Тайвань не колется!

В потоке мировых новостей о взрывах и пожарах как-то затерялось сообщение о том, что 27 февраля 2006 года глава полупризнанного китайского государства на острове Тайвань Чэнь Шуйбянь в одностороннем порядке объявил о прекращении действия Совета национального воссоединения (СНВ) и Программы национального воссоединения. Не заметили в Украине и реакцию руководства КНР на это сообщение. А она, между прочим, очень резкая по форме. И еще более непредсказуема по последствиям. Для всего мира…

Итак, как только тайваньский господин Чэнь сообщил, что официально прекращает деятельность СНВ, глава материкового Китая, председатель КНР и Центрального военного совета этой страны и лидер Компартии Китая товарищ Ху Цзиньтао сразу отреагировал однозначно. На встрече с министром обороны Швейцарии Сэмюэлем Шмидтом он заявил, что «власти Тайваня сделали весьма опасный шаг в сторону «независимости». По его мнению, тайваньские власти сделали это, несмотря на «решительный протест как на острове, так и за его пределами», и тем самым «бросили серьезный вызов широко отстаиваемому международным сообществом принципу одного Китая, миру и стабильности в районе Тайваньского пролива».

При этом товарищ Ху подтвердил твердую решимость своей страны противодействовать «тайваньским сепаратистам» и их деятельности. «Мы продолжим усилия, направленные на перспективу мирного воссоединения, но ни при каких обстоятельствах не допустим откола Тайваня от родины», – сказал он. А потом добавил, что «те, кто идет вопреки ходу исторического развития, без исключения обречены на провал».

И здесь можно с уверенностью добавить, что не только на провал обречены тайваньские политики. Этот «провал» может быть организован всеми доступными КНР средствами. А средств этих у Китая – завались. Более того, они узаконены. Если кто забыл, то напоминаем: 14 марта 2005 года на ІІІ сессии Всекитайского совета народных представителей (ВСНП) десятого созыва был принят Закон о предотвращении раскола страны. И в статье 8 этого документа говорится буквально следующее: «В случае, если силы тайваньского сепаратизма под любым предлогом и в любой форме сделают реальным отделение Тайваня от Китая, или в случае, если произойдет серьезный инцидент, ведущий к такому отделению, или в случае, когда все возможности мирного воссоединения окажутся полностью исчерпанными, государство обязано прибегнуть к НЕМИРНЫМ СПОСОБАМ (выделено нами. – Авт.) и другим необходимым мерам для защиты государственного суверенитета и своей территориальной целостности». А в статье 2 написано: «В мире существует ТОЛЬКО ОДИН КИТАЙ. ЕДИНОМУ КИТАЮ ПРИНАДЛЕЖАТ И МАТЕРИК, И ТАЙВАНЬ. Суверенитет и территориальная целостность Китая неотделимы. Защищать суверенитет и территориальную целостность страны – общая обязанность всего китайского народа, в том числе и тайваньских соотечественников. Тайвань является частью Китая. Государство никогда не позволит тайваньским сепаратистским силам отколоть остров от Китая ни под каким предлогом и ни в какой форме».

Вот из этого закона вытекают и кавычки в слове «независимость» применительно к Тайваню в устах китайских руководителей, и решительность в их заявлениях. Китай готов ко всему. И – это уже известно – имеет своих сторонников. В частности, в Москве. В России уделяют пристальное внимание ситуации в Тайваньском проливе и со всей серьезностью воспринимают решение тайваньского руководства о прекращении функционирования Совета национального воссоединения и действия Программы национального воссоединения. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте МИД РФ. По мнению российского внешнеполитического ведомства, подобные решения тайваньского руководства не способствуют поддержанию мира и стабильности в регионе. «С сожалением можно констатировать, что данное решение принято в отсутствие согласия основных политических сил и населения острова в целом по кардинальному вопросу о воссоединении с материком», – говорится в официальном сообщении МИД России. МИД также подчеркивает, что единственным способом устранения существующих между сторонами Тайваньского пролива противоречий является переговорный процесс. «Считаем, что поиск путей мирного разрешения конфликтов, создание все больших предпосылок для диалога, а не уход от него, учет взаимных интересов, укрепление взаимного доверия способствовали бы выходу на приемлемое решение по всем спорным вопросам», – сказано в сообщении. При этом Москва напомнила миру, что она не приветствует возможные военные действия, а действует в строгом соответствии с российско-китайским Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года и рядом других российско-китайских документов.

Китай уже оценил верность партнера. «Китайская сторона высоко оценивает тот факт, что правительство России всегда оказывает поддержку Китаю в вопросе Тайваня и придерживается принципа «одного Китая», – сказал 2 марта этого года журналистам советник по вопросам информации и печати посольства Китая в Москве Ван Чжэнь.

История же этого вопроса вкратце такова. Государство на Тайване возникло в 1949 году. Тогда на остров от коммунистических войск Мао Цзэдуна бежали остатки вооруженных сил партии Гоминьдан во главе с ее лидером Чан Кайши и несколькими миллионами сторонников. Они создали на острове свою Республику Китай, которая и представляла эту страну даже в Совете безопасности ООН. США заявили о защите населения острова силами 7-го флота и предоставлении помощи Тайваню. В 1954 году были подписаны соглашения между Соединенными Штатами и Тайванем. На внешней арене до 1970-х годов молодые государства Азии и Африки при твердой позиции США признавали именно правительство Тайваня как законное правительство Китая. Однако по мере роста потенций материковой КНР и ухудшения ее отношений с СССР именно основной союзник Тайваня – Соединенные Штаты – с 1969 года начали шаги по либерализации отношений с Китаем Мао Цзэдуна. И в 1971 году, при согласии Вашингтона, Тайвань был выведен из состава ООН, а его место занял представитель КНР.

С тех прошло много времени. Китай за эти годы превратился в могущественное государство, одной из болевых точек которого всегда оставался «тайваньский вопрос». Китай провел реформы при сохранении власти коммунистов и взял на вооружение два основных лозунга, которые непосредственно касались Тайваня. Первый: в мире существует только один Китай. Второй: одна страна – две системы. Он позволил присоединить к Китаю такие колонии, как Макао и Гонконг, которые вошли в состав единой страны, но сохранили при этом свои принципы хозяйствования. О коммунистическом выборе Китая в этих городах свидетельствуют разве что красные флаги этой страны да военные в форме китайской армии. В остальном – полный капитализм, дающий, кстати, немалые дивиденды остальному Китаю.

Тайвань, разумеется, эти лозунги не признал и воссоединяться с материком не спешил. Однако в 1990 году в качестве консультативного органа при правительстве Тайваня был создан упомянутый СНВ и разработана соответствующая воссоединительная программа. В то время на острове еще правила партия Гоминьдан, тесно связанная историческими корнями с материком. Совет с необременительным для казны годовым бюджетом всего в 30 долл. служил символом того, что Тайвань хочет мирного объединения Китая.

Однако в 2000 году президентом острова стал Чэнь Шуйбянь, победивший гоминьдановцев под лозунгами полной независимости острова. С того времени заседания СНВ более не созывались. Пекин в прошлом году принял упомянутый выше закон о предотвращении раскола страны. Но в начале этого года г-н Чэнь сначала заявил, что не видит смысла в существовании СНВ, а конце февраля власти Тайваня сообщили миру, что намерены ликвидировать Совет. Замглавы администрации президента Тайваня Чжо Жунтай сказал по этому поводу журналистам: «Ликвидация Совета национального воссоединения является сформулированным направлением в политике нашего правительства. Мы не можем делать «неизбежное объединение» целью нашей политики в отношении Китая, поскольку это не соответствует позиции большинства тайваньцев». А сам г-н Чэнь мотивировал «убийство» СНВ тем, что материковый Китай «не прекращает угрозы и тактику военного запугивания Тайваня».

Что из этого всего получится, не берется судить никто. Восток, знаете ли, дело тонкое, а люди там решительные. Однако многие мировые обозреватели уже заявили, что власти Тайваня для демонстрации своей решимости жить самостоятельно выбрали не самое подходящее время. От них может отвернуться даже гарант их независимости – США. Вашингтон уже раздраженно отреагировал на январские заявления тайваньского президента о возможности ликвидации СНВ. А сейчас США тоже надо будет как-то определяться. Кому это может понравиться, когда есть другие более важные мировые проблемы? За последние лет двадцать между Соединенными Штатами и КНР неоднократно вспыхивали дипломатические конфликты из-за острова. Особенно когда достоянием гласности становились выкладки сценариев возможных вариантов военного вторжения на Тайвань, которые так любят создавать в недрах Пентагона. Но сейчас ситуация несколько другая. Вашингтону совсем не с руки ссориться с Пекином. Хотя бы из-за ядерной программы Ирана. Когда иранское ядерное досье поступит на рассмотрение в Совбез ООН, американской администрации будет крайне важно заручиться поддержкой всех постоянных членов Совета безопасности. И Китая в том числе…

МИД Украины, который, похоже, «профукал» такие новости, тоже нелишне хотя бы знать, что происходит на востоке планеты. Там, между прочим, находится не самый последний наш партнер – Китай. На всякий случай приводим полный текст уже упомянутого Закона о предотвращении раскола страны от 14 марта 2005 года. Он многое объясняет – там все коротко и ясно:

Итак, «ЗАКОН О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ РАСКОЛА СТРАНЫ

Статья 1

Настоящий закон разработан в соответствии с Конституцией страны, в целях противодействия и сдерживания раскольнических сил, добивающихся отделения Тайваня от Китая, содействия мирному воссоединению Родины, сохранения мира и стабильности в регионе Тайваньского пролива, защиты суверенитета и территориальной целостности государства, коренных интересов китайской нации.

Статья 2

В мире существует только один Китай. Единому Китаю принадлежат и материк, и Тайвань. Суверенитет и территориальная целостность Китая неотделимы. Защищать суверенитет и территориальную целостность страны — общая обязанность всего китайского народа, в том числе и тайваньских соотечественников.

Тайвань является частью Китая. Государство никогда не позволит тайваньским сепаратистским силам отколоть остров от Китая ни под каким предлогом и ни в какой форме.

Статья 3

Тайваньский вопрос — вопрос, оставшийся от гражданской войны в Китае.
Решение тайваньского вопроса и осуществление воссоединения Родины — внутреннее дело Китая, не допускающее вмешательства каких-либо внешних сил.

Статья 4

Осуществление великого дела воссоединения Родины является священным долгом всего китайского народа, включая тайваньских соотечественников.

Статья 5

Отстаивать принцип «одного Китая» – основа мирного воссоединения страны.

Осуществление воссоединения страны мирным путем наиболее отвечает коренным интересам соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива. Государство проявляет максимум доброй воли и прилагает при этом настолько много усилии, насколько это возможно, для достижения воссоединения страны мирным путем.

После мирного воссоединения страны Тайвань может сохранить отличную от материковой части политическую систему в условиях высшей степени автономии.

Статья 6

С целью сохранения мира и стабильности в регионе Тайваньского пролива и развития отношений между двумя берегами государство предпринимает следующие меры:
1. поощрение и содействие персональному обмену между двумя берегами в целях укрепления взаимопонимания и взаимодоверия.
2. поощрение и содействие экономическому обмену и сотрудничеству между двумя берегами, содействие осуществлению прямых почтовых, транспортных и торговых связей в целях активизации экономических связей между двумя берегами на основе взаимной выгоды.
3. поощрение и содействие обменам между двумя берегами в области образования, науки и техники, культуры, здравоохранения и спорта, с тем чтобы общими усилиями развивать лучшие традиции китайской культуры.
4. поощрение и содействие совместной борьбе двух берегов с преступностью.
5. поощрение и содействие всем иным мероприятиям, проведение которых способствует сохранению мира и стабильности в районе Тайваньского пролива и развитию межбереговых отношений.

Права и интересы тайваньских соотечественников защищаются государством в соответствии с законодательством.

Статья 7

Государство выступает за осуществление мирного воссоединения страны путем проведения равноправных консультаций и переговоров между двумя берегами Тайваньского пролива. Консультации и переговоры могут быть постепенными и поэтапными, а их формы – гибкими и разнообразными.

Консультации и переговоры между двумя берегами Тайваньского пролива могут проводиться по следующим вопросам:
1. официальное прекращение враждебного состояния в отношениях двух берегов.
2. планирование развития связей двух берегов.
3. шаги и меры по мирному объединению.
4. политический статус тайваньских властей.
5. пространство деятельности района Тайвань на международной арене, адекватное его статусу.
6. любые иные вопросы, связанные с осуществлением мирного объединения страны.

Статья 8

В случае, если силы тайваньского сепаратизма под любым предлогом и в любой форме сделают реальным отделение Тайваня от Китая, или в случае, если произойдет серьезный инцидент, ведущий к такому отделению, или в случае, когда все возможности мирного воссоединения окажутся полностью исчерпанными, государство обязано прибегнуть к немирным способам и другим необходимым мерам для защиты государственного суверенитета и своей территориальной целостности.

Решение о применении немирных способов и других необходимых мер, как это предусмотрено в предыдущем пункте настоящей статьи, и организация его исполнения обеспечивается Государственным Советом и Центральным Военным Советом, которые об этом немедленно докладывают Постоянному Комитету Всекитайского Собрания Народных Представителей.

Статья 9

При принятии решения о применении немирных способов и других необходимых мер и при организации его исполнения, как это предусмотрено в настоящем Законе, государство предпринимает все, зависящее от него, для обеспечения безопасности жизни и имущества, а также иных законных интересов жителей Тайваня и проживающих там граждан иностранных государств, чтобы минимизировать потерю. В то же время государство защищает права и интересы тайваньских соотечественников и в других районах Китая в соответствии с законодательством.

Статья 10

Настоящий Закон вступает в силу с даты его опубликования.»

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам