и любой другой договор, является лишь политическим документом, но никак не юридическим обязательством.

Что касается совпадения внешних и внутренних векторов, то визит Виктора Януковича в Брюссель и сделанные там заявления, а также начатая с подачи Кабмина «холодная война» с Секретариатом, свидетельствуют о том, что точки зрения на внешнюю и внутреннюю политику у пропремьерских и пропрезидентских сил существенно отличаются друг от друга. Поэтому в начале недели партии, входящие в блок Ющенко, признали, что «переход в оппозицию остается единственно возможным сценарием»: на сегодняшний день нет никаких признаков того, что Партия регионов согласится следовать в идеологическом русле пропрезидентской силы. «Мы понимаем, что коммунисты упираются лишь потому, что их попросила об этом ПР. Но входить в коалицию на условиях «регионалов» – просто сумасшествие», – поделился эмоциями один из представителей «Нашей Украины».

Впрочем, это вовсе не означает, что блок Ющенко единодушен в своем решении жить активной оппозиционной жизнью. Например, Николай Катеринчук заявил, что, даже если большинство «нашеукраинцев» присоединятся к АК, он и несколько его товарищей все равно уйдут в оппозицию. О чем это говорит? О том, что в блоке, как всегда, есть несколько точек зрения на коалиционную проблему и несколько центров влияния. Партийное крыло, понятно, хочет сохранить и саму структуру, и некое подобие лица: все-таки следующие парламентские выборы никто не отменял. И в этом случае Универсал дает «нашеукраинцам» повод уйти красиво: дескать, мы сделали все возможное для объединения, старались, согласовывали все нюансы, выписывали мельчайшие детали, однако ПР нарушила базовые пункты «объединительного» документа. Взяла обратно «царское слово». Как можно работать с партнерами, которые моментально отступают от свежеподписанного соглашения о сотрудничестве?

Кстати, неслучайно сегодня в лагере «НУ» раздаются сетования на то, что в свое время не удалось уговорить Виктора Андреевича стать первым партийным президентом Украины. В этом случае Ющенко обязан был бы защищать интересы своей партии, сегодня же он свободен от любых обязательств перед силой, в которой является почетным президентом. Иными словами, очень мало шансов на то, что глава государства поддержит решение, выгодное именно «НУ», как политической партии.

Прагматики же стремятся войти в коалицию «хоть тушкой, хоть чучелом», потому что, с одной стороны, такой шаг позволит сохранить для президента рычаги влияния на ситуацию в парламенте и правительстве, во-вторых, даст возможность сохранить и развивать собственный бизнес, что в оппозиционных условиях невозможно. Есть и еще одна причина, которая, по мнению коммуниста Голуба, тянет «нашеукраинцев» в коалицию, – это стремление избежать уголовного преследования за использование теневых схем в НАК «Нефтегаз», например. Итак, попробуем рассмотреть все плюсы и минусы оппозиционного статуса партии президента.

Минусы:

1) Неизбежный внутрипартийный раскол. Как мы уже сказали, сегодня в рядах «НУ» есть и сторонники, и противники присоединения к антикризисной коалиции.

2) Определение формата оппозиции. Если честно, то «Нашей Украине» придется «присоединяться» к БЮТ, который первым зарезервировал за собой право называться украинской оппозицией. Свои условия Тимошенко диктовать очень трудно: это «нашеукраинцы» поняли еще в период президентской кампании Виктора Ющенко. Сейчас в «НУ» снова пытаются выработать некую универсальную формулу: мы вот уйдем в оппозицию, но с Юлией Тимошенко блокироваться не станем. Будем сами по себе. Проще говоря, у нас будет оппозиция №1 и оппозиция № 2. Потом придется изобретать способы их отличия друг от друга… Например, когда дойдет дело до выборов вице-спикера ВР. Этот пост должен принадлежать оппозиции, но вот какой?

3) Представителям «Нашей Украины» придется покинуть министерские посты в правительстве, иначе трудно будет объяснить, что оппозиционные товарищи делают во власти. Таким образом, пропрезидентская сила утратит последние возможности влияния на внутриполитическую ситуацию, да и на финансовые потоки тоже, будем откровенны.

4) «Нашей Украине» наконец-то придется выяснить свои отношения с президентом, и вряд ли это выяснение будет красивым и понятным большинству тех, кто в свое время голосовал и за партию, и за Ющенко.


Плюсы:

1) «Наша Украина» сохранит статус партии власти.

2) Президент сможет с помощью своей силы влиять на политические процессы как в Кабмине, так и в парламенте. Ему не придется «отрекаться» от собственной партии, тем более, ее «кидать».

3) «Холодная война» между Секретариатом и правительством если и не закончится, то существенно «сбавит обороты». В итоге, «нашеукраинцев» никто не станет вытеснять из КМ и с постов глав обладминистраций, что позволит партии сохранить влияние на уровне регионов.

4) Деловой элите «НУ» не придется беспокоиться за сохранность своего бизнеса, а от этого напрямую зависит финансирование партийной деятельности проющенковской силы.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам