Вечный сосед?

О том, что отношения Украины и Европы напоминают практически анекдотический диалог фригидной молодухи и предприимчивого сексопатолога, известно давно. В той ситуации, как мы помним, женщина рассказала доктору, что она во время интимных отношений с мужем ничего не чувствует. Врач, верный клятве Гиппократа, решил-таки не вредить и проверить все лично. А женщина во время «проверки» недовольно проворчала: «Доктор, вы как-то определитесь: или туда, или сюда…» Так и у нас: мы никак не можем определиться, что же делать Украине – идти в Европу или оставаться на месте и не дергаться. И разница с анекдотом только в том, что все непонятки происходят по обоюдной вине …

То Украина не может, то Европа не хочет. То Европа вдруг возжелает страстно, а Украина оказывается не готовой. То Украина вроде бы, если послушать ее президента Виктора Ющенко и его верных интеграторов – главу Секретариата Олега Рыбачука и министра иностранных дел Бориса Тарасюка, уже изготовилась («барышня лягли и просят»), а Европа тормозит, ссылаясь на собственные головные боли. Как вот сейчас все и происходит…

И это притом, что январь нового года вроде бы можно было считать в Европе «украинским». 19 января Европейский парламент призвал Европейский же Союз признать проевропейские стремления Украины и предоставить ей четкую европейскую перспективу. Солидные европарламентарии в специальном отчете традиционно поприветствовали мирную революцию и демократические изменения в Украине, признали ее европейские стремления и подтвердили свою полную поддержку нового украинского правительства в имплементации заявленных реформ. И это тогда, когда в Украине этому самому правительству Юрия Еханурова «сплели лапти» депутаты украинского парламента – отправили его в отставку. Но европейские коллеги их не поддержали, а наоборот – «наехали» на Россию, которая в это время активно давила на Киеве в газовом вопросе.

24 января завершился очередной раунд переговоров по проблеме упрощения визового режима для украинцев при пересечении границ Евросоюза. Итоги этого раунда Тарасюк назвал, естественно, «очень позитивными», заверив сограждан: «Мы можем ожидать, что в начале марта состоится третий и последний раунд переговоров. Таким образом, будет подготовлено соглашение об упрощении визового режима. Подписание будет где-то в конце марта». И, конечно же, засобирался в Европу.

Там он провел неофициальную встречу с сотрудниками Европейской Комиссии и депутатами Европейского парламента. И поблагодарил за добрые слова от 19 января. Стороны, как это уже между ними повелось, «высоко оценили результаты сотрудничества между Украиной и ЕС в 2005 году, в частности, относительно реализации Плана действий Украина – ЕС, предоставления Евросоюзом Украине статуса страны с рыночной экономикой в рамках антидемпингового законодательства ЕС». Приветствовали, ясное дело, и начало переговорного процесса относительно заключения Соглашения об упрощении визового режима между Украиной и ЕС. Глава МИД Украины ознакомил представителей ЕС с основными внешними и внутренними приоритетами Украины на 2006 год.

Оптимистичен в европейском направлении был даже такой известный критический скептик, как глава счетной палаты Украины Валентин Симоненко, у которого есть свой калькулятор и который не верит ни одному слову правительства о правильном использовании бюджетных денег. В любом направлении. А тут, на пути в Европу, пан Симоненко встретился в Киеве с таким же паном – президентом Высшей палаты контроля Польши Мирославом Секулой, подписал с ним совместный отчет по результатам проверки эффективности функционирования пунктов пропуска «пограничных переходов» через государственную границу с республикой Польша и, таким образом, согласился с тем, что за годы независимости Украина смогла создать систему государственных границ, которые отвечают современным требованиям. Во время проверки особое внимание уделялось построению западных границ Украины, в том числе и с Польшей. И тут Симоненко отметил, что для построения украинско-польской границы и с целью приближения Украины к ЕС по предварительным подсчетам из госбюджета должно быть выделено как минимум 565 млн. грн., что эквивалентно 81,9 млн. евро. Но главное, как вы понимаете, то, что границы – в порядке: и на замке, и одновременно приближают.

Приблизительно в это же время Тарасюк выступил в Европейском парламенте на заседании комитета иностранных дел, заявил, что Украина готова к вступлению в ЕС и потребовал назвать дату вступления. Хоть приблизительно. Европарламентарии вежливо хлопали. Как в ладоши, так и по плечу министра: мол, расслабься, парень, мы с тобой – видишь, как поддерживаем.

И тут наступил февраль. И я понял, что все же очень уважаю комиссара ЕС по внешним взаимоотношениям и политике соседства Бениту Ферреро-Вальднер. В отличие от улыбчивых мужиков-депутатов, она – человек честный и со свойственной любой комиссарше решимостью взяла да и осадила пана Тарасюка во время их личной встречи. Разумеется, в Брюсселе, где и горькие пилюли глотать, видимо, легче. По ее словам, Европейский Союз хочет устранить из своих взаимоотношений с Украиной вопрос о ее возможном членстве в ЕС на предполагаемое будущее. Какое именно будущее предполагается, не совсем ясно, но сеньора Бенита дала понять, что хотя Евросоюз не хочет в принципе исключать возможность вступления Украины, но теперь углубление взаимоотношений между ними возможно при условии четкого понимания, что оно будет происходить исключительно в рамках Европейской политики соседства. А это и означает, что Украина не будет иметь никакой перспективы членства в ЕС. Все в том же предполагаемом будущем. Со слов Ферреро-Вальднер стало понятно, что Киев и так должен быть доволен – ведь с ним упрощают визовый режим, а перед этим отметили его рыночный статус. «Переговоры между ЕС и Украиной об облегчении визовых процедур могут завершиться достаточно скоро», – сказала она. Киев и доволен, если смотреть на Тарасюка. Он, как всегда, считает, что такое облегчение визовых процедур должно стать первым шагом к полной отмены визовой повинности к ЕС для граждан Украины.

Итак, мы сегодня имеем все возможности для того, чтобы сделать, как минимум, три вывода.

Первый: ЕС не желает или не готов к приему Украины в свои ряды. Украине уготована роль партнера в статусе «соседа». Потому что у Европы свои проблемы – от необходимости завершения принятия Евроконституции до решения проблемы Турции.

Второй: Европа ждет дальнейшего углубления всевозможных реформ в Украине в строгом соответствии с ющенковским лозунгом «не словом, а делом». Скептицизм же в восприятии происходящих в Украине процессов среди европейцев нарастает. Не зря же даже Тарасюк, знакомя европарламентариев и коллег по разным МИДам с приоритетами своей страны на этот год, отметил, что среди них ключевое место займет обеспечение проведения демократических, честных и прозрачных парламентских выборов в марте. Многие в это уже не верят, а потому направляют в Украину огромное количество наблюдателей – от ПАСЕ и ОБСЕ. Второй момент – «газовая война» с Россией, из которой Украина вышла не только с сочувствием со стороны романтичных «еврорусофобов». Прагматичные политики отметили, что Украина тоже повела себя не очень достойно, когда начла подворовывать, извините, отбирать сверх лимитов газ, предназначенный для европейских потребителей. Чуть ли не впервые за годы независимости Украины ее в Европе обвинили в воровстве. И сделали это такие любители Украины, как Германия и Италия. Сейчас газовый конфликт вроде бы завершается – соглашением об СП, которое должно обеспечивать бесперебойную поставку российского сырья в Европу.

Но возникает другая головная боль – если европейцам все равно, кто будет качать газ, то американцы недовольны тем, что таким оператором будет «РосУкрЭнерго» – компания «с неясным статусом». Что это означает? Много чего, но главное – то, что США не очень довольны окончательной привязкой ЕС к России, которая будет де-факто, если газовый конфликт будет исчерпан в пользу Москвы и Брюсселя. Это объективное геополитическое недовольство – оно снижает зависимость Брюсселя и Москвы от Вашингтона, а значит, усиливает Россию в ее стремлении вернуть себе статус второй сверхдержавы. Ну и, конечно же, усиливает ЕС как самостоятельный субъект современных политических и экономических отношений. В США это не нравилось никогда и никому – как в таких условиях быть единственным «демократическим хозяином мира»?

Украине же в этих раскладах отводится роль «пятой ноги у собаки» – эдакого «соседа», который должен быть всем доволен, «тащиться» от рыночного статуса и упрощенного визового режима «для отдельных категорий граждан» и служить надежной площадкой для транзитных поставок…


Третий:
чтобы «демократическая власть» в Киеве хоть чем-то могла отчитаться в выполнении евроинтеграционных обязательств перед своим народом, ей подсовывают заменитель – НАТО вместо ЕС. Военная евроинтеграция уже стала притчей во языцех как внутри Украины, так и за ее пределами. Она уже, как минимум, способствовала «газовой войне» с Россией. После ее завершения мало что изменится в политическом положении Украины в Европе. В ЕС она не попадает, а в НАТО, в случае вступления, окажется под более сильным контролем США и прочих антироссийских «ястребов». Поможет ли это Украине решать экономические проблемы с Москвой? Вопрос, по-моему, риторический…

Утешает только одно. ЕС может воспротивиться единоличному контролю США над Украиной – это может помешать все тем же поставкам сырья в Европу, если Вашингтон захочет по какому-то поводу «придавить» Брюссель и задействует для этих целей «стратегического партнера» в Киеве. Работать вентилем для киевских властей, что «антинародному», что «народному» режимам, как видим, не привыкать. Вот в этом случае Брюссель может интенсифицировать и диалог о вступлении Украины в ЕС – чтобы была и под европейским контролем. И только в этом случае «нет» сеньоры Бениты, как и у всякой настоящей женщины, может означать «да».

Но для этого надо еще 26 марта на парламентских выборах не обделаться. В смысле провести их, как и было обещано, демократично, транспарентно, цивилизованно. Ой, чувствую, неподъемные задачи поставлены перед «народным» режимом…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам