Золотой банк

Полагаю, что интеллектуальная часть населения Украины периодически задумывается над следующим вопросом — соответствующую ли качеству покупаемого продукта или приобретаемой услуги мы платим цену? Стоит ли отдавать 100 долларов за пломбу, которая выпадет через месяц, действительно ли произведенная с добавлением туалетной бумаги колбаса стоит 30 гривен за килограмм? Разумно ли платить 50 тысяч долларов за разваленную «хрущевку» на окраине Киева?

Подобные вопросы, пожалуй, не менее остро стоят, когда речь идет и о сделках слияния и поглощения при покупке крупных промышленных объектов или продаже финансовых учреждений. Кстати, насчет последних — начиная с июля прошлого года страна находится под сильным впечатлением от продажи нескольких украинских банков. Уверен, что в ближайшие нескольких лет рекорд, установленный при покупке австрийским Райффайзенбанком «Аваля», не будет превзойден ни при каких условиях. Хотя потенциальный кандидат имеется. Речь идет о том, что итальянский Banca Intesa вроде бы собирается купить Укрсоцбанк за баснословную сумму — $1,16 млрд.

Если это действительно является правдой — стоит поразмыслить о необъяснимой щедрости итальянцев и реальной стоимости приобретаемого объекта. Итак, АКБ «Укрсоцбанк» основан в сентябре 1990 года, входит в группу крупнейших банков Украины. Всего в сети АКБ «Укрсоцбанк» насчитывается 527 операционных точек продажи финансовых услуг, из них — 478 безбалансовых точек, 22 подотчетных филиала и 27 областных филиалов. Персонал банка превышает 10,3 тысячи человек. По состоянию на 1 февраля 2006 года, согласно национальным стандартам финансовой отчетности, объем кредитного портфеля банка составил 7,19 млрд. грн., объем средств юридических лиц на срочных и текущих счетах — 4,3 млрд. грн., физических лиц — 3,4 млрд. грн. Банк входит в десятку крупнейших в Украине. Укрсоцбанку присвоены следующие долгосрочные рейтинги: B2 от Moody’s и B- от Standard & Poor’s и Fitch. Казалось бы, солидно. Но стоит ли это финансовое учреждение столь активно тиражируемой СМИ заоблачной суммы? Попробуем аргументированно в этом усомниться.

Специалисты по сравнительному анализу стоимости банков утверждают, что максимальная цена Укрсоцбанка ни при каких условиях не может превышать $700 млн. Нет оснований им не доверять. Как и тем, кто, анализируя ситуацию по методу «доходов-расходов», утверждает, что Укрсоцбанк не может стоить более $450 млн. Но на всякий случай займемся сравнением с уже проданным (и по всем оценкам — более чем успешно) «Авалем». Итак, главным интегральным показателем при подобного рода исследованиях является соотношение цены продаваемого банка и суммы его капитала. Так вот, в случае с «Авалем» это превышение составило 3,9 раза (УкрСиббанк был куплен Societe Generale c превышающим коэффициентом 3,31). Планируемая продажа Укрсоцбанка грозит существенно превысить эти показатели — объявленная сумма сделки превышает капитал Укрсоцбанка в 7,2 раза. Не исключено, что это близко к мировому рекорду, а если говорить серьезно, выглядит по меньшей мере безрассудством. Глава представительства BNP Paribas в Украине Д. Меню заявил: «Это действительно дорого — покупать банк с multplies более 5». Для справки: multplies — это превышение цены банка над его собственным капиталом. А руководитель подразделения международных медиасвязей немецкого Commerzbank Д. Филлипс со ссылкой на председателя правления банка К.-П. Мюллера заявил, что их банк не собирается покупать в Украине финучреждение не то что с multplies 5, а даже с коэффициентом — 4.

Рассмотрим еще один аспект. Специалисты в банковской деятельности небезосновательно утверждают, что лучшей характеристикой банка, его экономической основой является клиентская база. На момент смены собственника в банке «Аваль» обслуживались «Укртелеком» и UMC, «Укрпочта» и Государственная таможенная служба, «Киевстар» и «Галактон», «Укравто» и «Макдональдс-Украина», Государственный пенсионный фонд и «Энергоатом». Вряд ли в Украине найдется банк с подобной клиентурой. Ни в коем случае не хотел бы обидеть Укрсоцбанк, но ему о подобных клиентах можно лишь мечтать. Где же логика?

Теперь посмотрим на основные финансовые показатели двух банков, которые также — отнюдь не в пользу активно продаваемого Укрсоцбанка. Уставный фонд «Аваля» составляет 1,5 млрд. грн. У Укрсоцбанка этот показатель немного превышает 900 млн. грн. Общая сумма активов «Аваля» составляет 15 млрд. грн., против 9,5 млрд. у Укрсоцбанка. И совсем бледно выглядит Укрсоцбанк с точки зрения разветвленности филиальной сети: 527 обособленных подразделений Укрсоцбанка против 1580 у «Аваля». Снова почему-то вспоминается логика. Например, как наука.

Определенные опасения вызывает и потенциальное финансовое положение Укрсоцбанка с точки зрения его активной политики в области ипотечного кредитования. В последнее время этот банк, видимо, решив завоевать львиную долю рынка, выдает кредиты на покупку жилой недвижимости без внесения первоначального взноса вообще. И декларирует срок кредитования в 20 лет. Во-первых, загадывать на такой срок рискованно в принципе. А во-вторых, наметившаяся тенденция к снижению цен на жилье, реально грозящая трансформироваться в элементарный, но громкий обвал рынка, в первую очередь ударит по тем банкам, которые излишне увлеклись ипотечным кредитованием. Похоже, герой нашего повествования входит в их число.

Сверхудачная продажа «Аваля» может сыграть злую шутку с руководством Banca Intesa. Кстати, нельзя исключать и того, что «Райффайзен» при покупке «Аваля» руководствовался соображениями, аналогичными мыслям Лакшми Миттала при приобретении «Криворожстали» — вопрос денег стоял в лучшем случае на втором месте, главное было войти на рынок. Кстати, дальнейшие действия Райффайзенбанка в Украине говорят в пользу этой версии — объединение под одним руководством, распределение клиентуры, согласованная тарифная политика. Вряд ли у Banca Intesa есть основания строить подобные планы. Да и в случае с «Авалем» нельзя забывать о том, что банк владел корпоративными правами в отношении большого количества высокоприбыльных предприятий в молочной и хлебной отраслях. О чем-нибудь подобном в отношении Укрсоцбанка неизвестно.

Что преследует в данной ситуации Banca Intesa — сказать сложно. Но если бы «Аваль» был продан за первоначально оговоренную сумму — а именно с ней в силу вышеприведенных доводов логично сравнивать продажу Укрсоцбанка, — то стоимость последнего не должна превышать $500 млн.

И напоследок еще один пример. Пятикратную цену при покупке банка в Восточной Европе платил лишь австрийский банк Die Erst за румынский банк BCR. Но BCR владеет долей в 25% рынка. А в Украине ни один банк не владеет даже 12% рынка. Неужели кто-то опроверг принцип соответствия цены и качества? Или Banca Intesa намерен стать первопроходцем?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам