Адам МАРТЫНЮК: Трижды первый

Говорят, что большое искусство — дважды входить в одну и ту же реку. Коммунист Адам Мартынюк личным примером доказал, что представители Компартии могут добиться и более высокого результата в этом плане: четырнадцать часов и 239 депутатских мандатов понадобились Мартынюку для того, чтобы в третий раз занять место в президиуме — по левую руку от председателя Верховной Рады.

Адаму Ивановичу уже приходилось сидеть в этом кресле — рядом с Александром Ткаченко и Владимиром Литвином. Поэтому видному представителю Компартии даже не придется вникать в курс парламентских дел: Адам Иванович вот уже три созыва подряд привык «разруливать» самые сложные законодательные и политические коллизии с завидным спокойствием. Кроме того, у первого «вице» есть еще одна хорошая привычка — давать интервью «КТ» после каждого своего пришествия в кресло президиума ВР:

— Хочу высказать пожелание, чтобы наши встречи стали традиционными: в четвертом созыве парламента, когда меня избрали первым вице-спикером, свое первое интервью в этой должности я дал «Киевскому телеграфу». И теперь как первый вице-спикер Верховной Рады пятого созыва первое интервью тоже даю вашей газете. Надеюсь, и в шестом, и в дальнейших созывах мы сохраним эту традицию.


Адам Иванович, мы не против. Первый вопрос: чем вызваны усиленные меры по охране парламента, обыски журналистов и помощников депутатов?


— Была получена оперативная информация о том, что в четверг может быть предпринята попытка поджога парламента. Некоторые народные депутаты якобы намерены пронести в здание ВР грелки с бензином. Помещение, конечно же, не сгорело бы, поскольку охранные и противопожарные службы у нас работают достаточно эффективно. Но весь мир дней десять говорил бы о том, какие безобразия творятся в украинском парламенте. Поэтому и были приняты усиленные меры.


А какие действия будет предпринимать антикризисная коалиция в связи с конфликтом депутатов-«регионалов» с журналистами СТБ?


— Подобного быть не должно. Это однозначно. И я осуждаю такие действия. К сожалению, не знаю причин конфликта: они могут быть разными. Вы вспомните финальный матч по футболу на чемпионате мира. Думаю, многие были огорчены, когда судья показал красную карточку Зидану. Однако арбитр поступил согласно правилам. В свою очередь, футболист, как пишут СМИ, отстаивал честь своей матери. И все же Зидан оказался виновен… Так и здесь: я не думаю, что конфликт возник на ровном месте. Но еще раз подчеркну: подобного быть не должно. Тем более что есть закон, защищающий профессиональную деятельность журналистов. Это их работа — везде пролезть, все спросить, уточнить. Они этим на хлеб зарабатывают, а не развлекаются. Поэтому спикер уже дал поручения Генпрокурору и министру МВД разобраться в конфликте и проинформировать о результатах расследования парламент.


Возвращаясь к делам парламентским: как сами думаете, ваше избрание на пост первого вице-спикера легитимно?


— Мое избрание никто не оспаривает. Я даже подарю вам эксклюзивные материалы — копии четырех решений Печерского райсуда, который рассматривал вопрос относительно законности избрания Александра Мороза спикером ВР. Суд принял правильное, мудрое решение. Еще один момент: легитимность или нелегитимность решений Верховной Рады определяет либо Конституционный суд, либо сам парламент. Некоторые нарушения технического характера при выборах руководства президиума ВР были. Не удалось в полной мере выполнить требования Регламента. Например, я выступал с парламентской трибуны менее 20 минут. Не в полном составе была Счетная комиссия, поскольку не пришли представители БЮТ и «НУ». Мы не хотели переизбирать главу комиссии, но поскольку Шаго отказался работать, то пришлось это сделать, так как на бюллетене для тайного голосования должны стоять подписи председателя и секретаря. Но сама процедура проходила, на удивление, без нарушений — не то что раньше. А показывать свои бюллетени кому-то другому не запрещено. Главное, чтобы я как народный депутат не обвинил кого-то публично в том, что была нарушена тайна голосования. Других, более веских, аргументов у тех, кто срывает работу ВР, нет.


Зато у них есть желание довести работу Верховной Рады до абсурда и добиться ее роспуска…


— Буду ссылаться только на Конституцию. У Президента сегодня нет реальных, законных оснований для роспуска ВР. Сам парламент себя распустить тоже не в состоянии, хотя кое-кто и рассказывает, что такое возможно. Это абсурд: в Конституции подобной нормы нет. И даже если все 449 депутатов проголосуют за роспуск ВР, то, согласно Основному Закону, принимать такое решение они не имеют права. Решение о досрочном прекращении полномочий парламента может принимать только Президент. И только в трех случаях (статья 90). Первый: если на протяжении 30 дней не могут состояться заседания Верховной Рады. Но заседания, как вы сами видите, проходят. Да, раньше было уточнение, согласно которому заседание ВР считается «полноценным», если в зале присутствуют более половины ее депутатов от конституционного состава парламента. Иными словами, если зарегистрировались не менее 226 парламентариев, то можно проводить заседание. Сейчас такой нормы нет, а это значит, что Мороз или Мартынюк может один зайти в сессионный зал, объявить заседание парламента открытым, а затем его закрыть — этот день уже считается рабочим. Данная норма как основание для роспуска не годится. Разве что все депутаты новой ВР сознательно не будут 30 дней ходить на заседания, чтобы у Президента было конституционное право распустить законодательный орган.

Второй случай: «Президент Украины имеет право (но не обязанность!) досрочно прекратить полномочия ВР, если в течение 60 дней после отставки кабинета министров не сформирован персональный состав нового КМ». Подчеркиваю — после отставки нынешнего правительства. А разве кабинет Еханурова кто-то отправил в отставку? Нет. Согласно 115-й статье Основного Закона, он сложил полномочия перед новоизбранным парламентом. То есть КМ не отправлен в отставку. Читаем дальше: «Премьер-министр и другие члены КМ имеют право заявить Верховной Раде о своей отставке». Они о своей отставке не заявляли, верно? Есть еще одна норма, в которой говорится о том, что парламент может выказать недоверие Кабинету министров и отправить его в отставку. Только в этих случаях КМ считается «отставленным» и может работать лишь 60 дней, на протяжении которых парламентская коалиция и должна сформировать правительство. А поскольку никто его в отставку не отправлял, то неоткуда и «отсчитывать» срок в 60 дней.

Поэтому те, кто дает Президенту подобные советы, просто невнимательно читали Конституцию. К сожалению, у Виктора Ющенко, наверное, очень ленивые сотрудники, и их нужно уволить. Они, давая ему рекомендации о нелегитимности коалиции и ее действий, прочли лишь 65-ю статью Регламента, касающуюся изменений в составе коалиции. В ней действительно говорится о том, что изменения в коалиционном составе могут быть тогда, когда любая из фракций заявляет о своем выходе. И надо выдержать срок в 10 дней для переговоров, консультаций. Я как один из авторов Регламента сознательно внес норму о 10-дневном сроке, чтобы решения не принимались на основе эмоций: обиделись и разошлись. Но есть и 66-я статья Регламента, которая говорит о прекращении (а не об изменении состава!) деятельности коалиции. Первый случай — когда приостанавливает свои полномочия Верховная Рада. Второй — когда количество депутатов, входящих в состав коалиции, меньше, чем предусмотрено Конституцией (то есть меньше, чем 226).

Напомню, что 22 июня под восторженные возгласы тогдашних архитекторов коалиции я зачитал решение о ее создании и объявил, что в ее состав входят 239 депутатов. И все фамилии огласил. Даже две лишних назвал — потом пришлось извиняться перед коллегами, которые свои автографы не поставили. А 6 июля Александр Мороз зачитал 30 заявлений народных депутатов о выходе из коалиции. Заметьте, не решение фракции СПУ, а 30 персональных заявлений парламентариев. В этой ситуации председатель имеет полное право заявить о прекращении работы «оранжевой» коалиции, поскольку в ней осталось 209 депутатов.


Зачем и кому нужно «выискивать» основания для разгона ВР — «Нашей Украине» или БЮТ?


— Думаю, что НСНУ это не слишком нужно: вы же сами видите, что сейчас они проводят активные консультации с новой коалицией, с Партией регионов. И не исключаю, что «нашеукраинцы» войдут-таки в коалицию. А вот зачем роспуска парламента добивается блок Тимошенко, понятно: у них не осталось другого выхода. Или все, или ничего. Юлия Тимошенко уже одной ногой была в Кабмине. Но не получилось. К счастью для Украины. Теперь ей надо или сидеть 4 года в оппозиции, или идти на радикальный шаг. Юлия Владимировна понимает, что в случае досрочных выборов (а они проводятся в течение 60 дней) она ничего не потеряет, а лишь укрепит свой рейтинг. Это беспроигрышная для лидера БЮТ ситуация. А вот НСНУ и президенту досрочные выборы, безусловно, не нужны. Во-первых, отсутствуют конституционные основания для роспуска ВР. Но даже если они каким-то фантастическим образом «отыщутся», Ющенко отлично понимает, что даже и 13% его блок не наберет. Во-вторых, на выборы придется выбросить более 500 миллионов гривен, чтобы получить практически тот же самый парламент с аналогичными проблемами. Поймите, любая война заканчивается миром. Будет он и здесь.


Сейчас идет речь об объединении антикризисной коалиции с «Нашей Украиной» или о присоединении части НСНУ?


— Скажу откровенно: еще две недели назад между Партией регионов и «Нашей Украиной» было все согласовано относительно создания коалиции «на двоих». Причем за счет уступок Партии регионов. В частности, они отказались от своего права выдвигать премьера и согласились на кандидатуру Юрия Еханурова. Соответствующие документы были подписаны. А сейчас НСНУ предложил «регионалам» вернуться к этому варианту коалиции без социалистов и коммунистов. «Регионы» ответили так: «Донбасс порожняк не гонит!». Они держат слово, и вы в этом убедились при голосованиях за руководство ВР. Но «нашеукраинцам» предлагается войти в коалицию. Тем более что, в отличие от «оранжевой», вход в нее открыт. Хочу отметить, что «оранжевые» коалиционеры запретили не только присоединение других депутатов, но даже и поддержку законов парламентариями из другого лагеря. Это же прямое нарушение конституционных прав народного депутата! Выходит, что 209 «неоранжевых» законодателей должны бездействовать и ждать следующих выборов? Да где такое видано?!

А сегодня идут разговоры о присоединении. И судя по высказываниям некоторых членов НСНУ, вся фракция в состав антикризисной коалиции не войдет. Часть — может. Даже если не будет политического решения «Нашей Украины» по этому вопросу. Увидим мы и отдельных представителей БЮТ: кое-кто из них мне уже звонил и просил предупредить о вхождении «Нашей Украины» в новую коалицию — чтобы и самим не опоздать присоединиться.


Как вы считаете, такая структура, как «Наша Украина», сегодня вообще существует? А то одна ее часть стоит на баррикадах, а другая ведет переговоры с ПР — просто в глазах двоится!


— Существует блок «Наша Украина» и партия НСНУ — самороспуска никто не объявлял, и Минюст деятельность этой структуры не запретил. Формально они существуют, но единства там нет. Большого секрета я не выдам, если скажу, что представители НСНУ и других партий, входящих в блок, вели переговоры о своей готовности примкнуть к коалиции. Просто пока не те должности получили, на которые рассчитывали, и притормозили…


Как вы предполагаете, откажутся ли «регионалы» от кандидатуры премьера Виктора Януковича, которую коалиция предложила Президенту?


— Думаю, им не с руки отказываться. Ведь ПР уже предлагала пойти на такой компромисс, но «оранжевые» не согласились. А теперь, после публичного выдвижения, после поддержки антикризисной коалицией кандидатуры Виктора Януковича, давать «задний ход» нецелесообразно. Им сложно будет объяснить такой шаг своим избирателям, потому что по информации из восточных и южных регионов, где голосовали за партии, входящие в состав антикризисной коалиции, люди очень хорошо восприняли ее формирование. Они воодушевлены, они хотели такого союза. Даже мы, коммунисты, думали над вхождением именно в эту коалицию — были проблемы, что скрывать… Но наши избиратели нас к этому подталкивали. И сейчас отказаться от кандидатуры Януковича просто политически неверно. Потом, никаких аргументов против Януковича, кроме тех, что «он не такой, как нам бы хотелось..», что он из Донецка, а не из Львова, у Президента и его соратников нет. Второй момент: 106-я статья Конституции говорит о том, что Президент на протяжении 15 дней вносит кандидатуру премьера. У него нет права делать замечания, не соглашаться — это процессуальная норма. В течение указанного времени Ющенко должен представить парламенту кандидатуру Януковича: на другую он не имеет права. И не внести кандидатуру премьера после истечения указанного срока Президент не имеет права. Хотя, к сожалению, мы не выписали в Основном Законе, что будет, если Президент пойдет на такой шаг.


Действительно, как себя поведет коалиция, если Виктор Ющенко все же переступит через Конституцию и не подаст кандидатуру Виктора Януковича на рассмотрение парламента?


— Не исключаю, что мы можем проголосовать за кандидатуру премьер-министра в сессионном зале. Я не хотел бы этого. Как очень не желаю, чтобы мы продублировали ситуацию 2004 года, силой «захватывая» здание Кабмина. Но ведь может быть и такое, что Секретариат Президента, КМ лишат возможности работать — за то, что не выполняется Конституция. И это будут более законные и аргументированные требования, чем те, которые выдвигались два года назад. Наверное, сразу отступить, сдаться «нашеукраинцам» не позволяют амбиции, решение их Политсовета. Ведь вся власть почти была у них в руках, а теперь ничего не осталось. По-человечески их можно понять…


Во время недавних событий из фракций БЮТ и НСНУ вышли три депутата. Может ли стать их подпись под коалиционным соглашением основанием для исключения из парламента?


— Есть один интереснейший момент — говорят, что в коалицию не могут входить отдельные депутаты. Только фракции. Подобная постановка вопроса не соответствует 83-й статье Конституции, где записано: «В Верховной Раде по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций. В состав которой (то есть в состав коалиции) входят большинство народных депутатов от конституционного состава ВР». Подчеркиваю: депутаты входят в коалицию, а не во фракции, составляющие коалицию. Это крайне важно. Значит, могут быть отдельные законодатели, которые присоединились к коалиции. И им вовсе не обязательно писать заявление о выходе из собственной фракции. По императивному мандату исключить из парламента нереально. Потому что лишить депутата полномочий может только один орган — парламент. Вы можете написать заявление, не ходить на работу, но до тех пор, пока 226 депутатов не проголосуют за досрочное прекращение ваших полномочий, ничего не будет. Следующий момент: вся процедура лишения полномочий, согласно Конституции, должна осуществляться на основе закона, которого нет. И не будет, поскольку его принимает большинство, которому этот закон не нужен. То есть даже если фракция исключит своего «беглеца», то он все равно будет сидеть во фракции.


Многие говорят, что НСНУ хочет войти в коалицию с Партией регионов для того, чтобы морально «наказать» Мороза и устранить КПУ как партию, которая не коммутируется ни с кем — ни идеологически, ни программно. Возможен ли такой сценарий?


— Я уже ответил на этот вопрос, когда говорил, что Донбасс порожняк не гонит. На сегодняшний момент Партия регионов твердо заявляет, что на это она не пойдет. Кстати, в ходе подготовки голосования в ВР по кандидатуре спикера, по созданию новой коалиции я прямо задавал этот вопрос Виктору Януковичу: «Скажите откровенно, не получится ли так, что сегодня у вас не хватает голосов и коммунисты вам их обеспечивают, а завтра КПУ вам окажется не нужна?». Он сказал: «Мы держим свое слово. И мы будем им диктовать условия, а не они нам: хотите — присоединяйтесь, но разрушать созданную коалицию мы не будем». Я ему верю. Жизнь покажет, как оно будет дальше, но на данный момент у меня нет оснований подозревать партнеров по коалиции в непорядочности.


Ваш прогноз: когда это все закончится?


— Трудно сказать, когда… Недаром «Наша Украина» изъявила желание взять паузу до 17 июля: что-то же за этим стоит! Их можно понять — оперативно решить вопрос о присоединении просто неудобно. Надо время для сохранения политического лица… Заметьте, сегодня «нашеукраинцы» уже не столь активны в своем протесте. Да, БЮТ будет стоять долго и упорно: все знают, где и на чьи деньги обучалась «ПОРА», кем и для кого она создана. Они пока простаивали, а теперь у них появилось дело и возможность пополнить свои бюджеты. Главное — не мешать свободному движению людей и транспорта, а так — пусть сидят в палатках.


Второго Майдана не будет?


— Не будет, потому что для этого, кроме денег, необходимо естественное желание народа в нем участвовать. Но может быть второй Майдан с обратной стороны — если Президент будет действовать вопреки Конституции и решениям коалиции.

Беседовали
Ирина Гаврилова,
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам