Джокер для кандидата

Шумел камыш, деревья гнулись… Эта традиционная застольная песня, широко распространенная в совковые времена, как нельзя лучше иллюстрирует суть столичных выборов. Благодаря усилиям привозных и местных политтехнологов Киев почувствовал горячее дыхание участников битвы за мегаполис. Столичная избирательная кампания вышла из тени парламентских выборов и ворвалась в мозги киевлян в виде вызывающей рекламы, кулаков на бигбордах и ошеломляющей заботы о простых жителях спальных районов.

Сначала немного статистики. За кресло мэра Киева решили побороться свыше четырех десятков кандидатов. Если быть точными, то 41. Из них 15 выдвинуты партиями (блоками), а 26 как бы сами решили поучаствовать. Но это еще не все. Не следует забывать о выборах в Киевскую городскую раду. Количество политических субъектов, изъявивших желание получить мандат доверия у населения столицы, достигло 55! На 10 «штук» больше, чем участников парламентских выборов (45). На 120 посадочных мест в Киевраду претендуют чуть больше двух тысяч кандидатов (2046), «расфасованных» в партийные избирательные списки. 17 человек на 1 депутатское кресло! Даже навскидку видно, что предложение явно превышает спрос.

Как разобраться в этом политическом болоте, густо поросшем камышом наружной рекламы? Чтобы не быть уличенным в банальной пропаганде и агитации, воспользуемся методологией товарища Ульянова-Ленина. Он знал толк в пиаровских акциях. Достаточно вспомнить аренду «Авроры» для эффектного оформления штурма Зимнего. А мог ведь и просто рукой махнуть… Так вот, дедушка Ленин учил: надо разложить все по полочкам и выявить движущие силы. Тогда станет понятно, как работает механизм с его многочисленными шестеренками, колесиками и прочей фиговиной…

Сначала немного «отмотаем» время назад. Издалека, как известно, лучше видно. Конец 2004-го, Майдан, наколотые апельсины… Под окнами Сан Саныча раскинулся палаточный городок. Шумно, весело, грязно. Революционеры творчески освоили первый этаж мэрии. Чуть ли не шашлыки жарят на мраморных полах. Омельченко явно нервничает. Народ, который до этого момента был достаточно абстрактным понятием, вдруг материализовался в самом сердце столичной власти. В кабинет ломятся ходоки с Майдана, которые пытаются склонить мэра к полной и безоговорочной капитуляции. В моде народные трибуны с оранжевыми шарфиками. Например, Николай Томенко, у которого глаза горят, а язык работает в полном соответствии с требованиями текущего момента. «Вот и конец», — подумал (наверное) Сан Саныч. Особыми ораторскими способностями он никогда не блистал, трибунам предпочитал спокойное место в президиуме. Более того, олицетворял собой старую власть. Не зря же родился в один год и даже день с Леонидом Кучмой. Но сказалась старая закалка. В крайности впадать не стал и занял самую проверенную позицию всех времен и народов: лучше подождать. «Оранжевая» волна могла легко смести мэра. А могла и не смести. Но в любом случае на носу были выборы городского головы, и надо было что-то думать.

Под влиянием апельсинов и революционных барабанов был разработан вариант «преемник». Вполне в духе Кучмы. Только вот Леонид Данилович так и не успел воспитать себе достойного «наследника» (Виктор Янукович не в счет). А у Сан Саныча выхода просто не было. И времени тоже. Так появился вариант «Боксер». С Виталием Кличко Сан Саныча связывали давние и очень тесные отношения. Ни один более или менее значительный бой не обходился без участия Омельченко. Естественно, в качестве зрителя. Кроме того, Виталий стоял на Майдане рядом с Ющенко, боксировал в США с оранжевой ленточкой на трусах. Почему бы и не попробовать запустить его в большую киевскую политику в качестве мэра-«престолонаследника»? Да и разделение труда вполне понятное и прозрачное: Сан Саныч — теневой менеджер, а Виталий Кличко — публичная реклама. В любом случае шевелиться надо, поскольку Коля Томенко как-то нехорошо посматривает в сторону мэрии. Явно метит на его место. И ведь может получиться, поскольку Юлия Тимошенко заняла премьерскую позицию, а Томенко вовремя почувствовал конъюнктуру и стал верным вассалом Юлии Владимировны. Все нажитое непосильным трудом могло в один прекрасный момент (26 марта 2006 года) пойти прахом.

Проект «Боксер» постепенно приобретал более или менее реальные очертания. В СМИ появились первые робкие упоминания о возможной переквалификации Виталия Кличко. Лидер фракции «Наша Украина» Николай Мартыненко уже не рассматривался в качестве стопроцентного сменщика Сан Саныча. На горизонте появился Леонид Черновецкий, у которого уже на то время были неплохие стартовые позиции. И тут случился коррупционный скандал. То ли у Александра Зинченко сорвало планку, то ли Николай Томенко перестарался со своим выдающимся уходом с должности гуманитарного вице-премьера, но развязка наступила. Премьер Тимошенко в отставке, «оранжевая» команда расколота, а у Сан Саныча появился шанс удержаться у власти. Если можешь сам, то зачем преемник? Виталий Кличко уже не нужен.

Однако Кличко успел почувствовать близость власти. Это такая дама, которая просто так не отпускает. Тем более что он начал пользоваться успехом у партий. Стали поступать лестные предложения. Например, войти в первую пятерку президентской партии «Наша Украина». Да и желание отомстить Омельченко осталось. Кличко же не мальчик, которого можно взять и бросить. Очень вовремя появился человек невысокого роста, склонный к полноте. Он нарисовал доверчивому спортсмену такую заманчивую картину, что просто дух захватывает. Умело манипулируя подавленным чувством обиды, обольститель сумел внушить Виталию веру в победу на мэрских выборах. При этом почему-то забыл упомянуть о том, что на самом деле главной миссией Кличко должна стать раскрутка партийного брэнда ПОРА—ПРП. Ребята посчитали, что для преодоления трехпроцентного парламентского барьера им нужен «электоральный паровоз». Виталий Кличко — идеальная кандидатура. Ну хочет он стать мэром. Кто же против? Пусть хочет…

В результате Кличко был перевербован. Из «наследника» Сан Саныча он превратился в двигателя избирательной кампании блока ПОРА—ПРП. В данном случае лицо экс-боксера больше работает на парламентскую, чем на столичную кампанию. По-человечески жаль Виталия: возможно, он еще верит в то, что станет мэром. Но на самом деле тащит в парламент группу товарищей, которые даже особо не утруждают себя киевскими выборами. Кличко стал рекламным лицом блока ПОРА—ПРП.

«Наша Украина» после раскола «оранжевой» команды стала активно искать подходящую замену Александру Омельченко и, естественно, не нашла. Леонид Черновецкий является членом парламентской фракции «НУ», однако он — как кот, который гуляет сам по себе. И, кстати, правильно делает, поскольку на «оранжевой» революционной волне уже власть не возьмешь. Конечно, «нашеукраинцам» очень хотелось поставить во главе столицы нового человека. А кого? Черновецкий — самостоятельный и состоявшийся политик. Получается, что некого. Остается, как ни странно, Сан Саныч. Вот и оправдалась тактика, избранная Омельченко. Не случайно он до последнего времени тянул со своим официальным выдвижением. Александр Омельченко фактически не вел никакой публичной избирательной кампании, поскольку сосредоточился на кулуарных переговорах. Справедливости ради следует отметить, что решение баллотироваться на третий срок далось ему нелегко. С одной стороны, возраст. С другой — окружение, которое прекрасно понимало: не будет Омельченко — не будет и их. Правда, «самые умные» подстраховались, записавшись в избирательные списки основных партий и блоков, участвующих в выборах в Киевраду. Но это так, штрихи к портрету…

В результате долгих переговоров у Сан Саныча сформировалась уникальная группа поддержки: «Наша Украина», блок Владимира Литвина «Мы», Партия регионов и оппозиционный блок «Не Так!». Уже одно перечисление сил, поддерживающих нынешнего мэра, наводит на мысль о неестественном характере этой «коалиции». Все становится на свои места, если принять во внимание непубличный характер достигнутых договоренностей. Закрытый, кулуарный формат поддержки — еще одна особенность предвыборной кампании Омельченко.

Избирательный штаб Юлии Тимошенко быстро сориентировался в сложившейся ситуации. Надо отдать ребятам должное. Поняли, что Николай Томенко — такой же проходной кандидат, как и Виталий Кличко. В результате экс-гуманитарию поручили сосредоточиться на выборах в Киевраду, а не на мэрской кампании. Благо рейтинг БЮТ по Киеву относительно неплохой. В коалицию к Омельченко бютовцы тоже не пошли. Смысла нет. Они выдвинули концепцию «виртуального блока власти и крупного бизнеса», который рвется к рычагам управления Киевом. В этот блок попала и «Наша Украина», поддерживающая Сан Саныча. Такое развитие событий на руку Омельченко, поскольку БЮТ фактически не конкурирует с ним на мэрских выборах. В штабе Сан Саныча гораздо больше переживали по поводу выдвижения другого кандидата на должность мэра — экс-премьера Валерия Пустовойтенко. Валерий Павлович, как и Омельченко, тоже относится к категории «крепких хозяйственников». Только на порядок выше. Уже один факт наличия экс-премьера в раскладах резко снизил шансы Сан Саныча и его противоречивой коалиции, поскольку два соискателя активно «топчутся» в одной электоральной нише, мешая друг другу.

Вырисовывается весьма и весьма любопытный расклад, который не смогли предугадать участники «тайной коалиции». «Нашеукраинцы» не сумели выставить на выборы мэра достойного кандидата и предпочли договориться с Омельченко. Блок Юлии Тимошенко ушел в оппозицию к «коалиции» Сан Саныча, однако не в состоянии конкурировать с ним на мэрских выборах, поскольку нет реального кандидата. Валерий Пустовойтенко — реальный соперник Омельченко, но ресурсов для достижения победы у него нет. С Виталием Кличко мы разобрались. Его используют совершенно в других целях. Кто остается? Омельченко? Не факт. Есть еще независимый кандидат Леонид Черновецкий, занимающий пока вторую позицию в электоральной гонке. Его отставание незначительно — порядка трех процентов. А до дня выборов еще почти целый месяц. И что характерно: Черновецкий ни с кем не договаривался, в «тайные коалиции» не вступал, а сумел так высоко подняться. Теперь учтите то обстоятельство, что у него нормальные отношения с Валерием Пустовойтенко. Против Черновецкого Валерий Павлович явно бороться не будет. Вот и получается весьма и весьма любопытная расстановка сил. Независимый кандидат со своей командой, не участвующий во всеобщих «тайных сговорах», получает на руки все козыри. Сумеет ли он ими воспользоваться? Ждать осталось недолго.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам