Электоральная газификация

Небезызвестный господин Воланд уверял, что москвичей сильно испортил квартирный вопрос. Что касается киевлян (и всех украинцев вообще), то их испортил вопрос газовый. Действительно, сегодня вся страна прикована к телевизору – следит за тем, где проходит газовый фронт. Цену на газ обсуждают везде: в метро, маршрутках, на кухне, в очередях. Новый год и подарки в красивых коробочках отошли на задний план: при чем тут борщ, когда такие дела на кухне?

Главным в новогоднем выступлении Виктора Ющенко перед народом будет сеанс разоблачения «противных москалей». И наконец-то откроют завесу тайны и скажут, так сколько же будет стоить 1000 кубометров российских энергоносителей в твердой американской валюте. Разброс цен дает волю политической и экономической фантазии: 90? 140? 230? Уже пошли слухи о том, что с Туркменбаши не удалось договорится и альтернативных поставок газа не будет… Пока что Туркмения не подтверждает факта подписания соглашения с Украиной о поставках газа на 2006 год. Как сообщили вчера в туркменском правительстве, переговоры с «Нефтегазом Украины» по вопросу новой цены на газ, которую Ашхабад поднял с $44 до $60 за тысячу кубометров, «пока не закончились конкретными договоренностями». Какой выход? Чтобы не замерзнуть, будем брать газ из запасов. Но сколько этих запасов и хватит ли их, чтобы продержаться всю зиму?

Газовая война с Россией стала политтехнологической разработкой, стратегией блока «Наша Украина» на выборах-2006 – это и ежу понятно. Альтернативу придумать было трудно. Проект «Евроинтеграция» провалился еще полгода назад. Во-первых, украинское общество четко разделилось на две половины: те, кто хотят идти в Европу, и те, кому хорошо рядом с Россией. Уловив такие общественные настроения, чуткий Запад выставил ряд условий приема Украины в европейское содружество. В результате, в очереди к ЕС Украина оказалась далеко не на почетном месте. Может, к 2013-му и вступим. Потому что для того, чтобы стать полноценным европейским «членом», необходимо не только декларировать свое горячее желание войти в Евросоюз, но и выполнять набор определенных условий. Достаточно вспомнить, с каким «скрипом» парламент принимал ВТОошные законы, как бледно Украина выглядела на саммите 1 декабря Украина–ЕС, как нас «бортанули» в Гонконге, где вопрос о членстве Украины ушел даже не на второй, на десятый план… В общем-то, и статус страны с рыночной экономикой нам кинули, как «подачку», исключительно из уважения к идеалам «оранжевой» революции. Аванс, одним словом. Таким образом, широкомасштабный интеграционный план Ющенко провалился, и сделать его основой консолидации не представлялось возможным. Объединение Украины, как проект, тоже не подошло в качестве консолидирующей идеи.

Во-первых, мысль перехватила Юлия Тимошенко: именно леди Ю показала всей стране зажатые в руке оранжевую и голубую ленточки – сразу после своей премьерской отставки. Во-вторых, проющенковский электорат элементарно не был готов воспринимать лозунги «братания» с Восточной Украиной после Северодонецка, люстрации, «дела Колесникова», масштабных антифальсификаторских кампаний. Особенно после выступления президента в годовщину Майдана, когда он призвал не допустить реванша «бело-голубых сил», а главным оппонентом блока власти назвал Партию регионов, чьи основные силы и соратники сосредоточены именно в восточных областях.

Поэтому «знаменем победы» был избран конфликт с Россией на почве поставки энергоносителей. Именно поэтому президент не увольнял главу НАК «Нефтегаз» Алексея Ивченко даже тогда, когда тон его переговоров становился недопустимым. И тогда, когда Владимир Путин буквально «катался в истерике», назвав в качестве приемлемой цены за газ европейские 230 долларов за 1000 кубометров – после «блестящего» интервью Ивченко в СМИ. Именно поэтому президент не обращал внимания на негодование Юрия Еханурова (лидера пропрезидентского блока), требовавшего отстранить Ивченко от ведения переговоров с россиянами или хотя бы не позволять выступать публично по газовой теме. А ведь именно от Еханурова во многом зависит, сколько процентов наберет блок, который еще недавно носил имя Ющенко…

Не счел нужным Виктор Андреевич и реагировать на неоднократные предупреждения секретаря СНБО Анатолия Кинаха о приближающемся газовом кризисе в результате действий главного украинского газовщика. Предупреждение спикера ВР Владимира Литвина о том, что «ни одно соглашение не будет подписано, газ будут подавать, несколько уменьшая давление, до тех пор, пока не завершится избирательная кампания», также было оставлено без внимания первого лица государства. А тем временем ситуация накаляется: нет четких данных об объемах и цене туркменского газа, Украина пытается «давить» на Россию через европейский суд, а Кабмин уже готов повышать цену на газ для населения, хотя все время говорилось, что от газово-ценовых санкций «пострадает», в первую очередь, промышленность. А вот и не угадали. «Заявление президента России о том, что простые россияне платят на 8$ за тысячу кубометров больше, чем в Украине – это правда. Завтра я буду докладывать президенту, и думаю, мы определимся с этим непростым вопросом», – заявил украинский премьер.

В свою очередь, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, по словам Еханурова, до среды даст ответ на запрос правительства о возможности повышения тарифов. Иными словами, крупные промышленники могут расслабиться: основной ценовой груз снова ляжет на плечи населения. Впрочем, нет, не населения, а электората. Как раз тех, кто с 1 января ощутит все «прелести» украинско-российской дружбы на собственных замерзающих батареях, слабой подаче горячей воды, угасающей газовой плитке. Как вы думаете, будут ли эти люди поддерживать тех, кто выступает за укрепление отношений с РФ, за вступление Украины в ЕЭП после того, как россияне сознательно «взвинтят» цену на голубое топливо? Наверное, Партии регионов, блоку «НЕ ТАК!», ПСПУ Наталии Витренко после газовой атаки России с 1-го января не стоит сильно рассчитывать на взаимопонимание со стороны украинских избирателей. Процент их популярности, лозунгов стратегического партнерства с северным соседом будет падать пропорционально тому, как станет расти цена на газ. И не только.

Как известно, рост цен на топливо непременно повлечет за собой подорожание и продуктов питания, и промышленных товаров, и товаров первой необходимости. Вспомните, что было, когда скакнули цены на бензин: вмиг «отреагировала» потребительская корзинка. В общем, иного выхода, кроме как перейти на сторону блока Ющенко в газовой войне, у избирателей и не остается. То есть ситуация постепенно (с сентября месяца) разогревалась и теперь достигла точки кипения. Украинцы должны сделать выбор – самый удобный момент. Тогда же появляется и специальное заявление блока «Наша Украина»: «Украинско-российская дискуссия относительно поставок газа в Украину стала самой актуальной и одним из самых важных событий последних недель. Украинское правительство проводит сложные и очень важные переговоры, отстаивая, прежде всего, национальные интересы государства». «Призываем украинское общество морально и политически объединится вокруг действующей власти, которая профессионально и аргументировано, последовательно и уверенно защищает интересы украинских граждан. Мы обращаемся ко всем политическим силам с призывом руководствоваться в своей деятельности не краткосрочными избирательными, а стратегическими национальными интересами», – подчеркивается в документе. Ну вот, все и встало на свои места… Пропрезидентский блок раскрыл свои карты в большой избирательной игре-2006. Из них следует:

– «ключ от всех дверей» находится в руках пропрезидентских сил. Никто, кроме премьера, президента, секретаря СНБО, главы НАК «Нефтегаз» не уполномочен на официальном уровне вести переговоры с россиянами о поставках газа и его стоимости. А на этих ключевых должностях находятся, напомним, представители «Нашей Украины» – все, без исключения. Проще говоря, в Москву может поехать куча посредников, люди из прежней власти, у которых сложились доверительные отношения и с Миллером, и с Путиным, и с Фрадковым, и с Медведевым. Но самое большее, что они могут, – это узнать шокирующие подробности переговоров и рассказать о них в Украине. В стиле «шеф, все пропало!». Повлиять на ситуацию реально ни одна из политических сил не в состоянии, кроме провластного блока.

– «газовая атака» – отличный повод для дискредитации конкурентов на парламентских выборах. «Наша Украина» открыто осудила позицию отдельных политических сил, которые, «претендуя на политическое лидерство и доверие людей, фактически идут на предательство национальных интересов». Не надо Глобу читать, чтобы понять, кто эти «плохие парни». «Нас удивляет позиция Партии регионов, которая ради собственной политической выгоды позволяет использовать себя в качестве средства давления со стороны другого государства и не поддерживает Украину в переговорах с Россией. Они готовы пойти на коллапс национальной экономики, сдачу интересов украинских предприятий востока и юга Украины, чтобы использовать это как наглядный пример поражения власти», – говорится в заявлении «НУ».

– «газовая тема» – ограничитель действий блока Тимошенко, одного из самых сильных соперников «Нашей Украины». До недавнего времени Юлия Владимировна старалась сдерживать свои эмоции по поводу газовой дискуссии, несмотря на солидный опыт в решении таких вопросов. Причин тому было несколько – от нежелания идти на открытый конфликт с командой Ющенко, с которой внешне у БЮТ «совместная реализация надежд Майдана», до не слишком внятных отношений с Кремлем. Только 26 декабря стало известно, что уголовное дело на Тимошенко Военной прокуратурой России закрыто. О чем это говорит? О том, что Кремль решил бросить Юлию Тимошенко в атаку на «оранжевых», развязав руки «газовой принцессе». Лидеру БЮТ фактически выдан карт-бланш на этом этапе, и Юля, безусловно, могла им выгодно воспользоваться. Зная ее способности баррикадного политика, несложно представить, как нежная леди Ю «размазывает по стенке» Еханурова, Ивченко, Плачкова, а заодно и Ющенко. Но такой сценарий чреват для Тимошенко и ее блока потерей определенных электоральных преференций. Во-первых, она автоматически оказывается в лагере Януковича–Медведчука. «Наша Украина» уже отыграла эту тему: в блоке считают неконструктивной позицию отдельных политических сил, которые «объективно подыгрывают в газовом вопросе российской стороне». «Особенно нас настораживает позиция Юлии Тимошенко, которую вместе с синхронами Витренко, Януковича и Медведчука использует российская пропаганда на своих каналах. Мы не хотим верить, что непатриотическая фразеология Юлии Владимировны связана с закрытием уголовного дела против нее в прокуратуре России», – отмечается в документе.

Во-вторых, стоит Юлии Владимировне «зацепить» газовый конфликт и открытым текстом сказать, что основные виновники кризиса в Украине – действующая власть, как ей сразу припомнят долги корпорации «ЕЭСУ» и исполнение политических заказов России. В этом случае, сформировать для Тимошенко образ борца за национальные интересы будет непросто даже тем политтехнологам, которые идут в проходной части списка БЮТ.

В-третьих, начав резко критиковать «оранжевую команду» Ющенко–-Еханурова, Юлия Владимировна сразу же даст понять, что ничего общего между ней и блоком «Наша Украина» нет, все слова, сказанные в годовщину Майдана, мягко говоря, далеки от истины, и тем самым разрушит миф «Юля, которая всегда рядом с президентом». Явно определенное количество голосов, особенно в Западной Украине, она потеряет. А ведь именно в этой «зоне» сосредоточены главные симпатики радикальной леди Ю. Они ждут, что она доделает то, чего не смог «либеральный и добрый» Виктор Андреевич: бандитам – тюрьмы, Украину – украинцам. Любые намеки на связь лидера БЮТ с Партией регионов или с российским истеблишментом попортят ее имидж куда хуже, чем мокрый снег костюм от Айны Гасе.

Понимая, в какую ловушку ее загоняют, лидер БЮТ начинает реагировать. Блок Юлии Тимошенко немедленно выразил удивление позицией «Нашей Украины» и требует от Газпрома придерживаться договоренностей. «Нас удивляет позиция некоторых политических сил, которые ведут спекуляции вокруг энергетического кризиса и используют сложную ситуацию для дискредитации политических оппонентов. Нас так же удивляют непонятные и пафосные призывы к объединению и консолидации политических сил вокруг газовой проблемы», – говорится в заявлении БЮТ. В документе отмечается, что партия Тимошенко всегда отстаивала национальные интересы Украины. Что и требовалось доказать: Тимошенко уже «ущипнула» Газпром (БЮТ требует от Газпрома «четко выполнять межгосударственные договора и не играться в политику») и подчеркнула свою приверженность национальным интересам. Она станет действовать в заданных «НУ» рамках, любое отступление приведет к тяжелым рейтинговым последствиям. И хотя Юлия Владимировна оставила люфт для маневра: «Я не вижу необходимости в единении и консолидации с кучкой коррумпированных чиновников и олигархов, которые, собственно, и создали энергетический кризис вместе с российскими «коллегами», ей непросто будет поломать игру «оранжевого» блока и взять инициативу в свои руки. Как, впрочем, и всем остальным участникам кампании-2006. Игроки уже разделились (с помощью классификации, придуманной блоком власти) на три группы: защитники национальных интересов («Наша Украина», БЮТ), предатели национальных интересов (Партия регионов, эсдеки, ПСПУ), сторонние наблюдатели (Народная партия Литвина, коммунисты). По этим «приметам» их и будет оценивать избиратель: спикер ВР прогнозирует, что газовый конфликт не закончится раньше, чем выборы в Украине.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам