Марина СТАВНИЙЧУК: "Бюллетени будут печататься на эксклюзивной бумаге"

Центризбирком сегодня является «законодателем избирательной моды»: здесь точно знают о форме бюллетеня, количестве международных наблюдателей и «наполнении» окружных комиссий. С ними сейчас как раз проблема: никто не хочет считать голоса. Новый закон о выборах достаточно жестко подошел к вопросу уголовной ответственности за электоральные нарушения, поэтому сегодня очень сложно найти специалистов, готовых работать честно и ответственно «внизу», где, собственно, и делаются выборы. О преодолении этих трудности интервью «КТ» с заместителем главы ЦИК Мариной Ставнийчук.

Марина Ивановна, чем вызвано массовое бегство членов местных избирательных комиссий, которые в разгар выборов отказываются выполнять свои функции?


— Да, сегодня уже около десяти процентов глав окружных избирательных комиссий и приблизительно столько же секретарей либо написали заявления об уходе, либо отказываются выполнять обязанности руководителей и готовы остаться в составе комиссий как рядовые члены. Думаю, все же не стоит драматизировать и накалять ситуацию. Если говорить об объективных причинах данного явления, то следует отметить, что сегодня свыше 4000 человек включены в состав окружных комиссий, из них 675 — руководящие лица. Это немало. И очень трудно найти людей, которые имеют достаточный организационный и профессиональный опыт для выполнения подобной работы. Еще необходимо учитывать тот факт, что государственные служащие не имеют права принимать участие в деятельности окружных и участковых избирательных комиссий. Есть и субъективные причины. Например, были случаи, когда люди не знали о том, что их кандидатуры поданы в состав избиркомов. Хотя это является нарушением закона. Или, ознакомившись с объемом работ, который придется выполнить за два месяца, просто отказываются.

И еще одно обстоятельство: после президентских выборов многие опасаются работать в комиссиях. С одной стороны, избирательный закон довольно сложен «в применении», а с другой — велика ответственность за его невыполнение. Законодатель чрезвычайно много внимания уделил уголовной ответственности, хотя во многих случаях можно было бы обойтись административной.


Может, дело в том, что подкорректированный избирательный закон делает невозможным подкуп членов комиссий? Вот поэтому люди и не хотят рисковать совсем бесплатно?


— Ответственность за подкуп была и раньше. В том числе и уголовная. В этой части система предвыборного законодательства практически не изменилась. Добавилась лишь уголовная ответственность за некоторые виды правонарушений, к примеру, за утерю избирательных документов.


Успеет ли Центризбирком за столь короткое время (до выборов осталось чуть больше месяца) найти замену «отказникам»?


— От текучки кадров никто не застрахован. Никто также не может дать гарантию того, что на всех участках будут работать настоящие профессионалы. Я уже много лет подряд говорю о необходимости сформировать в Украине банк данных организаторов выборов при ЦИК. Туда могут заноситься люди, имеющие соответствующий опыт, прошедшие курсы подготовки и получившие специальный сертификат. Когда начинаются активные электоральные действия, то структура разворачивается, люди мобилизуются, и никаких проблем. Это куда эффективнее, чем сейчас, когда приходится «собирать» членов комиссий, обучать их, как говорится, «с колес». Но вместе с тем я считаю, что мы сделали довольно много. Еще до начала первого заседания ЦИК направили в каждый окружком комплект документов, касающихся финансовой работы, тексты закона о выборах и методическое пособие по организации первого заседания комиссии. Чтобы люди понимали, как им действовать, что соответствует закону, а что нет.

Скажем, новацией в избирательном законе является необходимость принятия присяги каждым членом комиссии, и мы об этом напомнили заранее. А после того как были сформированы окружкомы, ЦИК провел большое селекторное совещание с участием представителей органов местного самоуправления и исполнительной власти, которые обязаны помогать местным комиссиям в организации работы, предоставлять помещения, транспорт, связь. Потом мы собрали всех руководителей окружных комиссий на совещание в Центризбиркоме и работали с ними весь день, детально разобрав все вопросы: финансовые, организационные, методические и т. д. На прошлой неделе провели семинар-совещание с бухгалтерами окружных избирательных комиссий. На очереди совещание с секретарями комиссий. Одновременно в регионах проходит серия семинаров для всех членов окружкомов. Они уже обеспечены пособиями, методической литературой, которую предоставляет и Фонд содействия демократическим выборам Михаила Рябца, и проект «Содействие организации выборов в Украине».


Может, люди не хотят участвовать в работе комиссий из-за тотального разочарования? После президентских выборов власть обещала наказать фальсификаторов, а на деле одни из них попали в списки партий, другие сбежали за границу…


— Есть основания ставить вопрос подобным образом. Но на самом деле результаты выборов устанавливают на избирательных участках. То, что записано в протоколе участковой комиссии, практически невозможно фальсифицировать на уровне окружкома и выше. Тем более нельзя ничего исправить в ЦИК. По итогам выборов-2004 только в одном из округов Житомирской области была попытка «приплюсовать» голоса одного кандидата другому. Но она не увенчалась успехом, а ее организаторы привлечены к уголовной ответственности.


Вопрос, который волнует многих: так был «транзитный сервер» или нет?


— Мне об этом ничего не известно. Спрашивайте у тех, кто ведет следствие по данному уголовному делу. На уровне членов ЦИК никто «транзитным сервером» не занимался. Могу сказать, что сегодня Центральная избирательная комиссия предпринимает все меры, чтобы защитить свою компьютерную систему. Например, когда совершенствовалось программно-техническое обеспечение систем «Списки избирателей», «Выборы народных депутатов Украины», то в соответствии с законом в качестве консультантов были привлечены специалисты соответствующего департамента СБУ. Они получили возможность ознакомиться с тендерной документацией, присутствовали во время определения победителя.


Для милиции будет сделано исключение в плане использования открепительных талонов? Сотрудники МВД будут вынуждены обеспечивать безопасность процесса голосования, и многие просто не успеют проголосовать.


— В законе очень четко выписана процедура использования открепительных талонов. С целью предотвращения фальсификаций в этой сфере было установлено, что по «открепительным» можно голосовать не везде, а только на специальных участках, которые определит окружная избирательная комиссия. С другой стороны, действительно, большое количество сотрудников МВД заняты в день выборов и реально вряд ли смогут проголосовать. Однако Центральная избирательная комиссия не может давать каких-то рекомендаций и разрешений по данному поводу. Мы действуем только в рамках закона. Пока еще есть возможность, думаю, министр внутренних дел Украины должен обратиться к депутатам парламента, чтобы они изменили закон о выборах в части, которая касается голосования по открепительным талонам, а не, как следует из информации, поданной в СМИ, в ЦИК. Комиссия все равно этот вопрос решить не сможет.


С какими трудностями вы столкнулись на этапе регистрации и проверки избирательных списков партий и блоков? 45 субъектов избирательной кампании могут свести с ума кого угодно.


— На прошлых парламентских выборах о своем участии в кампании заявили 36 политических сил, из них 33 были зарегистрированы. Сегодня мы зарегистрировали 45 партий и блоков из 53-х, подавших заявки. Некоторые из «отказников» подали в суд, но даже при повторном рассмотрении ЦИК не удовлетворил их заявку. Как правило, основная причина отказа в регистрации — отсутствующие или ненадлежащим образом оформленные документы, а также нарушение порядка выдвижения кандидатов. Безусловно, ЦИК пришлось не легко, поскольку такое количество участников выборов привело к увеличению регистрационной «нагрузки» на членов комиссии. Кроме того, это дополнительные расходы, поскольку бюджет выборов-2006 был рассчитан на 35—40 партий (блоков). Тем не менее, думаю, выделенных из госбюджета средств должно хватить…


Почему избирательные бюллетени будут печататься за границей, а не в Украине? Кто кому не доверяет?


— Это неверная информация. Бумага, необходимая для изготовления избирательных бюллетеней, действительно будет поступать из-за рубежа. Уже до 10 февраля первая партия такой бумаги поступит в Украину. Что же касается «производства» самих бюллетеней, то, как и предусматривает закон, они будут печататься на государственном специализированном предприятии — полиграфическом комбинате «Украина».


А если олигархи «подкупят» зарубежную фабрику, которая производит бумагу, и приобретут пару тонн для себя? На всякий пожарный электоральный случай?


— Предприятие гарантирует конфиденциальность и систему защиты бумаги. Кроме того, сама бумага будет эксклюзивной, специально разово изготовленной для выборов в Украине.


Повлияет ли на работу ЦИК тот факт, что один из членов комиссии участвует в выборах?


— Закон позволяет члену ЦИК участвовать в выборах в Верховную Раду: никаких ограничений на сей счет там нет. Мой коллега Руслан Князевич воспользовался своим правом. И основания у него для этого, говоря объективно, есть. Комиссия приняла решение о приостановке исполнения обязанностей члена Центральной избирательной комиссии. Должна отметить, что это не влияет на ход избирательной кампании и на принятие решений членами комиссии.


Но у вас работы прибавилось: минус один боец.


— Регионы, которые раньше курировал Руслан Петрович, равномерно распределены между членами ЦИК.


А кто в комиссии отвечает за международных наблюдателей? На прошлых выборах этим вопросом занимался Князевич.


— В настоящее время наблюдателями занимаются Михаил Охендовский и Сергей Дубовик. Как говорится, свято место пусто не бывает. Это очень ответственное направление работы. Мы заинтересованы в том, чтобы международных наблюдателей было как можно больше, в том числе и из стран СНГ.


Вас лично не настораживает, что на парламентские выборы, которые проходят при новой, транспарентной власти, приезжает столько же европейских и мировых контролеров, сколько и год назад? Чем вызван такой интерес?

— На политический вопрос отвечаю с правовой точки зрения. Закон обязывает регистрировать официальных международных наблюдателей на выборах в Украине, наблюдателей от общественных международных организаций и иностранных держав. Количество «контролеров» законом не регламентировано. Учитывая опыт прошлых выборов, когда было зарегистрировано 12 000 наблюдателей, ЦИК серьезно подготовился к их «оформлению». Уже отпечатано 10 000 бланков удостоверений.


Один из самых острых вопросов кампании — составление списков избирателей. Особенно актуальна эта проблема для западных регионов, где люди массово выезжают на заработки в Европу, а их паспорта «голосуют». Какие меры приняты в связи с этим ЦИК?


— Сразу хочу отметить, что составлением общих списков занимаются рабочие группы учета избирателей, которые созданы при органах исполнительной власти на местах. И контролирует со стороны государства этот процесс в первую очередь Кабинет министров Украины. Вопросы относительно качества списков избирателей следует задавать тем, кто их составлял. Закон предписывает начать эту работу с сентября, и из госбюджета на данные цели были выделены немалые средства — около 40 миллионов гривен. Это с учетом того, что технику для обеспечения деятельности таких групп передала ОБСЕ. Мы, конечно же, рассчитываем на то, что списки будут качественными. Но опасения у меня все же остаются, и на лаврах почивать не приходится. Данная проблема будет существовать до тех пор, пока не появится реальный реестр избирателей. Пока проблема заключается в том, что электронная система не работает в режиме реального времени. Другими словами, пока информация доходит до ЦИК, на местах ситуация может уже измениться: кто-то уехал, кто-то приехал, умер.

Что же касается граждан Украины, работающих за рубежом, то мы утвердили количество избирательных участков за границей. По данным Министерства иностранных дел, таких граждан у нас порядка 380 тысяч человек. Другой информации нам МИД не предоставил. Отсюда и проблема. Как вы помните, во время президентских выборов называлась другая цифра «заробитчан»: от трех до семи миллионов. На мой взгляд, проблема миграции избирателей в законе четко не выписана. Я понимаю, что сделать это очень сложно. Но теперь все будет зависеть от состава участковых комиссий и уровня подготовки наблюдателей. Если они не дадут голосовать десятком паспортов, отследят данный процесс — значит, будет реальный результат выборов. Именно на этом уровне и решается вопрос контроля по результатам выборов.


Обеспечено ли партийное представительство наблюдателей на выборах?


— Законом это предусмотрено. А как на деле будет обеспечено — зависит от субъектов избирательного процесса. Например, в состав окружкомов входят более четырех тысяч человек. На уровне участковых избиркомов в процессе будут задействованы 600—800 тысяч. То есть каждой партии нужно будет обеспечить как минимум около 50—60 тысяч наблюдателей в участковые комиссии. Согласно закону, каждая партия может направить двух-трех наблюдателей на каждый участок. Но поскольку избирательные участки — общие для местных и парламентских выборов, то это означает, что каждая партия должна увеличить вдвое свое «наблюдательное присутствие». Или, при желании, один наблюдатель от партии станет следить за проведением местных и парламентских выборов. Закон предусматривает различные формы общественного контроля. Лишь бы наблюдатели от партий (блоков) сумели ими воспользоваться. Следует особо отметить, что право на обязательное включение имеют те партии (блоки), которые к 15 сентября 2005 года имели свои фракции в парламенте. Другие субъекты избирательного процесса участвуют в распределении мест в комиссиях путем жеребьевки. И если принимать во внимание этот механизм, то субъекты избирательного процесса будут иметь разное количество своих представителей в составе участковых комиссий.


Это дает им право обращаться в суд и говорить о нарушении своих прав?


— Я общалась с одним из авторов избирательного закона, который говорит, что законодатель дает гарантии участия в избирательном процессе парламентским партиям. На мой взгляд, гарантия должна заключаться в равных для всех правах на включение. Обязательное. Но каждый гарантии понимает по-своему.


Сегодня власть и оппозиция обвиняют друг друга в использовании админресурса. Есть, по вашему мнению, основания об этом говорить?


— Традиционно считается, что админресурс может использовать только власть, потому он так и называется. Сегодня и оппозицию обвиняют в использовании административного ресурса. Думаю, кому-то уже надо подготовить научное исследование и дать определение понятию «админресурс». Чтобы мы четко различали его виды, формы, мимикрию. Классификацию провести, одним словом. Тогда и будет понятно, с чем и как бороться.

Но если говорить серьезно, то когда нет жалоб, судов, фактов, фиксирующих нарушения, админресурс не потрогаешь руками. Вот, например, ЦИК просил местные советы помочь в организации первого заседания окружкомов. Это админресурс или нет? С одной стороны, вроде бы мы обратились к власти за помощью. А с другой — не сделай мы этого, до сих пор бы собирали местных «счетоводов». Вот и судите сами…

Беседовали
Ирина Гаврилова, Владимир
Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам