Здесь не курят

Общеизвестно, куда ведет дорожка, вымощенная благими намерениями. Перманентные попытки украинской власти отучить населения от зловредной привычки курить и пить, как правило, оборачиваются неуклюжими шагами по запрету рекламы или ограничению общественных мест, где можно предаваться этому виду «расслабухи». Впрочем, за этими всеми вроде бы альтруистическими глупостями стоит налаженных механизм выкачивания денег из «отрасли вредных привычек»…

31 мая незаметно для широкого круга общественности прошел Всемирный день борьбы с курением. Государства-члены Всемирной организации здравоохранения учредили его в 1987 году, чтобы предотвратить смерти и болезни, которые вызваны табачной зависимостью людей. С тех пор ежегодно на проведение антитабачно-рекламных мероприятий тратится значительный объем денег, часть из которых выделяют (добровольно-принудительно) табачные компании. Они же финансируют исследования ВОЗ, согласно которым каждые 6,5 секунды от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. В мире уже привыкли к тому, что на «табачников» накладывают своего рода «покаянную контрибуцию» в виде штрафов, многомиллиардных выплат по судебным искам, расходов на поиск методов лечения раковых заболеваний и т.п. Это правила игры, неофициально утвержденные правительствами ведущих западных стран, и с ними никто не спорит.

В Украине ситуация в данной отрасли складывается следующим образом. С самого начала в немногочисленные украинские табачные фабрики был вложен транснациональный капитал. Внутреннего инвестора здесь практически нет. Сначала борьба шла за ставки акцизных сборов и диверсификацию этих ставок в зависимости от класса (фильтр – без фильтра) сигарет. Для того, что разрулить данную проблему, табачные кампании, по слухам, даже допустили «лизнуть капли прибыли» людей из окружения Лазаренко, не говоря уже об экивоках в сторону парламента и Кабмина в целом. Налоговая «байда» тянулась много лет, и закончилась только недавно.

Примерно в то время, когда с налогами разобрались, дополнительной головной болью (и статьей расходов тоже) для алкогольно-табачной инфраструктуры стала рекламная тема. Не первый год лоббисты пытаются пропихнуть законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон Украины «О рекламе». В этом проекте, который патронирует Николай Томенко, предполагается с 1 января 2007 года полный запрет рекламы табачных изделий на телевидении и радио, а рекламу алкогольных и слабоалкогольных напитков предлагается запретить в период с 6 до 23:00. Кроме того, предлагается запретить рекламу табачных изделий, алкогольных и слабоалкогольных напитков на первых и последних страницах газет, журналов и других изданий, а также на носителях внешней и внутренней рекламы.

В день борьбы с курением Томенко напомнил, что данный законопроект в свое время был им инициирован и поддержан правительством Тимошенко, но так и не был поставлен на голосование в Верховной Раде. От себя добавлю: по сведениям из конфиденциальных источников, «торможение» проекта обошлось заинтересованным коммерческим структурам в кругленькую сумму. Сейчас снимать сливки с коррупционной щедрости компаний главным образом будут разработчики проекта, и те, кто усилят его своими гениальными инициативами. Тот, кто разбирается в парламентской кухне, понимает: одна важная поправка к статье закона может «озолотить» ее автора на весь сессионный период, а еще есть профильный комитет, утверждающий проект, консультанты, работающие над текстом, юридическое и экспертное управление и т.д. Ни в коей мере не хочу обвинить этих уважаемых людей в коррупции. Но еще меньше хотелось бы подозревать их в глупости. А между тем, периодически наружу вылезают такие глуповатые закончики, что становится обидно за родину и ее местами весьма недалеких народных избранников. Но недалекими они кажутся лишь на первый взгляд. На самом деле, чем больше страдают от нелепого правового ограничения заинтересованные структуры, тем сильнее в них желание внести изменения и дополнения. Которые тоже никто за красивые глаза и убедительные речи пропихивать через парламент не будет.

Скажем, одной из поддержанных г-ном Томенко идей стали воплощенные в закон «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» ограничения по курению в общественных местах.

В соответствии с нормой этого закона, которая вступит в силу совсем скоро — 1 июля этого года, для лиц, которые не курят, должно выделятся не менее 50% площади общественных мест, размещенной так, чтобы табачный дым не распространялся на эту территорию. Собственники учреждений общественного питания обязаны отвести специальные места для курения, оборудованные вытяжной вентиляцией. Кстати, закон относит к общественным местам не только рестораны, кафе и бары, а и любые сооружения, доступные или открытые для населения, в том числе подъезды, подземные переходы, стадионы и т.п.

Аргументация Томенко, кроме улыбки, ничего не вызывает: дескать, в соответствии с социологическими исследованиями, в нашей стране не курят больше 60% граждан. Скажу честно, я тоже не курю. И меня гораздо больше интересуют химические исследования состава красителей на китайских трусиках, подлинные ингредиенты, содержащиеся в зубной пасте и перспектива «пожрать удобрения» вместе с купленными на рынке помидорами. Я уже не говорю о рекламе тренажеров саунного типа, от одного взгляда на которые начинаешь потеть в местах скопления целлюлита. И о циркониевых браслетах, исцеляющих организм лучше биодобавок и мумие вместе взятых. Возможно, мое равнодушие к сигаретам даст мне больше шансов не умереть от рака легких, но сорвать печень и потерять зубы от всякой дряни, которая рекламируется всюду, где только можно, – вполне. Другое дело, что с мошенников, продающих штаны для похудения, много не возьмешь. А вот транснациональные табачные компании готовы раскошелиться, дабы привести текст закона в состояние компромисса со своими интересами.

Возможно, именно поэтому закон о рекламе пока не вынесен на голосование, а требования к рестораторам (не объединенным влиятельным лобби) уже вступают в действие. Реально ли в ресторанах выделить половину столиков для тех, кто не курит? Нереально. Потому что в одной компании могут быть курящие и некурящие. А запрограммировать вытяжки? Реально. Но кто подтвердит, что табачный дым не распространяется на территорию конкретного отсека для некурящих? Санэпидстанция? Специальная антитабачная инспекция? Пожарные? Специнспекторы в местной власти, на которую возложен контроль соблюдения закона? Не знаю. Но в любом случае поздравляют этих чиновников с открывшимся им дополнительным источником получения взяток. Если раньше источником их доходов были тараканы в пирожках и заколоченные пожарные выходы, то теперь простор для фантазии резко расширился.

Нужно ли запрещать курение в общественных местах? Думаю, да, но только в тех, которые ориентированы на молодежь, детей и некурящих. В фаст-фудах, как правило, не курят. В кондитерских – тоже. Кроме того, есть кафе для некурящих, а в ресторанах для особо восприимчивых к табаку лиц можно найти уютный уголок или отдельный кабинет. Я обычно так и делаю.

Что же касается запрета курить в подземных переходах, то кто будет отлавливать нарушителей? Если милиция, то я пойду туда служить: мне срочно нужны деньги на новый диван…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам