Бунт первого зама

Первый заместитель председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Виктор Воронин восстал против своего начальника, председателя комитета Сергея Рудика. Во вчерашнем заявлении и на сегодняшней пресс-конференции он обвинил г-на Рудика «в действиях, представляющих угрозу национальной безопасности Украины». Речь идет о фальсификации решений по делам беженцев…

Противоречия между главой комитета и первым заместителем начались достаточно давно. Следует заметить, что Виктор Воронин – профессиональный дипломат, еще в начале 90-х годов занимался вопросами Приднестровского конфликта, выезжал в горячие точки, работал на внешнеполитическом направлении в администрации президента. После того как генерал Геннадий Москаль перешел с должности руководителя Госкоммиграции в МВД, Воронин продолжительное время был и.о. председателя. В то же время Сергей Рудик работал в Министерстве по делам национальностей и миграций, после реорганизации министерства в Госкомитет некоторое время продолжал госслужбу, потом ушел в политику и возглавлял столичную организации партии «Пора». Последняя общественная «нагрузка» – председатель Наблюдательного совета Фонда региональных инициатив. Его возвращение на госслужбу было политическим компромиссом. В то время как Воронин там вкалывал уже не первый год. Неудивительно, что между бывшим и.о. председателя и новым председателем отношения сразу не заладились. По словам Виктора Воронина, «это было не столкновение амбиций, а столкновение профессиональных подходов».

Следующим этапом конфликты у главного «миграционщика» возникли с теми, кого он должен был курировать. В феврале 2006 года в одной из столичных газет появилась статья «Вот как у нас «работают» с нацменьшинствами!». В статье речь шла о том, что руководство Госкоммиграции вмешивается в редакционную политику газет нацменьшинств и отличается чрезвычайной закрытостью в плане распределения бюджетных денег, предназначенных на поддержку газет. Финансовый момент примешался к противостоянию и тогда, когда шеф Воронина высказался за создание представительств Госкомитета во всех областях, а не только в тех, где есть мигранты. Больше региональных «филиалов» – выше бюджетное финансирование. Воронин с этим не согласился. Возмущался он на пресс-конференции и тем, что в штате комитета до сих пор действует подразделение, которое занимается диаспорой, хотя эти функции вместе с выдачей удостоверений «иностранным украинцам» в прошлом году переданы МИДу.

Своего апогея конфликт достиг месяц назад, когда первому заму стали, по его словам, известны факты фальсификации документов о предоставлении убежища. По словам Воронина, он написал докладную записку Рудику, но реакции на нее не последовало. Тогда, опасаясь «заметания следов» и уничтожения служебной документации, Виктор Николаевич обратился с открытым заявлением к генеральному прокурору Александру Медведько, председателю Службы безопасности Украины Игорю Дрижчаному и министру внутренних дел Украины Юрию Луценко.

Автор заявления отмечает, что Госкомнацмиграции нарушает сроки принятия решения по вопросу предоставления статуса беженца – вместо предусмотренного Законом Украины “О беженцах” максимального срока принятия решения в три месяца в действительности сейчас решения выносятся, как минимум, через 6-7 месяцев, при этом происходит служебная фальсификация документов, где «предварительно забивается дата и номер принятия решения, хотя реально оно принимается только через несколько месяцев после проставленной даты».

При этом Воронин объясняет угрозу тем, что подавляющее количество искателей убежища происходит из регионов, которые являются опасными в плане террористической деятельности и наркоторговли – Афганистана, Ирака, Чечни, Таджикистана, Нигерии, Палестины, Сьерра-Леоне и так далее. Среди них (хотя и в абсолютном меньшинстве) есть члены международных террористических организаций и наркокартелей, о чем известно правоохранительным органам. Подобные лица крайне заинтересованы остаться как можно дольше на территории Украины с преступными целями – такими, например, как организация баз и ячеек для осуществления террористической деятельности в европейских странах, а, возможно, и непосредственно в Украине.

“Они, получив справку о рассмотрении дела, которое дает право свободного передвижения по всей территории Украины, имеют возможность исчезнуть, нелегально перейдя на территорию соседних государств, легализироваться в Украине по фальшивым документам или успеть сделать все необходимое для решения своих преступных задач. Можно только догадываться, чем подобные лица могут заниматься в предоставленные им Госкомнацмиграции дополнительные месяцы – подготовкой разрушения Киевского водохранилища, бактериологической атаки, взрыва посольства США в одной из стран ЕС, захватом заложников в России, налаживанием наркотраффика в ЕС героина или его продажей в Украине. Я работаю первым заместителем председателя Госкомнацмиграции уже более 3-х лет, 9 месяцев исполнял обязанности председателя, и мне понятно, что подобные действия могут объясняться и коррупционными мотивами, а не только халатностью и непрофессиональностью руководства. Также у меня не вызывает сомнения – нарушение сроков и оформление решений задним числом невозможно без ведома высшего руководства Госкомнацмиграции (решения по делам подписываются только председателем или курирующим заместителем)”, – говорится в заявлении, которое Воронин направил в правоохранительные органы.

При этом он сообщает, что не имеет данных, чтобы заявлять о личной коррупционной заинтересованности своего начальника в нарушениях и фальсификациях при рассмотрении дел ищущих приюта. “Это дело следствия: установить, кто и во имя чего совершал противоправные действия. Но следует отметить, что уже не первый раз действия г-на Рудика в отношении беженцев наносят значительный вред государственным интересам”, – отмечает его заместитель.

На пресс-конференции в УНИАН Виктор Воронин напомнил так же еще об одном деле, которое имело широкий резонанс в мире и отразилось на имидже Украины. 14 февраля 2006 года Госкомнацмиграции незаконно отказал в предоставлении убежища узбекским гражданам, которые были затем депортированы на родину. Незаконность, по словам Воронина, состояла в том, что не были тщательно изучены дела соискателей убежища. Им просто вернули заявления и выдворили на родину, где уже все было готово к аресту. Это вызвало «полноценный» международный скандал. Госдеп США выступил с публичным заявлением, в котором осудил Украину за принудительную депортацию десяти узбеков. В документе подчеркивается, что эти лица, по всем признакам, были депортированы без предусмотренного украинским законодательством тщательного пересмотра поданных ими заявок, а также без предоставления им возможности обжаловать вынесенные по их делам решения. Выступая в Вашингтоне, заместитель спикера Госдепартамента США Адам Эрели отметил, что такой шаг был осуществлен с нарушением действующего украинского законодательства.

Украинская власть, добавил Эрели, также проигнорировала просьбу верховного комиссара ООН по вопросам беженцев не прибегать к принудительной репатриации ни одного из искателей убежища, пока они не пройдут необходимых процедур относительно получения статуса беженцев. Заместитель спикера Госдепартамента напомнил, что Украина, равно как и Соединенные Штаты, является подписантом международного протокола от 1967 года относительно статуса беженцев.

Виктор Воронин в своем заявлении отмечает, что все незаконные действия Управления миграционной службы в АРК были проведены с молниеносной скоростью (вряд ли возможной без прямого указания руководства Госкомнацмиграции), а его руководители не только не были наказаны, но и их действия активно оправдывались первым лицом Госкомитета. В частности, по первой версии, узбеки были трудовыми мигрантами, которые не имели никакого отношения к политическим организациям. Потом г-н Рудик признал узбеков “сбежавшими от политического режима”, но обвинил в депортации правоохранительные органы, которые были только техническими исполнителями.

Воронин надеется, что его заявление будет рассмотрено правоохранительными органами, и по фактам противозаконных действий – возбуждены уголовные дела. Он также не исключает варианта, при котором в итоге все может быть спущено на тормозах, но ни секунды не жалеет, что пошел ва-банк. По его мнению, коррупция в Украине торжествует потому, что среди чиновников существует негласный «обет молчания», не позволяющий им критиковать начальство даже за самые вопиющие проступки. «Я служу государству, а не отдельным чиновникам, и если наносится ущерб национальной безопасности страны, делать вид, будто я этого не замечаю, непрофессионально и преступно», – подытоживает Воронин.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам