Счастье по бартеру?

Нет, все-таки не зря Украина – женского рода, а большинство населения в ней – женщины. Может быть, случайно, но в мире это заметили даже те, кто не очень любит праздник 8 марта. И не просто заметили, а преподнесли Украине подарки. Накануне праздника особенно расстарались США. За день до даты подчеркнутого всеобщего обожания женского пола мужчинами в Вашингтоне был подписан долгожданный и многострадальный протокол между Украиной и США об условиях взаимной торговли в рамках подготовки к вступлению Киева в ВТО. А непосредственно в «женский день» Палата представителей Конгресса США отменила в отношении Украины действие поправки Джексона–Веника.

И что характерно: за отмену поправки голосовали как представители Республиканской партии, так и Демократической. Трогательное единение в любви к Украине было тотальным точно так же, как и в ноябре прошлого года, когда поправку отменял американский Сенат. И теперь осталось отнести бумажку на подпись президенту Джорджу Бушу, он должен поставить на ней свой автограф, и вперед – семимильными шагами на мировые рынки. Еще раньше, как известно, рыночный статус украинской экономики признал ЕС. И теперь, например, до вступления в ВТО осталось подписать взаимные протоколы (такие, как с США) еще с семью государствами, и можно хлопать в ладоши от навалившихся успехов…

Многие в Украине уверены, что так и будет. Что украинские товары теперь займут «законное место» везде, где их еще нет. В частности, министр экономики Украины Арсений Яценюк считает, что отмена поправки Джексона–Веника даст возможность развиваться украинской металлургии. И еще больше оседлать американских потребителей наших железяк. «Отмена всех этих поправок и восстановление нормальных торговых отношений даст возможность, в первую очередь, металлургии, которая находится в восточном регионе Украины, нормально развивать отношения и поставлять значительные объемы товаров в США. Я убежден в том, что при условии отмены поправки Джексона–Веника и завершения этой большой эпопеи, которая называется нормальные торговые отношения с США, наш товарооборот удвоится», – сказал он, предваряя эпохальное решение. То есть если сейчас товарооборот между США и Украиной составляет 1,5 млрд. долларов, то вскоре будет три. Миллиарда, разумеется. Есть от чего вздохнуть и выдохнуть. Счастливо ли?

Скептики не могут не обращать внимания на замечание очередного украинского «вундеркинда» от экономики Яценюка, который специально отметил, что металлургия Украины находится в ее «восточном регионе». Это свидетельствует о том, что, во-первых, министр экономики страны понимает, что все внешнеполитические и внешнеторговые успехи властей только тогда окончательно оправданны, когда от них есть какой-то «навар» внутри страны. Для каждого или хотя бы для большинства рядовых граждан. Потому что бумажку об отмене Джексона–Веника или протокол о вступлении в ВТО на хлеб не намажешь. И в виде «тормозка» шахтеру или металлургу жена их в сумку не положит. Короче, теперь власть Украины должна как-то «конвертировать» внешние достижения во внутреннее облегчение жизни народа.

Но для этого, во-вторых, власть, как минимум, должна сохраниться на своем месте в ходе выборов, которые идут к финишу в Украине. И очень похоже, что вся эта внешнеполитическая успешная деятельность властей – это очередная попытка Запада поддержать стоящий у власти в Украине режим. Чтобы тому было с чем идти к избирателю и говорить: вот мы, мол, обещали евроинтеграцию – получите. И дайте нам еще время, чтобы мы могли закончить задуманное. И тут, конечно же, вполне уместно обращение именно к Востоку Украины – там сейчас сосредоточены основные электоральные силы, которые поддерживают не власть, а оппозицию…

Что ж, можно констатировать, что поведение Запада в этом плане вполне разумно и прагматично. С одной стороны, он как бы поддерживает нынешнюю власть, демонстративно идя ей навстречу. С другой – однозначно выставляет условия для работы новой власти, если она, паче чаяния, появится в Киеве после 26 марта сего года. Потому что глупо даже оппозиционерам, которые могут стать у руля Украины, отказываться от таких внешнеполитических преференций, полученных нынешним режимом. То есть уже получился некий политический бартер: обещания успешной работы на внешних рынках (Запад это сделал) должны быть окончательно обменяны на успешные реформы внутри Украины, понятные населению и приносящие ему ощутимое материальное счастье и моральное удовольствие от пребывания «в Европе» (это задача любой украинской власти: нынешней, будущей – не важно).

А вот с последним у Украины, как всегда, проблемы. Первая: народ не имеет четких гарантий того, что эта ли, будущая ли власть страны сможет разумно распорядиться полученными извне результатами. И не ухудшить нынешнее положение большинства граждан, которые не живут, а выживают. Ведь, к примеру, вступление в ВТО – это открытие украинских рынков для западных товаров. А задача властей – не допустить, чтобы это обстоятельство «убило» украинскую экономику и окончательно лишило работы украинцев. Второй момент: это хорошо, что с США мы вскоре будем торговать аж на 3 млрд. долл.. А как быть с Россией, товарооборот с которой уже сегодня составляет 23 млрд. долл. и которая «поглощает» до 60% украинской продукции? А что если Москва опять на что-то, как недавно на форсированное продвижение Киева к НАТО, «обидится» и начнет очередную торговую «войну» под флагом защиты своих интересов?

Вот ведь какая есть проблема у Украины, которую она не смогла решить за почти 15 лет своей независимости. Она как была, так и сейчас остается страной, которая живет по бартеру, обменивая свою политическую лояльность на экономические преференции. До нынешних обострений отношений с Москвой основным «донором» экономики Украины и, если можно так сказать, «потребителем» этой лояльности была Россия, которая взамен давала дешевые энергоносители, разрешала продавать на своей территории украинскую продукцию – от труб до карамелек. Все прежние режимы, конечно, декларировали свой «европейский выбор», прежний президент Леонид Кучма и все его премьеры подписывали всевозможные хартии и соглашения о сотрудничестве с НАТО и ЕС, но в реальной политике сотрудничали с Россией. Потому что понимали: обещаниями «принять и обогреть» в Европе сыт не будешь – не ждут украинские товары на западных рынках. А если что туда и пробивало дорогу, но при этом чрезмерно затрагивало интересы местных производителей, то украинских производителей мучили антидемпинговыми расследованиями и выталкивали «чужаков». Скажете, не так было?

Нынешняя же украинская власть возжелала сохранить статус-кво только наполовину: получать от России дешевые нефть и газ, но при этом семимильными шагами, как ей кажется, двигаться на Запад. И действовать в контексте западных геополитических схем. В частности, ускоренно вступить в НАТО, удалить российский Черноморский флот с его крымских баз. Россия и «взбунтовалась»: у нее есть свои интересы на постсоветском пространстве, и она защищает их как может. На «круглом столе» на тему «Что сулят выборы российско-украинским отношениям?», который состоялся в Киеве 9 марта сего года, представители России однозначно и дружно заявили, что их страна больше не собирается дотировать экономику страны, то есть Украины, которая создает дополнительные проблемы и угрожает национальным интересам. России. Взамен евроинтеграции Москва предлагает Украине проект Единого экономического пространства (ЕЭП) и, по словам депутата российской Госдумы Константина Затулина, только при участии Киева в этом проекте готова рассматривать вопросы уменьшения цен на тот же газ.

И перед Украиной и ее властью встал вопрос: а сможет ли Запад – полноценно и по всей номенклатуре услуг и товаров – заменить Россию в структуре украинской экономики, выполнить функцию донора, который по бартеру, за политическую лояльность даст то же самое, что давала (и пока дает) Россия. Например, если и не поставлять дешевые энергоносители, то хотя бы реально и ускоренно помочь Киеву перевести экономику страны на модерновые энергосберегающие технологии? Нет ответа на этот вопрос. Потому что одно дело говорить «мы вступаем в НАТО и ЕС», а другое – четко знать, что нас там ждут и что от этого вступления не возникнут непреодолимые трудности, которые скажутся как на конкурентоспособности страны, так и на уровне жизни ее населения.

А сегодня – не факт даже то, что нас примут в НАТО, не говоря уже о ЕС. Более того, Евросоюз четко дал понять, что в ближайшие годы (15-20 лет) Киеву приблизиться к Брюсселю нереально. Да, в НАТО Украину еще могут принять, если на то появится добрая и консолидированная воля всех его членов, которые согласятся с доводами Вашингтона. Но НАТО – это ведь военно-политический блок, который может служить «зонтиком безопасности», но газ не дает и, как выяснилось, даже уже не помогает вступлению страны в ЕС, как это еще совсем недавно случилось с многими странами бывшего соцлагеря. А Евросоюз, как показало последнее киевское заседание в формате тройки Украина – ЕС, не готов отказаться от политики «соседства» с Украиной и даже говорить не хочет о вступлении. Заседание в Киеве показало: ЕС готов углублять сотрудничество по двум направлениям: готовить новый План сотрудничества на три года, который должен заменить работающий сегодня План действий, рассчитанный до 2008 года, и после вступления Украины в ВТО только начинать переговоры о зоне свободной торговли со странами-членами Евросоюза. Но до этого времени еще нужно прожить и не оказаться похожим на известное вещество в полынье: от одного берега отбилось, а к другому не пристало. Украине уже сейчас нужно знать три вещи: сможет ли Запад полноценно занять место России, как прожить стране переходной период и есть ли у действующей украинской власти реальные планы перестройки экономики без ущерба для ее отраслей и для жизненного уровня людей. Тоже нет полной уверенности в положительных ответах на эти вопросы…

И, наконец, четвертая «мулька»: нынешней власти еще нужно выиграть выборы. И выиграть их честно – так тоже просит Запад. Присылая сюда более тысячи наблюдателей, он дает власти такой шанс, поддерживает ее же обещания. И даже, судя по всему, готов закрыть глаза на «мелкие неурядицы» в ходе процесса голосования, к примру, неукомплектованные территориальные избиркомы, выборочное использование админресурса, трудности с волеизъявлением, вызванные скученностью и недостаточным количеством участков для голосования. Запад, если верить члену ПАСЕ Ханне Северинсен, готов даже закрыть глаза на то, что исполнительная власть готова разогнать новую Верховную Раду, если она будет «неправильной», а президент Ющенко найдет достаточные конституционные обоснования такого шага.

Короче, теперь власти остается только соответствовать. Своим декларациям и своим начинаниям. Обещаниям Запада и собственным возможностям этими обещаниями воспользоваться разумно и рационально. Не словом, а делом соответствовать. А вот в этом-то – и основные сомнения относительно счастья…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам