Госкомторг

Определитель «наши — не наши» отключен. Полет проходит в автоматическом режиме. Уже непонятно, где заканчиваются свои и начинаются чужие, особенно когда слушаешь Евгения Кушнарева или Юлию Тимошенко. Всеобщую неразбериху только усугубила попытка раздела парламентских комитетов по схемам, предложенным БЮТ и «Нашей Украиной». «Сердцееды» хотели оставить все как есть: 24 комитета плюс комиссия по приватизации. «Нашеукраинцы» же предлагали довести количество комитетов ВР (а следовательно, и руководящих кресел) до 29. Правда,15 июня Верховная Рада не согласилась ни с одним из предложенных комитетских сценариев: «регионалы» вообще воздержались от голосований (внятный сигнал: «без нас ничего не получится!»), всем остальным с трудом удалось набрать 181 голос. Причем, что интересно, за вариант фракции Тимошенко голосовали всего пять членов НСНУ. Казалось бы, мелочь, а многое говорит об уровне взаимного доверия и симпатий внутри «оранжевой «тройки». И что еще любопытно: зачем начинать «дерибан» руководящих парламентских должностей, когда даже неясен принцип распределения этих благ — коалиционный или квотный? Оказывается, смысл есть.

Во-первых, открытие торгового дома «Комитеты ВР: хорошие и разные» буквально на ровном месте, без всяких официальных меморандумов-соглашений само по себе говорит о начале переговорного процесса, в корне отличающегося от привычного и надоевшего за 82 дня «оранжевого» торжища». Вот и думай что хочешь. А подумав, говори. В итоге прокололась Тимошенко, поспешив объявить Президента тем человеком, который благословил создание альянса между «Нашей Украиной» и ПР и тем самым предал «помаранчевую» коалицию, идеалы Майдана (не путать с коммерческим телепроектом, хотя разница небольшая). Вывод лидера БЮТ очевиден: раз Виктору Ющенко «оранжевые» идеи больше не нужны, их можно полностью приватизировать и использовать вплоть до 2009 года.

Одновременно обнаружились и линии раскола в НСНУ: часть партийцев продолжают на «голубом глазу» уверять всех, что никаких переговоров с «донецкими» проющенковская сила не ведет и вести не собирается. Ну и наконец, невооруженным глазом виден энтузиазм «донов», которые с удовольствием рассказывают о начале коалиционных переговоров с «Нашей Украиной», выдают имена переговорщиков и мелкие подробности готовящейся транзакции. В общем, проверка комитетами выявила реальную расстановку сил, противников и симпатиков широкой демократической коалиции, обиженных и довольных.

Во-вторых, предложенные к рассмотрению варианты «рабочих мест» позволили расширить поле для коалиционных торгов и вовлечь в процесс не только лидеров фракций, но и рядовых депутатов. Судите сами: пока что в консультациях участвовали только первые лица. От их «отмашки» зависело, кто кем будет в новом парламенте. А все остальные депутаты исполняли роль статистов, довольствуясь, как и журналисты, исключительно слухами и предположениями, на основании которых им приходилось строить карьерные планы (или с ними прощаться). А тут появляется перспектива лично отвоевать себе место под парламентским солнцем. Проявить, так сказать, сноровку и активность. А заодно и проверить реакцию «звеньевых» на твои кадровые замашки: хочу быть главой, допустим, Комитета по вопросам евроинтеграции. Ах, лидер против? У него есть на примете другой кадр? Отлично, а мы вот возьмем и вступим в межфракционное объединение, которое гарантирует удовлетворение кадровых аппетитов не отходя от кассы. И ничего нам за это не будет!

По сути, комитетский передел поставил и перед неофитами, и перед ветеранами ВР извечный вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Многие, судя по двухдневным упорным боям вокруг кресел начальников комитетов, подкомитетов, их замов и секретарей, знают на него ответ. Это и есть коалиционный резерв…

А что же Президент? Виктор Ющенко, как всегда, оказался в сложном, но привычном уже положении витязя на распутье. От него снова зависят структурированность политической системы, будущее конституционной реформы, перспективы развития страны, наконец. Собственно говоря, выходов из сложившейся ситуации у Виктора Андреевича всего три, и все они временные, то есть не дают гарантий стабильности и прочности до следующей президентской каденции.

Первый: Ющенко находит способ решить «спикерский» конфликт между своей партией и социалистами. Даже если он знает, как это сделать, обойтись совсем без жертв не получится. Причем жертвовать придется своими. В этом случае Ющенко становится «цементом» «оранжевой» коалиции, но теряет часть своих сторонников из НСНУ. Сильных сторонников.

Второй: Виктор Андреевич открыто признает факт ведения переговоров с главными политическими оппонентами — Партией регионов — и перспективу создания «оранжево-голубой» коалиции. Что он при этом теряет? Статус «оранжевого» лидера. Личный рейтинг. Политическую самостоятельность. Формальную поддержку Блока Тимошенко, которая с этой минуты превращается из феи в фурию, из союзника в самого беспощадного соперника Виктора Андреевича на будущих президентских выборах.

Третий: Президент ставит на переходный, «теневой» вариант межфракционного большинства, которое способно стать эрзацем коалиции и принять все структурные и кадровые решения. Да, для этого тоже необходимо вступить в сговор с партией Виктора Януковича, гарантировав «регионалам» ряд серьезных должностей в исполнительной и законодательной власти, но это будет не так явно. И без сильных последствий для имиджа самого Ющенко, зато с прицелом на ликвидацию политической реформы, которой Президент так и не научился пользоваться. Правда, есть одно «но»: реанимация прежней системы ручного управления властью, построенной на бизнес-интересах разных финансовых групп и сиюминутной выгоде разных политиков, может закончиться для Виктора Ющенко так же, как и для его предшественника…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам