Третьи – лишние

Парламентская кампания оказалась крайне неудачной для блока спикера Владимира Литвина. Пока пишутся эти строки, Центризбирком активно считает голоса, и точно узнать судьбу союзников Владимира Михайловича мы сможем лишь ближе к вечеру. Однако первые результаты социологических опросов были явно провальными для Литвина: его политическая сила не проходила даже скромный 3%-й барьер.

Очевидно, спикера все время будут держать в напряжении. По данным на пять утра понедельника его блок вроде бы брал парламентскую высоту: по данным обработки 1,62% протоколов участковых избирательных комиссий на парламентских выборах продолжает лидировать Блок Юлии Тимошенко. Согласно обнародованным Центральной избирательной комиссией данным, за БЮТ проголосовало 28,38%, за блок «Наша Украина» – 21,61%, за Партию регионов – 17,34%, за Социалистическую партию – 6,69%, Народный блок Литвина – 3,05%. Если кто и начал строить какие-то планы в штабе Литвина, то к полудню уровень их оптимизма снова должен упасть до нуля: ЦИК обработал уже пятую часть всех протоколов (20%), и, согласно этим данным, спикерская сила не «протискивается» в дверь Верховной Рады, где последние два года Владимир Михайлович чувствовал себя хозяином положения.

Более того, его команда строила наполеоновские планы, прогнозируя поствыборное будущее. Куда только не «сватали» Литвина – и снова в кресло главы парламента, и на должность главы правительства. Цитируем оригинал – документ, который появился на сайте «Форума» буквально за несколько дней до выборов. Предложения адресованы лично руководителю предвыборной кампании Народного блока Литвина. «По вашему поручению 6 февраля 2006 года на основе результатов мониторинга анализа и предварительных переговоров с представителями партий и блоков, которые, по нашему мнению, гарантированно преодолеют проходной барьер, составлен ориентировочный список представителей политический партий – кандидатов на руководящие должности в органах законодательной и исполнительной власти, – говорится в документе. – Поскольку наши предложения базируются на основах коалиционности, к переговорам и к предварительному списку привлекались наиболее авторитетные и воспринимаемые обществом представители политикума (с учетом профессионализма)».

Согласно данному списку, в роли премьера штаб НБЛ видит нынешнего спикера Владимира Литвина. Первый вице-премьер-министр – Николай Азаров, вице-премьер по ТЭК – Виталий Гайдук, вице-премьер по АПК – Борис Супиханов, вице-премьер по гуманитарным вопросам – Владимир Семиноженко. Иными словами, партия Литвина рассчитывала на сотрудничество с «регионалами» и коммунистами, видя себя центром такой коалиции. И тут – такой облом. А ведь на него, на его спикерское мастерство, талант переговорщика, прошлые связи сделали ставку очень серьезные люди, в основном, бизнесмены эпохи Кучмы. Имеющие достаточно мощные резервы для того, чтобы снова играть на парламентской политической площадке: прежде всего, в защиту себя и своих капиталов.

Уже можно честно сказать, что участие в списке Народного блока было не самым дешевым, и Владимир Михайлович, кстати, был первым, кто назвал «расценки» – место в его списке, по слухам, стоило от 5 миллионов. Впрочем, для таких товарищей, как Олег Дубина (Металлургический комбинат Дзержинского), Нвер Мхитарян («Позднякижилбуд»), Анатолий Гиршфельд, Сергей Касьянов (экс-губернатор), Олег Салмин (крупный нефтетрейдер), деньги не играли столь значительной роли, как возможность защищать и лоббировать интересы своих компаний через ВР. И вот эти люди оказались на грани «пролета». Даже сложно представить себе, что они чувствуют, не говоря уже о финансовых потерях, которые будут оценены после. Например, после прошлой президентской кампании некоторые участники «доигрались» до того, что пришлось продавать свой бизнес. Возможно, нечто похожее случится и после выборов-2006.

Наверняка в это самое время в штабах происходит разбор полетов и поиск виновных за столь масштабное поражение: еще не было случая, чтобы политическая сила спикера оказывалась «за бортом» ВР – и Александр Мороз, и Александр Ткаченко неизменно оказывались в парламенте. Но вот Владимир Михайлович может и не повторить их подвиг. Одной из причин уже сейчас его соратники называют тот факт, что Литвин буквально «запретил» списочникам светиться перед избирателями, чтобы не заслонять спикера. Объективно говоря, не многие рвались в публичные политики, да и затмить главу ВР, например, Анатолию Левину с его «серым прошлым» или экс-руководителю таможни Николаю Каленскому было бы сложновато. Хотя Ротару или первый космонавт Каденюк, которого блок буквально отбил у народных демократов Пустовойтенко, могли бы слегка повысить рейтинги НБЛ.

Впрочем, персонализация партий – отличительная черта нынешних выборов, и Владимир Литвин не стал исключением, взяв на себя задачу по улучшению узнаваемости блока. Можно, конечно, перечислять причины, приведшие к столь плачевному для политсилы Владимира Михайловича результату. Это и не слишком удачная пиар-кампания с «безликим» «МЫ», и прошлое самого Литвина (на последнем этапе кампании ему регулярно напоминали и про пленки Мельниченко, и про работу в администрации Кучмы), и то, что Владимир Михайлович уверенно чувствует себя в стенах ВР, но не за ними. Детально изучить и объяснить всем нам, почему это сработало против НБЛ, еще предстоит экспертам и политологам.

Но есть, на мой взгляд, куда более важный момент, который и определил то место, в котором сегодня находится партия спикера. Вспомните, самой удачной находкой рекламной кампании его блока считался анимационный ролик, в котором Литвин связывал воедино два каната – оранжевый и синий, которые изо всех сил тянули на себя представители «помаранчевой» и «бело-голубой» команды. Потом родился даже анекдот на тему «миротворчества» Владимира Михайловича: «Приходит Литвин домой, а там его супруга ссорится до крика со своим сердечным другом. Ну, Литвин, как всегда, взял и всех помирил». Проще говоря, Владимир Михайлович и его блок позиционировались как умеренная третья сила, способная объединить два противоборствующих политических лагеря. Не случайно же, перспективу взноса в коалицию акций блока Литвина рассматривали с одинаковым интересом и «Наша Украина», и Партия регионов. Это была козырная карта НБЛ. И она не сыграла.

Теперь весь вопрос: почему? У меня есть только один ответ. В обществе исчез спрос на «третью силу», умеренных центристов, или как там еще можно обозначить тех, кто традиционно строил свою политическую карьеру на выборе между умными и красивыми. Поэтому такой низкий процент оказался у партии Василия Гаврилюка, у ПЗУ Кононова, даже у «Вече» Богословской. Выходит, люди просто не почувствовали изменений. Первое: в стране все же случилась конституционная реформа, в результате которой центром власти становится Верховная Рада, парламентское большинство формирует правительство. Уже сам этот факт требует четкого депутатского определения: или ты при власти, формируешь Кабмин и несешь ответственность за все его действия, или ты находишься в оппозиции. Третьего не дано. Второе: после «оранжевой» революции стало необходимо четко отвечать на вопрос: с кем вы, товарищ политик? Вы за красных или за белых? Если означенный товарищ определиться не может, и говорит что-то вроде: «мы при власти, но оставляем за собой право ее критиковать» или – «мы в оппозиции, но не против взять пару министерских кресел», то его шансы сильно подняться в глазах соотечественников ничтожны.

Очевидно, именно этот момент и не просчитали технологи, работавшие с блоком спикера. И вот результат. Теперь, даже если НБЛ и проведут в парламент, роль фракции Литвина будет ничтожной. От «золотой акции» они, считай, отказались в пользу СПУ Александра Мороза, именно он сейчас является главной надеждой для «оранжевой» коалиции, торгуется и выставляет условия. А вот Литвин и его группа пока оказываются не у дел. Они могут примкнуть к «помаранчевому» большинству, но рассчитывать на большие преференции от этого шага не стоит. Если им удастся заполучить место в президиуме или в Кабмине, это можно считать успехом. Переход Литвина в лагерь «регионалов», конечно, возможен, но не слишком вероятен. Прежде всего, те, кто шли со спикером в парламент, вовсе не готовили себя к роли оппозиции, в которой окажутся «Регионы», если будет создана «помаранчевая» коалиция. Да и самой ПР на данном этапе союз с блоком Литвина не слишком интересен: большинства они все равно не создадут, так какой смысл в объединении ради объединения?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам