Знать, чтобы выжить

20-летний «юбилей» самой страшной техногенной катастрофы мировая общественность встречает относительно спокойно. В отличие от 3-й и 5-й годовщин, нет уличных манифестаций, не пикетируется Минздрав и Центр радиационной медицины. Непримиримые борцы за правду, некогда сколотившие весомый политический багаж, ныне заняты более актуальными делами. Острейшая борьба за политическое первенство доминирует над всем остальным. Чернобыльская карта перестала быть козырем не только во властных руках, но и в руках тех, кто решил испытать судьбу и пойти во власть. Что касается оставшейся части населения Украины, держащейся вне политики, то, как и в первые годы режима околочернобыльской секретности, она с недоверием продолжает относиться к информации, идущей из официальных источников.

Действительно, в течение первых 5 лет с момента аварии на ЧАЭС различные «компетентные» органы строили прогнозы: от безвредности и даже чуть ли не благотворного влияния свалившейся на головы миллионов людей радиации до повального вымирания определенной части населения Беларуси, Украины и России, проживающей на загрязненных территориях, с пиком смертности от лейкозов в 5—10 лет и рака в зависимости от его вида в 15—25 лет. Некорректные аналогии проводились с Хиросимой и Нагасаки, Семипалатинском и Челябинском.

И вот спустя 20 лет, несмотря на тяжелое материально-техническое положение в научно-практической медицине, стало ясно, чьи прогнозы были реальными. Чьи — преступно-идиллическими. А чьи соответствовали разряду некомпетентных «страшилок», нередко подкрепляемых «фотодокументами» с изображением трехголовых телят. 20 лет — это как раз тот срок, когда становится очевидной справедливость той или иной теории. Реальная статистика если и не расставила все точки над «i», то внесла ясность.

Ни у кого не было и нет сомнений, что прогремевший 26 апреля 1986 года взрыв на Чернобыльской АЭС привел к трагедии. Суммарный материальный ущерб, нанесенный Чернобыльской катастрофой, эквивалентной по радиоактиности мощности 800 «Хиросим+Нагасаки», включая потери в производстве электроэнергии после закрытия станции с момента аварии, оценивается специалистами в $358 млрд. 155 тыс. кв. км территории, из которых 52 тыс. сельхозугодий, оказались критично загрязненными, 404 тыс. человек были переселены. Однако миллионы продолжают жить в радиационно-опасных условиях. Сразу же после катастрофы от острой лучевой болезни погиб 31 человек из 237 пострадавших от высоких доз радиации, кому был поставлен такой диагноз. А к концу 2003 года умерли 52 человека, несмотря на интенсивное дорогостоящее лечение.

Реально оценить подорванное здоровье и точно подсчитать количество смертей, связанных именно с Чернобылем, а не с другими причинами, оказалось сложнее. Тем не менее, по данным специалистов ООН, около 8,4 млн. человек попали в зону радиоактивного загрязнения, которое потенциально опасно для населения. Среди них — 3 млн. детей, нуждающихся в постоянном наблюдении. В Украине в список грязных территорий попали Черниговская, Ровенская, Киевская (в основном северная ее часть) и Житомирская области. В России — Брянская, Орловская и Тульская области, в Беларуси пострадавшим считается практически все население, однако более всех досталось жителям Гомельской области.

Специалисты констатировали тот факт, что общая заболеваемость и инвалидизация населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, выше, чем на относительно чистых. Особенно возросла заболеваемость органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы. Участилась диагностика «модного» ныне синдрома хронической утомляемости (СХУ). Такие иммунопатологические изменения, вызванные повышенным уровнем радиации, как иммунодефицит (сниженная защита) и аутоиммунитет (агрессия против тканей собственного организма вместо его защиты), и лежат в основе вышеупомянутой общей заболеваемости. Однако стресс вследствие радиофобии у населения загрязненных территорий, не всегда обоснованный отказ от употребления ценных продуктов питания, например, молочных, тоже приводят к нарушениям иммунитета.

Объективно оценить и интерпретировать результаты роста общей заболеваемости с помощью «привязки» к чернобыльским факторам крайне сложно. С одной стороны, большинство ликвидаторов и переселенцев с загрязненных территорий выпали из поля зрения врачей. С другой — изменившиеся социально-экономические условия (резкое падение уровня жизни, а значит, и питания, отдыха, медицинского обслуживания), радиофобия не могут не оказывать своего влияния на рост заболеваемости. Увязка только с чернобыльскими факторами не может быть корректной, тем более что рост некоторых видов заболеваний отмечен в таких отдаленных от ЧАЭС регионах, как Индия, Австралия, Южная Африка.

К тому же с первых дней катастрофы люди подвергались мощному комплексному воздействию вредных химических факторов, которые действовали синергически с радиационным. С целью обуздания цепной реакции и прекращения выброса радионуклидов в атмосферу на разрушенный реактор было сброшено 2400 тонн свинца, интенсивное испарение которого создавало ядовитую парогазовую фазу, разносимую ветром на большие расстояния. Для подавления пылеобразования использовали десятки тысяч тонн отходов целлюлозно-бумажной промышленности, содержащих сульфаты, соляную кислоту, формалин, фенолы, щавелевую кислоту и пр. Также экспериментировали с использованием полимерных пенообразующих композиций на основе карбамидных смол, поливиниловой дисперной смеси.

В самый жесткий чернобыльский «эксперимент» попала группа в 130 тысяч ликвидаторов — людей, которые участвовали в ликвидации последствий аварии и строительстве саркофага в первые 2 года после аварии. У 85% из них обнаружена та или иная форма болезни. Они получили среднюю дозу общего облучения в 130—170 мЗв. Уровень заболеваемости у них выше общероссийско-украинских показателей: эндокринной системы — в 10 раз, печени и желудочно-кишечного тракта — в 8 раз, психических расстройств — в 5 раз, сердечно-сосудистых заболеваний — в 4 раза. Своеобразной ахиллесовой пятой у ликвидаторов стала роговица глаза, ожог которой бета-лучами привел к росту катаракты. Инвалидность только в период 1991—1994 годов увеличилась в 6,6 раза. Здоровье 470 тыс. человек, участвовавших в ликвидации аварии после 1987 года, вызывает меньше опасений, так как они получили небольшую дозу облучения, но и среди них отмечена повышенная заболеваемость.

Что касается жарких дискуссий вокруг возможного роста онкологических заболеваний, то прогноз оправдался в основном в отношении рака щитовидной железы. Доказано, что после Чернобыля заболеваемость раком щитовидной железы дополнительно увеличилась на 2000 случаев, и, на первый взгляд, это может показаться «каплей в море». По некоторым оценкам международных специалистов, их число, вероятно, возрастет до 8—10 тысяч в ближайшие годы. Однако фактически мнение меняется: ведь читателю известно, что рак щитовидной железы — это крайне редкое заболевание. В Беларуси, например, за 20 лет, предшествовавших Чернобыльской аварии, был зарегистрирован 21 случай рака щитовидной железы. Заболеваемость раком щитовидной железы среди жителей наиболее пострадавшей Беларуси в послечернобыльский период увеличилась в 30 раз, а в Украине — в 12 раз. За период 1986—2002 годов в Украине прооперированы 2702 пациента с диагнозом «рак щитовидной железы» в возрасте до 18 лет на момент аварии, в то время как среди детей, родившихся после 1987 года, когда радиойод «ушел», зарегистрировано только 45 случаев с подобным диагнозом. Однако почти у 90% детей чернобыльской эпохи регистрируют те или иные структурные и функциональные отклонения неонкологической природы этой важной эндокринной железы.

Что касается роста злокачественных опухолей других локализаций, а также лейкозов, то достоверных статистических различий между жителями загрязненных и относительно чистых территорий, по официальным данным отечественного здравоохранения, не обнаружено. Исключение составляют лишь «ликвидаторы», особенно раннего (1986 год) периода. Это хороший показатель для специалистов, строящих свои прогнозы на модели Хиросимы и Нагасаки, где отмечался реальный рост лейкозов уже в первые 5 лет. В то же время в канун 20-летия Чернобыльской трагедии резонансно прозвучали данные международной общественной организации «Гринпис» о том, что Чернобыль дал Украине и Беларуси 40 тысяч новых случаев рака различной локализации, что в десять раз превысило прогнозы ООН.

Закрытие Чернобыльской АЭС не поставило точки на медицинских последствиях аварии. Токсические эффекты малых доз радиации, по предположению ряда специалистов, могут еще проявляться у пострадавших людей на протяжении 40 лет, а на генетическом уровне мутационные изменения могут растянуться до 200 лет, пройдя через 7—10 поколений. Однако наблюдения за жителями Хиросимы и Нагасаки не выявили роста генетических нарушений.

Хотя уровень внешней радиации сейчас в большинстве регионов Украины приблизился к доаварийному, то есть дошел до естественного фона, существует еще опасность поступления радиации в организм с водой и продуктами питания. В таком случае человек подвергается опасности дополнительного внутреннего облучения. До сих пор остаются актуальными программы минимизации радиоактивного воздействия на организм человека. Такие первоочередные задачи, как своевременное отселение с грязных территорий на чистые, мероприятия по дезактивации местностей, известкование почв и внесение минеральных удобрений (преимущественно калийных и фосфорных) с микроэлементами, добавка в корм скоту ферроцианидов, сыграли свою положительную роль. Актуально и выведение зерновых культур, не усваивающих радионуклиды из загрязненной почвы.

Полностью провальной оказалась кампания массовой йодизации населения, своевременное проведение которой в первые же дни после аварии было бы очень простым и эффективным профилактическим мероприятием, способным предотвратить высокий рост числа заболеваний щитовидной железы, особенно у детей. Стремление к замалчиванию масштабов аварии на ЧАЭС бывшим руководством страны привело к тому, что благоприятный момент йодопрофилактики был упущен. Йод — ключевой элемент гормонов щитовидной железы, и в условиях повсеместной йодной недостаточности эта железа стала мишенью для «йодного удара». От тотального распространения рака спасла особенность йода-131 — его короткая жизнь (период полураспада — 8 дней).

Наиболее актуальными для жителей загрязненных территорий на сегодняшний день остаются мероприятия по обеспечению населения чистой водой и продуктами питания, а также по повышению радиоустойчивости и усилению выведения из организма радионуклидов с помощью специальных биодобавок. Основным радиоактивным загрязнителем пищевых продуктов на сегодня является радиоцезий (цезий-137). Вклад стронция-90 в общую радиоактивность продуктов питания минимален (не более 5%). Сверхнормативное содержание цезия-137 до сих пор регистрируется в лесных ягодах и особенно грибах. Дело в том, что, во-первых, основным минеральным элементом в грибах является калий. Во-вторых, радиоцезий, являясь биологическим аналогом калия, концентрируется в грибах, а их биологической особенностью является способность накапливать радионуклиды и любые токсические химические вещества в концентрациях в десятки раз больших, чем в окружающей почве (эффект кумуляции). Цезия-137 содержится в грибах в 20 раз больше, чем в почве, на которой они растут. Тем семьям, для которых в новых экономических условиях грибы стали важным подспорьем в семейном бюджете, необходимо удалять цезий-137. Для этого грибы отваривают 30 мин. в подсоленной воде, которую сливают. Процедуру отваривания-сливания повторяют еще раз, после чего готовят задуманное блюдо.

В первые годы после аварии среди продуктов питания, наиболее загрязненных цезием, были молоко и мясо. На сегодняшний день, несмотря на ужесточение санитарных норм (допустимые нормы снижены в 7 раз), случаи отбраковки продуктов питания стали крайне редкими не только для Киева и области, но и для других загрязненных регионов Украины, не говоря уже о чистых. С цезий-загрязненным молоком, как и с грибами, можно работать на предмет удаления виновника радиации. В продуктах переработки молока — сыре, твороге, масле, сметане — концентрация радиоцезия уменьшается пропорционально удаленной сыворотке. Удалить цезий-137 из мяса оказалось труднее, так как способ варки является недостаточно эффективным.

Вообще, чтобы реально представлять, какую угрозу здоровью каждого из нас наносит Чернобыльская авария, необходимо знать несколько фактов. В пересчете на среднестатистического жителя Украины доля чернобыльской радиации в 15 раз меньше естественного радиационного фона и в 3 раза меньше воздействия, оказываемого при медицинской диагностике. Сегодня радиационная доля газа радона превышает постчернобыльскую. Концентрация радона в городских украинских домах в среднем в 2 раза выше среднеевропейского уровня, но об этом не принято «шуметь». Накапливается радон в непроветриваемых помещениях. Дома с плохой герметизацией фундамента становятся своеобразными коробками для улавливания радона, «выдыхаемого» землей.

Экология городского воздуха сегодня даже более важна для поддержания здорового образа жизни сограждан, чем попытки найти первопричину резкого ухудшения здоровья нации после Чернобыльской катастрофы. Борьба с загазованностью, автомобильными пробками путем расширения дорог и строительства эстакад, введение более жестких экологических норм к автомобильному выхлопу приведет к экономически более выгодному пути ослабления суммарного пресса вредоносных факторов на организм человека.

20 послеаварийных лет показали: насколько опасны позиция бездеятельности на начальном этапе аварии, информационный вакуум, настолько же опасно нагнетание необоснованных страхов, ведущих к массовым стрессам и психозам. Низкая продолжительность жизни людей, особенно мужчин, в Украине и других постсоветских странах связана прежде всего с малыми семейными доходами, деморализацией из-за неустроенности жизни, плохим питанием и наличием вредных привычек. Переселенцы до сих пор страдают от сильного стресса, и это, в частности, связано не только с тоской по земле предков, но и с безработицей, чувством покинутости, бессилия и неспособности распоряжаться собственной судьбой. Нелегко и оставшимся на загрязненных территориях, прежде всего жителям сельской местности. Бедность заставляет их питаться загрязненными ягодами, грибами, дичью и рыбой, кормить радиоактивным сеном скот и топить печь дровами, содержащими радионуклиды. На сильно загрязненных территорях с уровнем радиации от 15 до 40 кюри на кв. км на сегодня проживают до 200 тыс. человек, и речь не идет о «самоселах» в 30-километровой зоне, которых единицы. Там перестали проводиться защитные мероприятия. К слову, 30-километровая зона — это «искусственный круг», непрофессионально очерченный циркулем в первые дни после Чернобыльской катастрофы. Ведь там есть и относительно чистые участки, а за 30-километровой зоной, где живут люди, есть территории с уровнем радиации в десятки и сотни раз превышающим допустимый.

Правдивая и своевременная информация о размерах аварии и квалифицированные медико-социальные мероприятия могли бы более эффективно минимизировать последствия Чернобыльской катастрофы. Но было бы преступным притворяться, что проблема Чернобыля себя уже исчерпала и можно ничего не делать для себя и своих детей…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам