"Щит и Херпенис!"

Из креативных разработок OOO «Old PRдун», которые по тем или иным субъективным причинам так и не были реализованы: «Майдан. Результат налицо» (обоснование идеологеммы о девальвации ценностей «оранжевой революции»); «Ваш подвиг, Безсмертный!» (позиционирование Романа Петровича в качестве руководителя избирательной кампании «Нашей Украины»); «Чистящее средство «Юля»: убивает всех известных олигархов. Безопасно для аллергиков»; «Не словом, а делом. Р. Ахметов». Еще есть эскиз герба парламентской коалиции – трехчлен на фоне фаллической колонны и девиз: «Щит и Херпенис!» (от английского «shit happens» – «проблемам свойственно возникать»).

Дизайн символики коалиции становится резко актуальным. Периодически нас радуют сообщениями о том, что все уже почти согласовано. Осталось только договориться с «Нашей Украиной». «Нашеукраинцы», как всегда, не согласны. Вот и 16 мая Роман Зварыч заявил, что «НУ» приостанавливает ведение переговоров о создании коалиции до тех пор, пока блок Юлии Тимошенко «не прояснит свою позицию в контексте заявлений лидера БЮТ о распределении должностей, согласно которому БЮТу отойдет должность премьера, Соцпартии – должность спикера, а «Нашей Украине» уже принадлежит пост президента».

Тем не менее, подготовительной депутатской группе (ПДГ), занимающейся вопросами организации первой сессии парламента нового созыва, каким-то чудом удалось определить дату начала заседаний Верховной Рады – 25 мая (четверг). Судя по персональному составу руководства ПДГ (председатель – социалист Иван Бокий, заместитель – коммунист Василий Хара, секретарь – БЮТовец Иван Кириленко), тема «оранжевого коалиционного трехчлена» пока остается актуальной.

Партия регионов, интересы которой представляет Хара, уже объявила об узурпации власти «оранжевыми» и приняла решение отозвать коммуниста с должности заместителя председателя ПДГ. По словам спикера «регионалов» Евгения Кушнарева, «оранжевые» собираются узурпировать власть в парламенте и абсолютно не считаются с мнением меньшинства». Партия регионов продолжит участвовать в работе ПДГ, однако не собирается выступать в роли «статистов». Интересный момент, на который стоит обратить внимание: «регионалы» принимают решение об отзыве члена КПУ. Пока нет информации о том, что коммунисты согласны с подобным решением вопроса.

Не знаю, как насчет коалиции, однако с большим трудом, создавая себе проблемы на ровном месте, удалось решить проблему запуска механизма открытия первой сессии нового парламента. Если бы ребята еще чуть-чуть поупирались рогом, то могли бы вместо механизма открытия запустить таймер роспуска парламента. Теперь, по крайней мере, можно будет сформировать временный президиум Верховной Рады. Уже известно, что Соцпартию будет представлять Иван Бокий. Остальные четыре места пока остаются вакантными. Однако, судя по уровню представительства Соцпартии, вряд ли в него попадут первые лица фракций. Похоже, что 25 мая сессия действительно откроется. Дальше будет весело, поскольку в этот день большинство высокопоставленных чиновников исполнительной власти станут народными депутатами. Примерно в десять тридцать утра премьер Юрий Ехануров, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах, первый вице-премьер Станислав Сташевский, министр аграрной политики Александр Барановский, руководитель внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк, главный типа юрист страны Сергей Головатый и многие другие бюрократы поставят свои подписи под текстом присяги на верность Украины. Дальше, в соответствии с Конституцией, они должны сложить свои полномочия перед новоизбранным составом Верховной Рады. То есть перед самими собой. Народный депутат Тарасюк торжественно слагает полномочия перед одноименным депутатом. Они действительно рождены для того, чтобы Кафку сделать былью. Раздвоение членов правительства, по мнению специалистов ООО «Old PRдун», способно травмировать психику лиц, оказавшихся в подобном двойственном состоянии. Но это еще не все. Лица, сложившие сами перед собой полномочия членов (мне нравится этот оборот) правительства, должны продолжать исполнять свои обязанности до момента формирования нового состава Верховной Рады. Вот здесь начинается полная фигня (экскьюз май френч). В нормальную голову подобный поворот событий не вписывается.

Конституция запрещает совмещать работу в исполнительных структурах власти с осуществлением функций народного избранника. Или то, или другое. А тут на протяжении максимум шестидесяти дней группа высших кабминовских руководителей окажется в интересной и крайне двусмысленной ситуации. С одной стороны, они должны исполнять обязанности, поскольку больше некому. Объясню, почему некому. Для того чтобы сформировать новый Кабмин, необходимо: а) создать и зафиксировать парламентскую коалицию; б) назначить руководство парламента, включая и руководителей комитетов ВР. Интересно, кто же будет работать тем временем в правительстве?

Если исключить из состава КМ всех совместителей, то не наберется кворума для принятия правительственных решений. Конечно, я понимаю, чем вызван массовый переход кабминовцев в Верховную Раду. Во-первых, никому не хочется пролететь. Во-вторых, для формирования коалиции в «оранжевом» формате просто не хватит депутатов. Данная проблема не имеет легитимного решения. Если совместители будут работать в КМ до формирования нового состава правительства, то все принимаемые ими решения выйдут за пределы существующего конституционного поля.

Технология формирования коалиции следующая: сначала создаются депутатские фракции, затем на протяжении месяца со дня начала работы должно появиться организованное большинство. После этого можно браться за правительство. Сколько времени отводится на работу по строительству новой архитектуры Кабинета министров? В соответствии с Основным законом, шестьдесят дней. «Счетчик» включается сразу же после отставки правительства. Если 25 мая кабинет Юрия Еханурова уйдет в отставку, то в конце июля должна быть реализована процедура назначения его преемника. А можно ли считать отставкой кафкианский беспредел, связанный с описанной выше особенностью сложения кабминовских полномочий? Правительство прекращает свое существование по непонятным причинам, не зафиксированным ни в одном правовом акте. Это даже не отставка, а нечто абсолютно непонятное. Проблемам действительно свойственно возникать.

Следующая проблема: если правительство в том же «полудепутатском» составе продолжит исполнять свои обязанности, то будут ли действительны подписи чиновников-совместителей под коалиционным соглашением? С одной стороны, он – парламентарий и может ставить свой автограф. С другой – это нарушение Конституции. Если не учитывать совместителей, то большинства не будет. Если их учитывать, то получается Кафка в натуре. Примерно аналогичная ситуация складывается и с избранием руководства Верховной Рады. Спикера и его замов назначают на основе тайного голосования. Вопрос: имеет ли право председатель Счетной комиссии ВР выдавать бюллетени совместителям? А если откажется выдавать, то что делать?

Да и сами выборы руководства Верховной Рады станут серьезным испытанием для коалиции. Естественно, вряд ли кто захочет рисковать и отдаваться на волю случая. Давать членам коалиции возможность голосовать в тайном режиме – сплошное безрассудство. Следовательно, опять будет использована технология, характерная для прошлых «спикериад»: ответственные представители фракций собирают у коалиционщиков бюллетени, заполненные правильным образом. Затем они распределяются между группой «бросальщиков в урну» (из расчета 15-20 бумажек на человека). Или еще вариант: члены коалиции показывают заполненный вариант «дежурным», которые, убедившись в правильности выбора, дают добро на вброс в урну. Это рискованная технология, поскольку некоторые могут сделать пакость – в последний момент испортить бюллетень и Счетная комиссия затем признает его недействительным. С избранием председателей комитетов ВР и их первых заместителей гораздо проще. Они избираются списком в открытом режиме. Однако в случае нехватки голосов возникают серьезные вопросы относительно дееспособности коалиции. Вообще, все первые решения большинства будут иметь принципиальное значение.

Однако наиболее серьезным испытанием станет, конечно же, формирование правительства. Если не хватит одного голоса для утверждения кандидатуры премьер-министра, то вполне обоснованной является постановка вопроса о роспуске коалиции, либо об изменении ее формата.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам