Переговорщики

По большому счету, не важно, какой документ подписали 13 апреля лидеры «оранжевых» партий. Ведь чему учат нас Джонатан Линн и Энтони Джей — авторы любимой книги Маргарет Тэтчер? «Трудную проблему легче всего обойти, поставив ее в заголовок какого-то документа. Там она никому не мешает». Теперь смотрим на название текста, под которым поставили автографы «помаранчевые переговорщики»: «Протокол о порядке формирования коалиции демократических сил». Иными словами, пафосно обставленное объединительное мероприятие — не более чем временная передышка, отсрочка перед кадровым боем, от которого никому и никуда не деться. Но как гласит закон обратной зависимости — чем меньше человек собирается сделать, тем больше он об этом должен говорить. И вот тут на сцену выходят партийные посредники.
Именно от их усилий, умения и опыта подковерной борьбы зависит, как пройдет последний (а не первый) раунд коалиционных переговоров и кто окажется в роли предателя «помаранчевой» коалиции, если до последнего этапа дело все-таки не дойдет. На это вся и надежда, недаром же в «тело» соглашения отдельно включен пункт о том, что кто первый выйдет, тот «редиска» и должен, по словам Романа Зварыча, получить за это «сильный политический удар» ниже спины. Вот после этого можно переходить к серьезному деловому разговору. 600 страниц программных основ деятельности коалиции — это все для широкой общественности, требующей немедленного превращения трех майданных партий в конкретное «оранжевое» большинство. Не это главное для успешного проведения торгов. А что? Как известно, главное в искусстве переговоров — это контроль над ситуацией. А теперь посмотрим, кто и как его осуществляет.

«Наша Украина». Разделение полномочий при ведении переговоров напоминает начало избирательной кампании и формирование штаба НСНУ, в котором изначально было несколько центров влияния. Так и сейчас — самое большое количество формальных и неформальных «посредников» зафиксировано в «Нашей Украине». В НСНУ можно насчитать несколько транзакционных группировок. Например, снова в процессе Роман Безсмертный, которого удалили с поля на некоторое время после того, как он позволил публично предположить, что Юлия Тимошенко способна стать главой правительства по итогам выборов. Но потом вернули, потому что не удалось найти более удачного кризисного менеджера. Он формально держит в руках нить переговоров. Юрий Ехануров тоже задействован: одной рукой управляет Кабмином, другой — инициирует расширение коалиции до четырех субъектов. Например, «оранжевое трио» и Партия регионов. Такая точка зрения резко диссонирует с официальной линией партии, но импонирует Президенту, который не хочет усиления парламентского антагонизма между разноцветными частями ВР и не желает второй раз наступить на тимошенковские «грабли». Таким образом, номер один списка НСНУ прямо мешает Роману Петровичу в его далеко идущих планах, но зато отстаивает свои интересы: в формате «четверки» Юрий Иванович — самый удобный премьер. На третьем направлении работает Роман Зварыч, который выполняет роль сателлита главы политсовета партии. Он говорит и делает то, чего не в силах (по причине статуса) говорить Безсмертный. То есть Роман Михайлович продолжает вести избирательную кампанию НСНУ и его задача — «мочить» Тимошенко, создавая все условия для того, чтобы Юлия Владимировна покинула триумвират.

Еще одна группа, так сказать, особый отдел, представлена Петром Порошенко. Он проводит разведдействия, отвечает за неформальную связь с представителями БЮТ, СПУ и ПР. Выясняет умонастроения, зондирует почву и проводит калькуляцию. В общем, инсайдовская информация — сильная сторона Петра Алексеевича, и он пытается это донести до главы государства.

Зачем такая сложная система? А все просто. Она означает, что Виктор Ющенко, стремящийся держать руку на пульсе переговоров, хочет знать «изнанку» процесса, а не только официальные донесения Безсмертного. Как правило, высокий уровень конкуренции в рамках одной переговорной команды побуждает людей к оперативности и креативному мышлению. Кто первый встал, того и тапки. Кто первый узнал что-то ценное (например, о замыслах Тимошенко), тот первым и поделился информационной добычей с Президентом. Есть шанс, что это будет оценено. С другой стороны, диверсификация источников информации позволяет Виктору Ющенко всесторонне овладеть «инфой» о реальном положении вещей, связанных с формированием коалиции, и при этом не оказаться в зависимости только от одного «переговорного центра».

СПУ. Социалисты — единственные из всех, кто официально делегировал для согласования принципов построения коалиции трех представителей — Иосифа Винского, Александра Мороза и Василия Цушко. Таким образом, СПУ застраховалась от переговорного хаоса, царящего в других «мозговых центрах». Здесь все просто и ясно: твердую переговорную линию проводит Иосиф Винский, а его коллеги дополняют ее личным дизайном.

Несмотря на давнюю «связку» с Морозом, Винскому предстоит в «оранжевом» треугольнике решить сложнейшую задачу. Нет, речь не идет о том, как эффективнее использовать «золотую акцию» партии. Социалисты не пропадут ни при каких раскладах. Но придется действовать крайне осторожно, чтобы не «вылететь» из обоймы. Во-первых, возникла конфронтация между позицией Президента и лидера СПУ по вопросу конституционной реформы: Мороз — за то, чтобы ею пользоваться регулярно и по назначению, президентские силы — за пролонгацию до 2009 года. Дошло до обвинений в реанимации диктатуры. Во-вторых, социалистам нужно решить внутренний вопрос о том, что именно делать главной ставкой кадровой части коалиционного соглашения: политическое будущее Сан Саныча (спикер Верховной Рады) или партии (посты министров, ФГИ, губернаторские кресла). Это дезориентирует посредников от других сил, поскольку непонятно, к кому идти договариваться. За кем последнее слово? Винский вроде бы контролирует и гарантирует все, но он слишком «завязан» на Морозе. А Сан Саныч ограничил свое присутствие на публичных мероприятиях, связанных с созданием демократического блока. Входит — и выходит, оставляя Тимошенко и Безсмертного выяснять, кто кому спикер. Это правильная тактика — на случай, если ничего не выйдет, то СПУ сложно будет обвинить в причастности к срыву переговоров и развалу «оранжевого» большинства. Ну и интрига держится…

БЮТ. Считается, что все ключевые решения Юлия Владимировна принимает самостоятельно. Она действительно избрала тактику максимальной публичности (все стратегические заявления и обвинения исходят от первого лица), в корне отличающуюся от многоуровневой структуры «договаривающихся» из «Нашей Украины» и девиантного поведения социалистов. Но поскольку кто-то должен делать работу, способную запятнать светлый образ Тимошенко, то официальным уполномоченным вести переговоры в «помаранчевом» треугольнике является ее верный соратник Александр Турчинов. Если коротко, то это прообраз Романа Безсмертного в НСНУ, только в отличие от него, экс-глава СБУ хорошо зарекомендовал себя в ходе выборов-2006.

Более искушенные люди предпочитают обсуждать ситуацию с Андреем Шкилем, которого считают самым вменяемым в блоке Тимошенко. Их можно понять, когда слушаешь Михаила Бродского, который тоже участвует в борьбе за лидерство БЮТ, но на столичном уровне. Окончательно нивелировать «яблочника» не удалось даже Юлии Владимировне, но она смогла снизить уровень децибелов в переговорном процессе. Кроме того, Тимошенко удалось нейтрализовать и такого активного связного, как Николай Томенко. Его не слышно, говорит только об одном — о сильной дисциплине и жесткой иерархии в блоке экс-премьера. Это стратегия уже принесла первые успехи: коалиционисты договорились «делить власть на троих» — БЮТ, СПУ, НСНУ — что дает преимущество только женщине с косой.

КПУ. Коммунисты не являются действующими игроками, они наблюдают за развитием ситуации со стороны. Так, на всякий случай. Имеется в виду случай несостыковки «оранжевых» сил и развала демократического большинства. Тогда коммунисты получают гипотетический шанс поучаствовать в формировании бело-сине-красной коалиции. Главным наблюдателем, понятно, является Петр Симоненко. Такое ответственное дело никому не доверишь. А доверишь — так сразу утратишь часть лидерских полномочий, что для лидера Компартии, набравшей на выборах в ВР чуть больше 3%, недопустимо. Авторитет и главенство в партии — сегодня единственный капитал Петра Николаевича, которым следует дорожить и не размениваться по мелочам.
Партия регионов в коалиционной дискуссии не участвует — вырабатывает концепцию поведения в сложившейся «подписной» ситуации. Обо всех остальных можно сказать, что избирательная кампания наложила мощный отпечаток на стиль консультаций: это просто рецидив выборов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам