Поход в тупик

Сегодня «оранжевые» партии еще раз попробовали договориться о принципах создания коалиции. Роман Безсмертный назначил в пятницу свидание лидерам БЮТ и Соцпартии, положив началу новому, третьему витку коалиционных торгов. Процесс этот длится две недели, и за это время произошли определенные перестановки внутри лагерей, ведущих переговоры.

Во-первых, БЮТ нашла себе новых союзников в борьбе с «Нашей Украиной» за пост премьера. Блок Тимошенко и социалисты Мороза подписали документ, к которому предложили присоединиться и партии власти. Главные требования «дуэта» – подтверждение принципа, что набравшая наибольшее число голосов сила назначает премьера, и что в меморандуме будут записаны принципы распределения портфелей, а также необратимость реализации конституционных изменений. Ни перспектива отдать блоку Тимошенко премьерский портфель, ни «закрепление» парламентско-президентской формы правления не радуют силу, занявшую на выборах-2006 третье место. Поэтому НСНУ заинтересована в затягивании времени переговоров – можно изобрести массу новых способов нейтрализации Тимошенко и ее партнеров. Да и ЦИК еще не огласил официальные итоги выборов: Давыдовичу для согласования всех протоколов нужно еще пару дней…

Во-вторых, «нашеукраинцы» вернули обратно Романа Безсмертного, которого отстранили было от коалиционных торгов. Но теперь все в порядке, и Роман Петрович снова в строю: он вместе с Ехануровым пытается добиться от партнеров по «оранжевому» альянсу взаимопонимания. По крайней мере, глава политсовета «Нашей Украины» заявил, что коалиционное соглашение будет парафировано до начала парламентской сессии. В-третьих, каждая из трех «переговаривающихся» партий представила собственные документы, касающиеся видения коалиции. У БЮТ – это премьерство Юлии Тимошенко плюс один силовой министр, у СПУ – верность конституционной реформе, кресло спикера, возможный контроль над Генпрокуратурой, у «Нашей Украины» – гарантии выполнения блоком программы президента Ющенко. С целью стимуляции переговоров каждый из участников использовал собственные методы ускорения и воздействия. Например, как только в «Нашей Украине» был поднят бунт против премьерского возвращения ЮВТ, как сразу же объявился Борис Б. и его платежки, в которых имена украинских должников опального олигарха поразительно схожи с некоторыми фамилиями из окружения президента Украины. Одновременно лидер социалистов Александр Мороз выразил озабоченность попытками возвращения диктатуры – в связи с намерениями срочно «реанимировать» КС, у которого есть рычаги «отмены» политреформы, вступившей в силу с 1 января 2006 года. Президент, который всеми силами стремится сохранить главенство в переговорах о коалиции и поддержать НСНУ, тоже косвенно поучаствовал в торгах.

а) Виктор Ющенко выступил с инициативой «перенести» действие К-реформы на неопределенный срок. Ориентировочно до новых президентских выборов. Покушение на конституционную реформу – это реакция на утрату части полномочий и отсутствие реальных рычагов давления на парламент. Поэтому президент снова потребовал от коалициантов оперативного формирования дееспособного Конституционного Суда, который, как известно, в один присест сможет доказать нелегитимность пакета, в который была в декабре-2004 упакована политреформа.

б) Ющенко обозначил условия «принятия» премьерской кандидатуры – «фамилия премьер-министра появится только тогда, когда будет согласована система ценностей и достигнуто политическое соглашение о распределении обязанностей».

в) Президент в Закарпатье снова намекнул о том, что нельзя «изолировать» от активной политической жизни треть парламента (депутаты от ПР) и поставить тем самым Украину на грань раскола. Более четко эту мысль сегодня донес глава президентского Секретариата Олег Рыбачук. «Оптимальным премьер-министром будет тот, кто устроит не только членов коалиции, но и оппозицию», – передал он слова Ющенко. По словам Олега Борисовича, глава государства хочет строить отношения с оппозицией не меньше, чем с властной коалицией – с точки зрения ответственности перед страной.

Таким образом, Виктор Андреевич дал понять, что шансы Тимошенко вновь получить кресло премьера не слишком велики: ее назначению противятся не только «оранжевые» друзья, но и «бело-голубые» недруги. Как известно, донецкие не сильно хотят сотрудничать с ЮВТ, помня ее стиль правления, особенно в сфере приватизации. В этом плане ПР куда ближе Юрий Ехануров или кто-то из президентской команды, с кем можно «договориться» о принципах раздела страны и бизнеса поровну. Понятно, что Юлия Владимировна, которая является самым заинтересованным лицом в проекте «оранжевые – вместе», не могла не отреагировать на президентские намеки по поводу сотрудничества с Партией регионов в вопросах выработки алгоритма государственной политики.

Коалиция демократических сил ограничится только тремя ее членами – блоком «Наша Украина», Блоком Юлии Тимошенко и Социалистической партией, заявила она. «Мы приняли твердое решение только что, и это продекларировали все три стороны, что коалиция состоит из трех политических сил: блока «Наша Украина», блока, который возглавляю я, и Соцпартии, и никакие другие политические силы участия в этой коалиции не принимают», – заявила лидер БЮТ в понедельник в Киеве в интервью журналистам по итогам переговоров относительно создания коалиции. Что ж, если это так, то ее можно почти поздравить с премьерской победой: подписавшись под переговорами в формате «тройки», блок власти сам себя загоняет в тупик. Как объяснить, почему выигравшая «оранжевая» партия БЮТ не должна получить пост главы Кабмина? Каким образом можно отказаться от консультаций с майданными партиями и подписать договор с «регионалами» о широкой коалиции? Как, в таком случае, заставить ПР выполнять программу Ющенко «10 шагов навстречу людям», если донецкие шли на выборы совсем с другим планом действий? Выходит, партия президента, идя на союз с ПР, отказывается от обещаний, которые давались избирателям в течение двух избирательных кампаний – президентской и парламентской. Кстати, Юлия Владимировна уже запаслась этим контраргументом: она подчеркнула, что «первой частью текста проекта коалиционного соглашения будут все составляющие программы президента «10 шагов навстречу людям»: «Мы считаем, что это программа, за которую проголосовали люди во время президентской кампании, потому она должна стать основой нашей работы».

Итак, основа противоречий между переговорщиками лежит в так называемой портфельной плоскости: БЮТ настаивает на схеме «сначала договор о распределении должностей, а потом все остальное», а «Наша Украина» предлагает сначала распределить ответственность между политическими силами, а не обсуждать, какие кресла получат конкретные лица. Более того, свои условия партия власти уже конкретизировала, подготовив и утвердив на политсовете НСНУ. Основные тезисы:

n вопрос продолжения и завершения политической реформы в Украине;

n отказ от императивного мандата народных депутатов;

n отмена функций общего присмотра прокуратуры;

n введение народного вето через проведение референдумов;

n отмена неприкосновенности народных депутатов;

n предоставление права президенту единолично без согласия парламента увольнять председателя СБУ и генпрокурора Украины.

Не вдаваясь в детали, можно с ходу сказать: инициативы НСНУ направлены фактически на ликвидацию ключевых положений политреформы и возвращение президенту части утраченных с реформой полномочий. Так сказать, неофициальным путем… От К-реформы только и остается, что право коалиции на выдвижение премьера, а вот все остальное будет подвержено пересмотру. Например, если отказаться от императивного мандата, можно добиться очень интересных – смешанных – коалиционных вариантов. Жесткие рамки «тройки» размываются… А что такое народное вето через референдумы, как не попытка в обход парламента проводить нужные команде Ющенко решения? Отмена же неприкосновенности сделает более сговорчивыми тех, кто сегодня противится президентским условиям коалиции – особенно, если Ющенко получит единоличное право менять генпрокурора. Достаточно внимательно изучить и список БЮТ, и биографию самой Юлии Владимировны, чтобы понять, какие широкие возможности для сдерживания ее амбиций открываются после подписания такого договора. Можно с уверенностью сказать и то, что первым, кто откажется поставить подпись под этим вариантом, будет Александр Мороз, для которого «неприкосновенность» политической реформы – дело принципа. В таком случае, «Наша Украина» получает возможность открыть переговоры о коалиции с ПР без особого ущерба для репутации. Дескать, партнеры из «оранжевого» лагеря отметают все наши предложения, направленные на оптимизацию работы коалиции. Доказать, что Юлия Тимошенко боится отмены неприкосновенности, а социалисты против того, чтобы учитывать мнение народа – главного источника власти в стране. Привести список «всего хорошего», что НСНУ хочет сделать для Украины (см. тезисы их Меморандума). Еще хорошо упомянуть о праве президента на роспуск парламента в случае, когда ВР не сможет сформировать в определенный срок дееспособное большинство. И можно переходить к «компромиссному» варианту объединения Украины и созданию широкой «оранжево-голубой» коалиции – ради спокойствия и стабильности. Людей из НСНУ и Партии регионов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам