Богословская: Процесс вступления в ВТО полностью зашифрован

7 марта лидер партии «Вече» Инна Богословская заявила: форсированный марш Украины в ВТО означает, что «мы раздеваем страну перед иностранцами». Как известно, 6 марта Украина и США подписали в Вашингтоне двусторонний протокол об условиях доступа на рынки товаров и услуг в рамках вступления Украины во Всемирную торговую организацию. От Украины документ подписал министр экономики Арсений Яценюк, от США – торговый представитель Роб Портман.
Украина уже подписала свыше 40 двусторонних протоколов о взаимном доступе на рынки товаров и услуг, необходимых для вступления в ВТО. Осталось завершить переговоры по этому вопросу с Австралией, Арменией, Киргизстаном, Панамой и Тайванем. Напомним также, что 17 февраля США предоставили Украине статус страны с рыночной экономикой. Попробуем оценить, не слишком ли жестким является высказывание лидера партии.

По мнению Инны Богословской, очень важно понять, что мы получили взамен наших уступок: «Процесс действительно полностью зашифрован. Пусть разные политические, общественные силы говорят, как они хотят этого достичь. Иначе получается, что Украиной манипулируют». Как высказалась лидер «Вече», «если нынешняя власть согласна с тем, что мы – страна-производитель, а не страна-потребитель, тогда нам нужно пересматривать отношение к имеющимся в экономике трендам, анализировать, как мы идем в ВТО и как открываем внутренний рынок». Аксиома: вступать в ВТО на условиях, которые нам не позволяют защитить свои интересы, нельзя. Конечно, как и везде, в присоединении к ВТО сильный угнетает слабого. Но у слабых есть инструменты защиты, с помощью которых те могут конкурировать с сильными.

На переговорах при вступлении страны в ВТО существуют три группы обсуждаемых вопросов. Первая – это соглашения, обязательные для всех членов ВТО. Скажем, неприменение субсидий для промышленности и ограниченное их использование в сельском хозяйстве, отсутствие преференций для отдельных компаний. Одним из инструментов, применяемых нами и рассматриваемых ВТО как субсидия, являются компенсируемые из бюджета процентные ставки для сельхозпредприятий. По утверждению лидера «Вече», при всей строгости ВТО в данном вопросе существуют модели субсидирования сельского хозяйства. В Европе оно поддерживается путем «погектарного» субсидирования. В США аграриям помогают через субсидии в сельхозмашиностроение. Оба способа дают хорошие результаты. Инна Богословская считает, что дело не только в возможной утрате той или иной отрасли: «Почему французы говорят об экономическом патриотизме, почему 40% сельскохозяйственных субсидий Евросоюза тратится на поддержку бургундских ферм, почему в Японии импортный тариф на рис – 500%? В мире есть разноплановые тенденции, в том числе – к «смягчению» глобализации, формируется запрос на экономический патриотизм. Внешняя политика должна ориентироваться на экономические интересы не только потому, что это защищает конкретных производителей. А потому что рис, фермы, французские сыры – это показатели, носители, знаки национальной идентичности. Они апеллируют к великой истории этой страны. У нас кто-нибудь подумал об этом?».

Вторая группа вопросов – переговорная, речь идет о ставках импортного тарифа. По словам Инны Богословской, совершенно не выяснено отношение промышленников по отраслям к тому или иному снижению таможенных пошлин. Не проанализировано, где степень защиты внутреннего рынка ниже той, которую следовало бы допустить. Минэкономики комментирует соглашения с США скупо: «В промышленной сфере соглашением обеспечена защита интересов национальной металлургии – достигнуты договоренности о сохранении экспортных таможенных пошлин, о связанном таможенном тарифе в промышленности на существующем в Украине уровне и выше». По словам лидера «Вече», у правительства нет стратегического подхода к вопросу: «Какими должны быть импортные тарифы, какими экспортные субсидии? Открытие рынка должно быть ответственным».

Еще более сложна тема доступа на рынки услуг, в частности, в банковском секторе. Инна Богословская заявила, что мы имеем опыт Восточной Европы, где сразу же после присоединения к Евросоюзу буквально за несколько лет вся финансовая система была поглощена транснациональными банками: «Сегодня финансовый рынок Польши принадлежит иностранцам. Нужен компромисс, нужно сдерживать глубину проникновения иностранного капитала в украинскую банковскую систему. В противном случае ее разрушит любой международный кризис». И, наконец, последний блок вопросов, по которому вообще неуместно вести переговоры и о котором также ничего не известно. Это так называемое «ВТО-плюс» – условия, которые развитые страны навязывают новичкам в качестве дополнительных, хотя эти уступки не предусмотрены нормами ВТО. Никто не обязан их принимать, но партнеры всегда требуют, чтобы какие-то из них были приняты. Общая скрытность переговоров не позволяет ничего сказать об этих «плюсах».

Если обобщить все сказанное, то можно сделать заключение: вопрос последствий вступления в ВТО – это, прежде всего, вопрос выбора экономической стратегии. Такая стратегия нужна не только для плавного вхождения в ВТО. Как заметила лидер «Вече», «мы же понимаем, что у нас нет шансов в ближайшее время войти в ЕС. Нам нужно понять, как прожить этих 15-20 лет до момента возможного вхождения. За счет чего возможен экономический рост. За счет ритейла, формирования только розничных торговых сетей? Либо за счет понимания того, что Украина – промышленное государство, что нужно развивать индустриальную и неиндустриальную отрасли. Необходимо четко понять, что сейчас экономический рост в Украине возможен не столько за счет внутреннего, сколько за счет внешних рынков». По мнению Инны Богословской, нужно срочное и широкое общественное обсуждение условий вступления в ВТО, а также обсуждение и принятие экономической стратегии страны.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам