Новобогдановка-3: умывание рук

Все, что есть ликвидного на складах артиллерийской базы 275 в Новобогдановке Запорожской области, уже украли. Или продали. Или частично утилизировали. Но вряд ли вздыхать стоит спокойно. Как рвались там снаряды, так, скорее всего, и будут рваться. Потому что на складах остались десятки тонн боеприпасов, которые превратили огромную территорию базы и близлежащих населенных пунктов не просто в минное поле, а некий никем не контролируемый военный объект, который в любой момент может открыть огонь по своим. Потому что земля-то эта – наша, и чужие там не ходят…

Сейчас, когда боеприпасы на складах перестали взрываться, ситуация вокруг злосчастной базы напоминает толкотню вокруг умывальника в пионерском лагере, где детей много, а кранов мало. Только толкаются не дети, а очень даже наоборот – взрослые дядьки в офицерских погонах самого высокого достоинства. Но желания у них схожие – умыть руки и продемонстрировать строгим «пионервожатым» из стольного града Киева и друг другу, что мы, мол, тут ни при чем, ручки – вот они. И ручки чистенькие. А то, что три года подряд рвало на Родину, так это что ж, всякое бывает…

К такому выводу можно придти, слушая наших доблестных чиновников в погонах из министерств обороны и чрезвычайных ситуаций. Еще вчера, 21 августа, МОУ оправдалось за Новобогдановку. Временно исполняющий обязанности министра обороны Украины Леонид Поляков (его непосредственный шеф – Анатолий Гриценко, видимо, где-то срочно «торує шлях до НАТО») рассказывал общественности о том, что причины взрывов в Новобогдановке в этом году те же, что и в прошлые годы, и о том, чем же провинилась несчастная трава, приведшая к взрывам на складах. По его мнению, «нужно иметь в виду, что до этого все боеприпасы были под воздействием взрыва и пожара. Из-за этого взвелись детонаторы, был рассыпан порох, а в результате значительного разлета боеприпасов было опасно косить траву на территории базы. Из-за большой жары она загорелась». Когда его спросили, а почему же не косили траву, когда она еще не засохла и не стала легко воспламеняемой под жарким солнцем, Поляков возмущенно ответил: «Представьте, сколько единиц техники необходимо привлечь лишь для полива водой территории размером в 200 футбольных полей». При этом генерал в свое оправдание рассказал, что такого количества бронированной пожарной техники, способной поливать территорию вокруг базы в жаркие дни, нет во всех Вооруженных Силах и других военных формированиях Украины.

Я лично не представляю, как такое может быть. Но вот жители Новобогдановки и соседних деревень – вполне: они три года подряд живут под постоянной угрозой обстрела. И потому сейчас требуют от властей, чтобы их приравняли к статусу участников войны, признали территорию села экологически загрязненной зоной с выплатой 25% компенсации и обеспечили бесплатное лечение и медицинское обслуживание, причем ежегодно. И эти требования людей не лишены здравого смысла. Если их ни за что ни про что мочат собственные военные, а они еще живы, то, как говорится, на войне, как на войне. И как после нее…

Но Полякова такой «ерундой», видимо, не прошибешь: нет техники – и все тут. А что ему – не с его же кармана выплачивать 598 тысяч гривен, которые, по данным комиссии квартирно-эксплуатационных органов МОУ, понадобятся для восстановительного ремонта поврежденных объектов на 275-й артиллерийской базе в Новобогдановке. Эта комиссия установила, что в результате взрывов повреждены контрольно-пропускные пункты (КПП) 1 и 2, контрольно-технический пункт (КТП), казарма, штаб, столовая, пожарное депо, баня и котельная. Основные виды разрушений: повреждения крыш, внутренних перегородок, потолков и оконных рам.

Но это было вчера. И МОУ еще признавало, что кому-то отвечать надо. И кому-то компенсировать ущерб мирным жителям придется. Но это, повторяю, было вчера. И пока Поляков разговаривал с общественностью, в его ведомстве, похоже, искали пути, как отмазаться от «неприятности». И если вчера Поляков в том, что не удалось вывезти и уничтожить немного больше половины из 90 тысяч тонн боеприпасов, которые хранились на 275-й базе и после первого чрезвычайного происшествия в 2004 году сдетонировали и разлетелись, винил экологов и всякие обстоятельства, в том числе, и опасность новых взрывов, то сегодня, 22 августа 2006 года, МОУ таки нашло выход. Оно, как говорят менты, пошло в глубокий отказ. И попыталось свалить всю ответственность на МинЧС.

Как сообщила пресс-служба МОУ, «военнослужащие Вооруженных сил Украины не имели доступа на техническую территорию 275-й артиллерийской базы и не могли нарушить правила обращения со взрывоопасными предметами, которые хранятся на ее территории». Почему? Да очень просто: по мнению указанной пресс-службы, на технической территории 275-й артиллерийской базы, расположенной недалеко от села Новобогдановка Мелитопольского района Запорожской области, все работы, связанные с поведением с боеприпасами, выполняют специалисты Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Это якобы определено постановлением Кабинета министров от 25 января 2006 года №47 «Об утверждении Программы ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в селе Новобогдановка Мелитопольского района Запорожской области на 2006-2008 годы», в соответствии с которым МЧС было определено главным государственным заказчиком по выполнению ликвидационных работ на артиллерийской базе под Новобогдановкой.

Интересно теперь послушать, что скажут генералы из МинЧС. А также, что скажут в Генеральной прокуратуре Украины, которая 21 августа сообщила, что по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст.414 (нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, которые несут повышенную опасность для окружения) и ч.2 ст.272 (нарушение правил безопасности в ходе выполнения работ с повышенной опасностью) УК Украины и по фактам нарушения военнослужащими нормативных актов, регулирующих правила обращения с боеприпасами, возбуждено уголовное дело. Так генпрокурорские якобы расценили то в действиях военных, что привело к взрывам и пожарам на артиллерийских складах в Новобогдановке. И сообщили, что на месте находится следственная группа во главе с военным прокурором Южного региона Украины, а само дело принято к производству прокуратурой Запорожского гарнизона.

Однако уже 22 августа пресс-служба МОУ опровергла это сообщение. Она, оказывается, подчеркивает, что появившиеся в некоторых СМИ сообщения о возбуждении Генеральной прокуратурой уголовного дела по факту нарушения военнослужащими ВС Украины правил поведения с боеприпасами в селе Новобогдановка не соответствуют действительности.

Вот поэтому и интересно узнать, кто же их них врет – МОУ или ГПУ. А также многим интересно послушать, как объяснят свое поведение наши доблестные транспортники, которые отлично знали, что в ночь с прошлой пятницы на субботу в Запорожской области рвутся снаряды, а значит, ездить там небезопасно, и движение поездов и автотранспорта там будет, как и в прошлые годы, остановлено, но все равно продавали билеты на поезда. И обрекли тысячи людей на муки тупого стояния в степи под палящим солнцем без воды и пищи. А ведь три года подряд повторяется одна и та же картина: поезда задерживаются в обоих направлениях на много часов, а люди страдают. Но это так – мелочи: повторяю, на войне, как на войне.

Впрочем, интересно также знать, когда же эта война на территории Украины закончится? Потому что, кроме складов под Новобогдановкой, есть же еще подобные объекты, на которых хранится вооружение еще со времен Второй мировой войны и сразу после нее. Выпустили хотя бы брошюрку какую-то о том, как отличать грозовые раскаты от взрывов – все не так страшно было бы. Или наши герои в погонах уверены, что плеск воды, которой они надеются в очередной раз умыть руки, все заглушит?..

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам