Горячая парламентская неделя

Чем ближе к выборам, тем напряженней сессионные недели, поскольку парламент остается единственной публичной площадкой для выяснения политических отношений. Буквально со вторника в ВР начнут » кипеть» страсти, и поводов для «возгораний» столько, что спикер Литвин, культивируя свой образ «связиста» между двумя противоборствующими лагерями, предложил вообще воздержаться от обсуждения проблем, которые будоражат депутатов – чтобы не было столкновений.
Действительно, проявлений агрессии в стенах ВР предостаточно: например, недавно ни за что ни про что разбили нос Николаю Мартыненко. И то лишь потому, что человек выразил несогласие с текстом какого-то там плаката. А что же будет дальше?

К сталкивающим вопросам, прежде всего, относится заполнение вакансий в Конституционном суде. Но есть и другие, не менее возбуждающие темы. Обозначим их в порядке стратегической значимости:

1) Голосование по кандидатурам судей КС, приведение их к присяге
2) Закон об отмене неприкосновенности депутатов местных советов
3) Закон о Кабинете министров (3 варианта)
4) Закон о двуязычии
5) Вето президента на закон о следственных комиссиях ВР
6) Реакция парламента на решение главы государства ввести в состав СНБО уволенных Верховной Радой министров Ивана Плачкова и Сергея Головатого

Начнем с главного. Тема ликвидации дефицита судей КС поднимается уже не первый и не второй раз. Напомним вкратце историю вопроса: с прошлого года Конституционный Суд Украины является недееспособным, поскольку большинство судей сложили свои полномочия. Руководствуясь старой восточной мудростью «если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету», в ноябре 2005 года троих судей КС избрал Съезд судей Украины, еще троих назначил президент. Однако, даже имея полный комплект, КС все равно не может начать свою работу: поскольку его члены обязаны принести присягу в ВР. И глава государства уже не раз требовал от парламента привести к присяге судей Конституционного суда; в последний раз – зачитывая свое послание в ВР. Однако у парламента есть собственное видение разрешения этой патовой ситуации: сначала назначить «четверку» своих судей по парламентской квоте, а затем уже привести к присяге и парламентскую, и президентскую «половинки».

Но торопиться с этим делом депутаты не намерены – неоднократные голосования за избрание судей были безрезультатными. Последняя попытка была предпринята законодателями 12 января 2006 года, но попытка чисто формальная: из 300 необходимых «голосовальщиков» в процессе поучаствовали только 102 человека, взявшие бюллетени. Причина такой демонстративной блокады проста: перспектива отмены через Конституционный Суд политической реформы, которая вступила в действие с 1 января 2006 года и превратила парламент в центр принятия политических решений, ограничив при этом возможности главы государства. И вот еще одна попытка: 21 февраля, во вторник на согласительном совете фракций будет еще раз оценена перспектива «наполнения» КС. Попробуем найти компромисс по судьям Конституционного суда», – сказал Литвин, добавив: «Если не найдем – придется этот вопрос отложить до лучших времен».

Владимир Михайлович подчеркнул, что если консенсуса в вопросе о назначении судей КС и приведении их к присяге не будет, то этот вопрос рассматриваться не будет, поскольку без согласования позиций его вынесение в зал приведет только к столкновениям. Понять Литвина можно: он хочет снять с себя всякую ответственность за последствия принятиянепринятия «судебного решения». Дескать, пусть уже новая Верховная Рада разбирается…

Естественно, такая «невнятность» спикера вызвала целую бурю негативных эмоций у провластных сил. Так, представитель президента в парламенте Борис Беспалов обвинил Литвина в том, что тот искусственно ставит вопрос избрания судей в ВР в зависимость от вопроса о приведении к присяге судей КС, назначенных президентом и съездом судей. По мнению Беспалого, присяга судей – вопрос чисто процедурный и, соответственно, не требует никакого решения Согласительного совета фракций. В общем, налицо плохо скрываемый антагонизм между «Нашей Украиной», которой нужно выполнять президентский план конституционной ревизии (как известно, только КС дает справку о конституционности или неконституционности вносимых изменений, а также оценивает новый вариант Основного закона), и спикером, который держит в руках нити управления процессом «укомплектования» Конституционного Суда.

Создание неопределенности в этом вопросе оставляет спикеру поле для маневров и для торгов. Например, наверняка кое-кто попытается реализовать бартерную схему: судьи КС – в обмен на проект об отмене неприкосновенности депутатов местных советов и закон о двуязычии, на котором стараются «набрать очки» практически все политические партии, начиная от регионалов и заканчивая коммунистами. Напомним, что пару недель назад фракция Тимошенко уже пыталась «отменить» неприкосновенность меньших депутатских братьев, но за это предложение проголосовали менее сотни нардепов. Дело в том, что достаточно посмотреть на региональные списки, чтобы понять: в них не менее солидные и значимые люди, чем те, кто баллотируется в ВР-2006. Многие звучные фамилии можно обнаружить и в общенациональном, и в региональном «реестрах», и это вряд ли назовешь случайностью. Просто люди страхуются на случай роспуска ВР, обещанного властью в случае отсутствия в новом парламенте «оранжевой» коалиции.

Разговоры о такой перспективе далеко не беспочвенны: разгон Верховной Рады «не того цвета» обещал президент Ющенко, об этом недвусмысленно намекал руководитель избирательной кампании блока «Наша Украина» Роман Безсмертный. Несмотря на бодрые рапорты о подписании большого коалиционного договора, пока что обозначить параметры коалиции и назвать имена будущих союзников не представляется возможным. Юлия Тимошенко уже заявила, что пойдет на контакт с «любыми друзями» только после ликвидации унизительных газовых соглашений. То есть – никогда. Владимира Литвина, по словам Романа Зварыча, одного из руководителей кампании провластного блока, в коалицию «вообще не приглашали», с регионалами Виктора Януковича объединение невозможно априори. По крайней мере, так говорят в штабе «НУ»…

О том, что Виктор Ющенко готовится к радикальному сценарию, может свидетельствовать, например, его вето на закон о специальных следственных комиссиях, являвшийся прелюдией к импичменту главы государства. «Фактически Ющенко показал, что он боится процедуры импичмента, которая выписана в этом законе. Этот факт еще раз подчеркивает, что Ющенко боится ответственности и действует ничем не лучше, чем его предшественник. Президент стал худшим последователем того, против чего он так яростно выступал», – заявил Нестор Шуфрич. Таким образом, Виктор Андреевич тоже подстраховался от досрочного «увольнения»: чтобы преодолеть президентское вето, необходимо набрать 300 голосов, а в сегодняшнем сессионном зале их просто нет. Значит, и угрозы импичмента со стороны оппозиции останутся не более чем предвыборными «страшилками», рекламным трюком блока «Не Так» и его союзников.

Хотя, безусловно, они попытаются использовать для «разогрева» уже испытанную тему – президент издевается над парламентом и не уважает его мнения. Речь идет о введении в состав Совбеза трижды уволенных парламентом министров – Сергея Головатого (за дискредитацию ВР) и Ивана Плачкова (за подписание невыгодных газовых соглашений). Согласно закону об СНБО президент назначает и увольняет секретаря Совбеза, который непосредственно подчинен главе государства. Персональный состав СНБО формирует президент. В состав Совета по должности входят премьер-министр, министр обороны, председатель Службы безопасности, министры внутренних и иностранных дел. В заседаниях СНБО могут участвовать председатель Верховной Рады и глава Нацбанка, председатель Верховного суда. Членами СНБО могут быть и руководители других центральных органов исполнительной власти. Так что формально президент может ввести в Совбез кого угодно, и он уже этим правом воспользовался, когда «назначил» в СНБО министра здравоохранения и генпрокурора Александра Медведько.

Другое дело, что они были «полноценными» должностными лицами, в то время как нынешние «новобранцы» являются лишь исполняющими обязанности. Тем не менее, такой шаг президента говорит об игнорировании Ющенко решений парламента и намерении проводить конфронтационную политику в отношении законодательного органа. Возможно, расчет сделан на ответную жесткую реакцию со стороны ВР, однако спикер уже подчеркнул, что не намерен раздувать конфликт. «Это личное дело президента, кого назначать в Совбез», – подчеркнул Владимир Михайлович. Понять Литвина можно: он уже «обжегся» на защите парламента, когда ввязался в конфликт с президентом по поводу признаниянепризнания отставки Кабмина Еханурова. Народный блок Литвина на этом скандале больше потерял, чем выиграл, и теперь Литвин ни на шаг не отступает от образа миротворца, пытаясь все-таки конвертировать «золотую акцию» НПУ. Все остальные будут «горячиться»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам