Усиленные приемы

История с секретными тюрьмами ЦРУ и пытками террористов получила продолжение. Как утверждает ABCNews, две секретных тюрьмы ЦРУ в Восточной Европе, которые закрылись после скандала с отчетом правозащитной организации «Human Rights Watch», использовались для содержания и пыток 12 руководителей «Аль-Кайеды». А недавно та же АBC перечислила так называемые «усиленные приемы допроса», применяемые ЦРУ…

Тюрьмы в Польше и Румынии работали до ноября месяца, и, как утверждают источники АВС, 11 из 12 высокопоставленных террористов подвергались так называемым «расширенным методикам допроса». Попросту говоря, их пытали для получения нужных показаний.

Директор американской правозащитной организации «Human Rights Watch» Том Малиновски заявил прессе, что его организация в ходе расследования установила, что самолет ЦРУ перевозил задержанных из Афганистана на закрытые аэродромы Восточной Европы, куда был запрещен доступ публике и прессе, в том числе на два аэродрома в Польше и Румынии. Президент Польши Квасьневский ранее заявлял, что на территории его страны нет никаких секретных тюрем.

Однако информацию о деятельности тюрем для ABC подтвердил целый ряд источников, в том числе бывшие и действующие сотрудники ЦРУ. Более того, американская телекомпания называет 12 узников этих тюрем поименно: Абу Зубейда, Ибн аль-Шейх аль-Либи, Абул Рахим аш-Шаркави, Абд аль-Рахим аль-Нашири, Рамзи Бинальшибх, Мохаммед Омар Абдель-Рахман, Калид Шейх Мохаммед, Валид Мохаммед бен Атташ, Хамбали, Хассан Гюль, Ахмед Халфан Гайлани, Абу Фарах аль-Либби. В какой-то момент все, кроме руководителя группировки «Джемаа Исламия» Хамбали, содержались в тюрьме в Польше. Точное местонахождение Хамбали не установлено, предполагается, что он изолирован от остальных заключенных, передает Newsru.

По данным источника ABC, который непосредственно занимался организацией системы секретных тюрем, все началось с ареста Абу Зубейды в Пакистане. После оказания первой помощи и извлечения трех пуль его направили на Таиланд, где содержали под круглосуточным наблюдением в заброшенном бараке на одной из баз американских ВВС. После того, как военные врачи подлатали его, Зубейду перевезли в польскую тюрьму и стали добиваться сотрудничества. Его избили, несколько часов заставляли неподвижно стоять в холодном карцере, а после этого заковали в наручники и положили вниз головой на доску, по которой стекала ледяная вода. Через 31 секунду захлебывающийся террорист взмолился о пощаде и согласился давать показания, утверждает ABCNews.

Абу Зубейда – уроженец Палестины, один из командиров «Аль-Кайеды», организатор атак 11 сентября. По сообщениям американских источников, в ходе допросов он дал информацию, которая предотвратила масштабные террористические акции. Та же пытка водяной доской применялась к 11 из 12 руководителей «Аль-Кайеды». Рамзи Бинальшибх, который был связным для участников атак 11 сентября, был сломлен одним видом своего патрона – Шейха Мохаммеда, которого ЦРУ считает непосредственным организатором атаки на небоскребы Нью-йоркского Всемирного торгового центра. Рамзи согласился сотрудничать, как только увидел, в каком состоянии находится Мохаммед.

Впрочем, по словам источников ABC, для тех, кто соглашался сотрудничать, условия содержания стремительно менялись к лучшему. На завтрак они получали йогурты и фрукты, на обед – консервированные овощи, на ужин – мясо, рис и овощи. Абу Зубейда очень полюбил шоколадные батончики Kit Kat, те самые, которые так ценил в заключении Саддам Хуссейн.

Между тем, как утверждает госсекретарь Кондолизза Райс, США действуют строго в рамках закона, соблюдая все международные обязательства, в том числе и Конвенцию ООН от 1984 года «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». В этой конвенции дается следующее определение понятия пыток: «Пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется тяжкая боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера…».

В этом случае главным критерием становится прилагательное «тяжкая». В меморандуме от 1 августа 2002 года помощник министра юстиции США Джей Байби отмечал, что прилагательное «тяжкое» означает такую степень боли или страдания, которую допрашиваемый будет не в состоянии вынести. Он предложил, что это может быть в случае, когда у подозреваемого отказывают какие-то органы, что ведет к смерти.

Такое определение пыток дает спецслужбам достаточно свободы в интерпретации понятия пытки, и администрация президента Буша отказалась от использования такого определения. Вместо него в США появился ряд жестких методов, разрешенных при допросах, которые, по мнению защитников этой практики, не являются пытками и не нарушают соответствующих законов, но вместе с тем выходят за рамки обычной процедуры допроса.

В недавнем репортаже АВС со ссылкой на источники в ЦРУ были перечислены шесть таких усиленных приемов допроса.


Встряска
– следователь хватает подозреваемого за рубашку спереди и трясет его.
Удар
– удар ладонью с целью устрашения или причинения боли.
Удар в области живота
– удар ладонью по животу. Он должен быть болезнен, но при этом не должен причинять вред. Врачи запрещают удары кулаком.
Длительное нахождение на ногах
– заключенных заставляют стоять до 40 часов и более прикованными к полу. Этот метод считается наиболее эффективным, он лишает заключенного сна. (Эти приемы использовали британские военные в Северной Ирландии, потом они были запрещены).
Карцер
– заключенного раздевают и оставляют стоять в холодной, но не ледяной, камере или окунают в воду.
Погружение в воду
– заключенного привязывают к доске, голова внизу, а пятками вверх, на голову надевают целлофан. Затем на голову начинают лить воду, при этом у человека возникает ощущение, что он тонет.


Поправки Мак-Кейна

Некоторые или все из перечисленных выше методов могут быть запрещены американским сенатом. Сенаторы, 90 голосов против девяти, уже запретили использование при допросах спецслужбами жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов наказания.

Опять главное в этой ситуации – определения. Но президент Буш опасается, что поправки Мак-Кейна не позволят сотрудникам ЦРУ проводить жесткие допросы. Президент угрожает наложить вето на законопроект, если поправки будут утверждены. Пока Белый дом и сенатор Мак-Кейн, бывший пилот, сам прошедший через пытки во время войны во Вьетнаме, пытаются прийти к компромиссу.

Сенатор Мак-Кейн неоднократно выступал против плохого обращения с заключенными. «Мы не должны пытать или негуманно относиться к задержанным террористам. Чрезмерное насилие следователей только наносит вред, а не помогает нашим военным действиям. Я знаю из личного опыта, что насилие ведет к ложным разведданным. Под пытками человек готов сказать все, что, по его мнению, от него хотят услышать – неважно, правда это или ложь, главное – избежать страдания», – пишет сенатор в своей статье в журнале «Newsweek».
Но президентская администрация считает, что руки агентов ЦРУ не должны быть слишком связаны. Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности, говорит о том, что в такой ситуации государство стоит перед дилеммой: действовать по закону или получить важную информацию, необходимую для обеспечения всей безопасности страны.

Однако одна из проблем с передачей пленников третьим странам заключается в том, что заключенных тайно отправляют в страны, которые могут использовать практику пыток при допросах.

В таком случае, многие американские юристы считают, что США нарушают международное законодательство, если заведомо знают о применении пыток в стране, куда отправляются подозреваемые, пишет Би-Би-Си.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам