Начало конца

То, что «Нашу Украину» разъедает, как ржавчина, коррозия – не новость и не секрет. Противоречия между разными частями проющенковской партии были заложены на этапе формирования избирательного списка, и лишь углублялись по мере продвижения мегаблока в дебри парламентско-президентской республики…
Эта модель, как мы помним, досталась Виктору Ющенко как бы в «нагрузку» к третьему туру президентских выборов, но и он сам, и его политическая сила решила, что на такие мелочи не стоит обращать внимания. Стремление взять власть «пакетом» было так велико, что объединило в одном блоке и национал-патриотов Ивченко, и крупных бизнесменов из группы «Разом», и либералов Виктора Пинзеника. Неучитывание особенностей политического момента привело к тому, что мы сейчас наблюдаем.

Во-первых, разнородный сплав никогда не бывает долговечным: идеология и интересы шести групп, входящих в НСНУ, слишком разные. Их удерживало в одной обойме желание закрепиться во власти окончательно после парламентских выборов-2006. Как только это стало невозможным, блок посыпался. Во-вторых, после того, как впервые выборы в ВР прошли по пропорциональной схеме, ценность отдельного депутата сильно девальвировалась. Реальная власть сосредоточилась в руках партийного лидера (как в КПУ или Соцпартии) или партийной верхушки (как в Партии Регионов). «Нашей Украине» и тут не повезло. Формально ее лидером является президент Виктор Ющенко – почетный глава НСНУ. На деле руководство партийным «монстром» пытался осуществлять Политсовет, в состав которого входят чуть ли не 150 человек. При этом, естественно, каждый предполагает, что его мнение является определяющим. Зная ментальные особенности характера президента, изначально было понятно, что он не сможет держать партию в кулаке, поскольку будет постоянно колебаться между «любимыми друзьями» (Третьяков, Порошенко), просто хорошими людьми (Лилия Григорович), партократами типа Романа Безсмертного и исполнителями вроде Юрия Еханурова. О коллективном управлении фракцией много писать тоже нет смысла, достаточно сказать, что в НСНУ существует больше центров влияния, чем входящих в блок партийных структур. Опять же, как показывает практика, такие «слоноподобные» объединения редко бывают гибкими и мобильными. Причиной неконструктивности действий НСНУ стали три установки, от которых партия не хотела отступать:

1. Большинство должно быть сформировано на базе «Нашей Украины».

2. Правительство должно быть до предела насыщено «оранжевыми специалистами».

3. Мнение остальных участников помаранчевой коалиции в расчет не принимается.

В итоге проведения такой политики проющенковская фракция не смогла ни удержать союзников (кому нравится, когда с ними обращаются как с подопытными пчелами?), ни договориться о другом формате большинства. Противоречия во фракции росли как снежный ком, и, наконец, прорвались: всего 30 депутатов от НСНУ проголосовали за премьера Виктора Януковича, которого президент внес на утверждение парламента. Эти же три десятка нардепов – потенциальные участники широкой коалиции, создание которой отложили на сентябрь. Все остальные, похоже, пойдут своим политическим путем. Право фракций на самоопределение, знаете ли… Потому что после подписания Универсала и создания биполярного правительства во главе с лидером ПР многие члены фракции НСНУ стали терять чувство перспективы. Правительство уже обрастает «донецкимим»: посмотрите, кто взял под контроль финансовый блок, ГНАУ, Ревизионную комиссию, «Укразализныцю»… Все замы министров – почти сплошь люди с донецкой пропиской. А что остается «нашеукраинцам»? Мины замедленного действия, заложенные договорами типа Универсала, как раз осенью начнут взрываться…

Вариант № 1. От фракции вполне официально «отделятся» несколько групп. Пока первый шаг сделал ХДС Владимира Стретовича. Тут движет и личная обида (товарищ всегда хотел стать Генпрокурором, а его обломали), и стремление сохранить «политическую девственность» (мы никогда не «ляжем» под Януковича), и поиск другой политической ниши. Можно не сомневаться, что за партией Стретовича последуют и другие. Например, я не исключаю дистанциирования ПППУ, которой тоже ничего не досталось от распределения правительственных портфелей. Если Анатолию Кинаху не дадут опять пост в СНБО, то он, скорее всего, выведет своих людей за пределы «Нашей Украины».

Вариант № 2. Самые активные противники союза «Нашей Украины» с ПР и создания широкой коалиции, по-видимому, тоже создадут отдельную группу «протестантов», которую возглавят, организуют и направят Николай Катеринчук и Ксения Ляпина: они публично выступали против любых компромиссов НСНУ и Партии Регионов. Отказались голосовать за премьера и подписывать коалиционный договор. Могут собрать под свои знамена от 20 до 30-ти депутатов, разочаровавшихся в коллаборационистской политике Виктора Ющенко. После этого окажутся на распутье: прибиваться ли к блоку Тимошенко или занять позицию, маленькой, но гордой фракции? Главный мотив поведения таких групп: сохранить лицо, дистанциироваться от «предательства» Виктора Ющенко, продолжать эксплуатировать идеологию «оранжевой демократии» в расчете на будущие выборы. А вдруг – досрочные?

Вариант№ 3. В НСНУ появилось немало людей, откровенно симпатизирующих Юлии Тимошенко и разделяющих ее взгляды. Они видят в лидере БЮТ более перспективный электоральный «паровозик», чем нынешний президент. Рассчитывают на ее победу в 2009-м, им близки ее тактические маневры, направленные на раскол ситуативного альянса ПР и части «нашеукраинцев». А вдруг получится? Если и нет, то действия смешанного Кабмина станут отличной почвой для расцвета популярности блока леди Ю. Но тут вопрос в том, сколько и кого готов «переварить» БЮТ. Поскольку фракция Тимошенко пока держится, это означает, что большинство ее представителей верят в действенность методов Юлии Владимировны и рассчитывают «компенсировать» неудобства оппозиционной жизни: в 2009-м, в 2010-м. Этим людям незачем делиться с «пришельцами», и Тимошенко может ввести практику жесткой сегрегации – под давлением своего окружения и финансистов. Короче, возьмут в оппозицию далеко не всех.

Вариант № 4. Роман Безсмертный – лидер фракции «Наша Украина» – еще раз попытается всех построить и добиться подписания договора о широкой коалиции в сентябре. Об том, что это возможно, говорят и Андрей Клюев, и Виктор Янукович, и Александр Мороз. Если Роману Петровичу каким-то чудом удастся убедить всю фракцию поставить свои автографы под этим документом, то концепция большинства и принципы его деятельности будут пересмотрены. Естественно, в пользу НСНУ. Тогда из коалиции попросят коммунистов, а затем, возможно, и социалистов – со всеми вытекающими кадровыми последствиями. Но это – на грани утопии, и рассматривается лишь теми амбициозными членами фракции, которые не теряют надежды на кадровый реванш. Проблема лишь в том, что далеко не все в НСНУ готовы работать на их аппетиты. Есть и другой нюанс: как бы громко ни говорили «регионалы» и социалисты о подписании нового коалиционного соглашения, эта риторика предназначена для успокоения Виктора Ющенко, который свято верит в свою миротворческую объединительную миссию. На самом деле ни ПР, ни СПУ невыгодно полноценное участие проющенковской партии в большинстве: ведь тогда она сможет диктовать условия, а не «сидеть на приставном стуле», как сегодня.

Вариант№ 5. Полный внутренний «апгрейд» фракции НСНУ, результатом которого станет ее выход из-под контроля президентского окружения – Порошенко, Третьякова, Мартыненко. Недаром же появились предположения о том, что Юрий Луценко может «подсидеть» Романа Безсмертного и возглавить партию власти. Сам глава МВД, естественно, отрицает наличие у него партийных амбиций. Тем не менее, такой вариант не исключен: похоже, президент «сохранил» Юрия Витальевича в правительстве и для себя – именно с целью передать в его «чистые руки» бразды партийного правления, рассчитывая, что именно баррикадный политик Луценко сможет реанимировать брэнд «Нашей Украины» (или создать новый, например, «Новые оранжевые»). Юрий Витальевич является фаворитом главы государства и его оружием в борьбе против Александра Мороза, маневры которого поставили НСНУ в унизительное положение просителей. И неправы те, кто полагает, будто Виктор Андреевич, «приказав» Луценко работать в правительстве Януковича, таким образом нейтрализовал конкурента: это больше похоже на договоренности о будущих раскладах на президентских выборах.

…И все-таки, в каком бы направлении не развивались события, крах «Нашей Украины» предопределен. Ниже определенной количественной планки НСНУ не опустится, но раскола со всеми его атрибутами (взаимные обвинения, скандалы, упреки) не избежать. Если НСНУ в усеченном виде и сохранится, ее роль стремительно девальвируется. Если развалиться окончательно на мелкие «кусочки» – воедино их уже не собрать.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам