"Оранжевый" возврат

При «оранжевой» власти я таки дожил до самого, казалось, необычного, во что нельзя было поверить. Но я поверил, потому что увидел случившееся собственными глазами. И оказалось, что поверил зря. Речь идет о том, что выпуски новостей на телеканале УТ-1 в какой-то момент стали лучше, чем на двух его главных конкурентах – «Интере» и «1+1». То есть объективнее, оперативнее и грамотнее. А это значило, что и в этой «информцитадели кучмизма» поверили, что свобода слова таки дарована «оранжоидами»…

Но это, в принципе, не могло продолжаться долго, потому что «оранжоиды» – это те же кучмисты. Только перелицованные. А значит, и со СМИ работать в свободном режиме не могли по определению. И должны были начать давить.

Так и получилось. И первые признаки возврата к жесткому контролю над работой «самого доступного СМИ» – телевизора проявились именно на указанных выше телеканалах, которые раньше считались «антинародными» и «олигархическими» и «мочили» по полной кандидата в президенты Виктора Ющенко. Причем, справедливости ради это следует отметить, признаки эти появились еще до того, как «оранжевая» власть начала закручивать гайки. Просто новые и старые хозяева «плюсов» и «Интера» сами поняли и почувствовали, что и при новой власти они смогут безбедно и беспроблемно существовать, когда начнут обменивать свою информлояльность к новой власти на невмешательство в свою работу с ее стороны. Они и начали обменивать. И чем дальше, тем больше. Ну а потом к ним с радостью присоединились и журналисты. А что им: в пулы берут, деньги платят, чтобы описывать в радужных тонах бездарные шаги власти, большого ума (и даже вообще – ума) не надо – чего напрягаться? А-а-а-а, свобода слова? Ах, оставьте…

«Плюсы» и «Интер» даже устроили некое соцсоревнование по лизанию новой власти. По разным причинам, правда. «Интер» хотел всячески отмыться от «кучмизма», а «плюсы», сделав это немного раньше, желали развить успех. И стать просто частью новой власти.

Власть это оценила, предложив депутатство одному из «лиц» телеканала «1+1». «Наживку» схавали. И теперь этот канал уже в принципе не сможет «вякать» – положение обязывает. Как там пел ранний Дольский, «ты пахнешь пирогами/ и в этом неглиже/ ты клеишься губами/ – не вырваться уже…»

Что предложили «Интеру», я не знаю. Не исключено, что, повторяю, там готовы служить и за «спасибо». По старой привычке, которая, как известно, вторая натура. Но зато знаю точно день, когда эти телеканалы попали под самоцензуру (если только не под госцензуру?) окончательно и бесповоротно. Это когда они в один день в прайм-таймовых новостях промолчали о скандале, связанным со стрельбой по бориспольскому прокурору. В него, если помните, был впутан сын президента. Правоохранители опровергли слухи об участии этого фигуранта в пьяной стрельбе, но «плюсы» и «Интер» даже не удосужились подать своим зрителям официальную точку зрения на эти события. Знаете, чем они это мотивировали? Это просто блеск с точки зрения существования самоцензуры и прогибания перед властью! «Мы не можем популяризировать сведения, которые были обнародованы печатными и интернет-СМИ», – сказали и своим журналистам, и удивленной общественности. И при такой, мягко говоря, «аргументации» даже говорить о том, что святая обязанность свободных и просто СМИ – освещать общественно значимые события, смешно. Потому что в скандале был замешан не «какой-то Вася», а сын президента. И это – суперобщественное и суперзначимое событие. Отпрыски глав государств, если эти государства демократические, обычно не палят по прокурорам. И даже не подозреваются в подобных действиях. А если подозреваются, то об этом – с подачи СМИ – трубят даже мартовские коты, отвлекаясь от привычных занятий…

А УТ-1 об этом сказал. Грамотно и объективно, подав две точки зрения на этот скандал. Для этого канала это был не просто прорыв. Это было вставание с колен.

Но именно этого-то и не могла допустить власть. И действовать ее представители начали старыми методами – запрещать и не пущать. Через пресс-службу и секретариат президента. И, в принципе, как еще эти «диячи» могли действовать, если никогда не то что не работали в атмосфере свободы слова, периоды которой в Украине были очень уже непродолжительны, но даже сами не были профессиональными журналистами. Так, подноской нужных «информпатронов» на передовую по принципу «чего изволите» пробавлялись и заслужили должностишки…

И вот мы имеем результат – очередной скандал с удушливым политическим душком. Пресс-служба Партии регионов сообщила, что 28 июня, в День Конституции, лидера ПР Виктора Януковича пригласили выступить на УТ-1 в прямом эфире. А когда этот деятель уже собрался осчастливить украинский народ своими откровениями, ему на канале сообщили, что позвонили из секретариата президента и съемку отменили. Партия регионов отреагировала немедленно. «Это ответ на вопрос, почему так называемая демократическая коалиция не желает отдать оппозиции ни одного парламентского комитета для контроля за ее действиями и комитет по свободе слова, в частности… Это – информация для размышлений членам Мониторингового комитета Совета Европы относительно реальной свободы слова в государстве, в котором и до сих пор не раскрыто дело об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе», – заявила пресс-служба «регионалов» по этому поводу.

На следующий день выяснилось, что съемку не отменили. А просто перенесли на следующий день, потому что в праздник приоритетное право на госканале имеет власть. Пресс-служба УТ-1 подчеркнула в специальном сообщении по этому поводу, что согласно закону об освещении деятельности органов госвласти, обязательному освещению в аудиовизуальных средствах массовой информации подлежит участие президента в официальных мероприятиях, которые проводятся в государстве.
«В связи с вышеприведенным, директор ТО «Новости» Денис Иванеско лично сообщил пресс-секретарю Анне Герман об изменениях, извинившись за неудобства, и пригласил на прямой эфир 29 июня 2006 года», – сказано в сообщении.

Может быть, так они и было. Но все равно, напоминаю, скандалец получился неприятный. Для всех, но в первую очередь, для власти. Но полезный, потому что он обнажил правду о некоторых сторонах жизни в стране. Во-первых, скандал этот – отражение реалий в отечественных СМИ. Не было бы никаких государственных масс-медиа – не было бы и никаких обязаловок в освещении тех или иных деятелей. А каналы сами выбирали бы себе гостей и предоставляли бы им слово не согласно какому-то нелепому закону, а в полном соответствии с ситуацией в стране и с самыми актуальными событиями. А самым актуальным событием сейчас в Украине является не умничанье президента на конституционную тематику, а раздрай в Верховной Раде. Попытки именно Партии регионов сделать ее недееспособной под видом «защиты Конституции и законов». Вот о том, что в стране более трех месяцев после парламентских выборов не работает высший законодательный орган, что есть попытки нарушить нормы Регламента работы ВР именно со стороны коалиции, которая уже объявила себя «правящей», а до этого шла к власти на лозунгах неукоснительного соблюдения законов, и нужно было говорить. И именно в день Конституции, которую, как дышло, каждый из участников политического противостояния пытается повернуть в свою сторону.

Во-вторых, нанесен очередной болезненный удар по «оранжевой» власти, которая опять предстала перед собственным народом как нарушительница своих же обещаний не вмешиваться в работу СМИ и не контролировать их. Оказывается, и давит, и контролирует. Уже давно. А теперь вот в очередной раз прокололась. Потому что боится правды. Ведь даже Янукович объяснил бы согражданам в чем суть его разногласий с «оранжевыми». Как это ни прискорбно для «оранжоидов» и их поклонников, но именно правящая коалиция хочет нарушить законы. И как это ни противно, но даже ортодоксальные «сыны Майдана» должны были бы понять, что это «регионалы» сегодня формально защищают формальные же законы. И черт бы с ними. С этими «сынами» и «героями Майдана». Пусть бы они сами в своем разбирались кто из них и кому врет. Но в этом случае опять нанесен удар по репутации страны, которая и при демократах-«оранжоидах» успешно, ускоренно и благополучно возвращается к совсем недемократической цензуре…

В-третьих, после скандала опять пострадают журналисты, а не контролеры. Я не говорю о том, что упомянутого выше Дениса Иванеско уволят с канала за то, что он, возможно, сказал правду: ему позвонили из президентского секретариата, запретили показывать Януковича, а он честно об этом сказал. Думаю, что до увольнения пока не дойдет. Но уверен: больше этот Иванеско, если останется на канале, никому и никогда не скажет правды о том, что у них делается, кто, кого и как нагибает. И все остальные журналисты-телевизионщики, кому некуда переходить, будут молчать. Будет тишь да благодать, а манипулирование сознанием сограждан продолжится тихо и бесконфликтно. Для канала…

И еще: кто-то может сказать, что в скандале нет никакой проблемы, а есть просто нестыковки или персональные глупости в исполнении излишне ретивых и услужливых работников пресс-службы и секретариата президента. С этим я согласиться не могу категорически. Личный почти двадцатилетний опыт работы в политической журналистике, знаете ли, показывает, что зажим СМИ с этого начинается и этим же заканчивается. И сейчас просто очень быстро набирается темп…

Я «переживаю» уже третьего президента и могу утверждать, что из двух с половиной лет президентства Леонида Кравчука относительная свобода слова в стране существовала более двух лет. Макарыч начал зажимать уже когда согласился на досрочные перевыборы – президентские и парламентские. А до этого он не боялся того, что его пресс-конференции транслируются в прямом радио- и телеэфире и что журналистов на них приглашают всех – без предварительной сортировки и отсеивания неугодных, как это есть сейчас и было при Леониде Кучме.

Кучма у нас правил более 10 лет. И относительно свободными были только первые два года каденции. Потом начался мрак. Но все равно на мероприятия с его участием можно было попасть во все годы правления. И даже задать «неудобный вопрос» – именно так квалифицировали его пресс-службисты все, что могло расстроить «шефа».

При «оранжевом» и «демократичном» президенте Ющенко лично я не смог попасть ни на одно, повторяю, ни на одно мероприятие с его участием. Не говоря уже о пресс-конференциях, где права на вопросы президенту строго расписаны по «нужным» и «верным» медийщикам, а «чужие», как говорится, там не ходят. Я попервах пытался как-то пробиться и выполнить свой «профессиональный долг» в общении с «народным президентом». Но то мест не было в зале, то заявку я поздно подавал, то аккредитация заканчивалась аккурат перед моим звонком. А потом, услышав, как президент изящно предлагает класть информацию перед мордой журналиста, я понял, что у меня – не морда и что ничего интересного он не скажет. И успокоился. Мне предлагали даже через суд заставить президентских информохранников выполнить СВОИ обязанности и «не чинить препятствия журналисту в выполнении ЕГО обязанностей». Но я отказался – слишком много чести. Для президентских, конечно. Я знал, что они когда-нибудь проколются по-крупному. И по-глупому. Так оно, как видим, и случилось. Так что теперь не только я могу утверждать: то ли еще будет, если все так начинается…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам