Второй раунд

Второй этап партийного съезда «оранжевой» партии совпал со знаменательной датой. 3 декабря 2004 года Верховный Суд Украины принял политическое решение, отменив постановление об избрании Виктора Януковича президентом страны. Фактически это был перелом президентской кампании и старт для третьего тура выборов, в котором победил Виктор Ющенко. Однако на съезде «Народного Союза» об этом почти не вспоминали.

Все были настроены прагматично: делегатов с оранжевыми шарфиками на шее волновали не прошлые, а будущие расклады. Все понимали, что съезд партии власти должен был окончательно «распределить» списочные позиции между региональными лидерами, губернаторами, министрами, финансовыми донорами, членами семьи и публичными персонами. Однако в субботу «помаранчевый реестр» так и не был сформирован. Его окончательная версия появится недели через две, когда будут проведены консультации с партиями из блока Ющенко. Это, конечно, еще одна отсрочка, но тем мучительней будет процесс завершения списочной эпопеи.

Уже сейчас видно, насколько далеки от народа те, кто сидит в президиуме НСНУ, с одной стороны, и насколько расходится президентское понимание расстановки мест с точкой зрения партийных бонз. И это те две проблемы, которые нужно если не сгладить окончательно, то хотя бы попробовать привести к общему знаменателю.

…В общем, второй этап предвыборного съезда НСНУ стал только вехой в длинной череде электоральных согласований, но никак не окончательным решением. О трудностях согласований свидетельствует то, что начало съезда дважды переносилось: сначала на час, потом еще на два. В буфете ДК КПИ были выпиты вся водка и коньяк, сметены все шоколадки, и слопаны все бутерброды с сыром. Версий задержки было несколько, одни говорили, что снег помешал вовремя добраться делегатам из близлежащих областей, другие намекали на яростные торги за места в списке, третьи открыто заявляли о том, что Виктор Ющенко отключил все телефоны и отказался участвовать в том сценарии съезда, который был написан Юрием Ехануровым и Романом Безсмертным. Хотя президента ждали, это было видно и по усиленной охране самого здания, и по милицейским кордонам на улице. Но Виктор Андреевич перед делегатами так и не выступил, хотя в списках его имя стоит на первом месте.

Это красноречиво говорит о многом. О том, что Виктор Ющенко не принял окончательного решения по поводу лидерства в списках. О том, что его видение проходной части реестра НСНУ радикально отличается от точки зрения премьера. А ведь есть еще и организации на местах, чьи лидеры считают «платой» за удачную работу в регионах высокую списочную позицию. И союзники, которые тоже не намерены «пасти задніх». Как всех помирить? Президент пока взял тайм-аут («а идите вы все!»), но откладывать данный вопрос все время будет невозможно: все ближе и ближе конец. В смысле – время закрытия партийных списков. Парадоксальность ключевого этапа партийного списочного моделирования сводится к противоречию между целью (выборы в ВР, формирование большинства) и средством (первая пятерка, проходная часть списка).

Действительно, очень трудно объяснить 450 делегатам съезда, какую позицию занимает Ющенко, почему стратегические места закреплены за теми, кого еще вчера хотели «вычистить» из НСНУ, и что в нем делают «представители старого режима», вроде Федора Шпига или Алексея Кучеренко. Итак, по порядку.

Пятерка НСНУ. Чрезвычайно странный выбор. Никто не понял, по какому принципу была сформирована так называемая партийная витрина «Народного Союза», тем не менее, первые 5 позиций распределены следующим образом:

— Виктор Ющенко
— Юрий Ехануров
— Александр Омельченко
— Вячеслав Брюховецкий
— Лилия Григорович.

«Пятый элемент» вызвал особое негодование и списочников, и регионалов, и журналистов: никто не помнит за Григорович ничего такого, чтобы сделало ее примадонной списка НСНУ. Нет, правда, была та мутная история с вовремя не сработавшей зажигалкой в сессионном зале – когда Лилия Григорович пыталась совершить самосожжение в знак протеста против премьерского увольнения Ющенко. Говорят, Виктор Андреевич запомнил и оценил этот жест. А, кроме того, г-жа Григорович соответствует его представлению о том, какой должна быть настоящая украинская женщина. И сколько бы не уверяли штабисты, что она активно занимается в парламентском комитете проблемами детской беспризорности, в этом качестве Григорович никто не знает. Ректор Киево-Могилянской академии, правда, был встречен с пониманием: именно его студенты первыми «разнесли» огонь «помаранчевой революции». Но под сомнение зато было поставлено присутствие на третьей позиции столичного градоначальника, а человек, вписавший Сан Саныча в список, как было сказано выше, не пожелал объяснять причины своего выбора. Есть и еще один парадокс: одновременно существует «дополнение №2» – второй список, членов которого рекомендовано включить в число фаворитов. Там всего 13 фамилий, среди них – банкир Станислав Аржевитин, певцы Слава Вакарчук и Руслана, братья Кличко, оперный исполнитель Владимир Гришко, писательница Оксана Забужко.

Вполне вероятно, что первая пятерка будет состоять именно из этих «визуалов», выражаясь пиар-сленгом. По крайней мере, этот вариант чрезвычайно симпатичен Виктору Андреевичу, который, к слову, считает, что №1 в списке НСНУ должен стать ректор «Могилянки»…

Не стоит также забывать, что на места фаворитов еще будут претендовать и члены блока Ющенко – лидеры КУН, ПППУ, НРУ. Через две недели состоится уже «общий» съезд, на котором и будет составлен окончательный вариант списка блока Виктора Ющенко «Наша Украина». Что будет в эти две недели между участниками коалиции, можно только догадываться… «Оранжевая» революция к этому переговорному процессу, видимо, имеет такое же отношение, как банальный порез к ВИЧ-эпидемии.


Позиция президента.
Виктор Ющенко не приехал на съезд, с речью не выступил, своего видения предвыборной стратегии НСНУ не обозначил. И этим все сказано. Президент решает для себя сложную дилемму: повторить «подвиг» парламентских выборов-2002, вытянув на себе весь список, но при этом «угробив» личный рейтинг как главы государства, или предоставить своей команде полную электоральную свободу, вмешиваясь лишь в моменты коррекции списка. Никто точно не знает, как поведет себя Ющенко в самый ответственный момент. По одной из версий, он просто «подарит» НСНУ свое имя и этим ограничится. Кстати, уже сейчас активно раскручивается социологическое обоснование такой позиции: дескать, 99,9% граждан и так знают, что НСНУ и Виктор Андреевич – близнецы-братья, поэтому появление Ющенко на высшей списочной позиции ничего не изменит. По другой версии, и лидеры блок-партий, и штабисты НСНУ требуют от Ющенко встать во главе списка. Иначе возникнут серьезные проблемы с первенством «Народного Союза» в выборах-2006: абсолютной победы в парламенте они, конечно, не одержат, но лишенная харизматического лидера партия власти может не доказать даже своего права на этот статус.


Операция «очищение».
Прошла неудачно. В первой «тридцатке» – все те, кого партия пыталась «вычистить» во время первого раунда съезда НСНУ. Судя по расположению мест в проходной части, чрезвычайно сильными остаются позиции экс-секретаря СНБО Петра Порошенко (несколько его креатур оказались на первых ролях в реестре), ничего не утратил Александр Третьяков (№22), Николай Мартыненко (№8), Давид Жвания (№25). Напомним, что накануне съезда–2 и парламентская специальная комиссия, и суд сняли с обвиненных в коррупции все подозрения, так что формально они «чисты, как альпийский снег». А, кроме того, есть такая штука, как организационная и финансовая поддержка кампании-2006. Без денег выборов не выиграть, особенно если ваш конкурент – самый богатый человек Украины (Ринат Ахметов стал №7 в списке Партии регионов). По этой же причине в списке «оранжевых» оказались и банкир Федор Шпиг (заплативший за место суммой, полученной от продажи своего банка), и экс-губернатор Алексей Кучеренко, и банкир Олег Жеваго, и много других личностей из «группы поддержки Кучмы». Но пикантность ситуации даже не столько во включении этих товарищей в «оранжевую» команду, сколько в объяснении причин такого выбора. Например, Виктор Балога, новый министр и старый губернатор не стесняется заявлять, что «на фоне списков партий Юлии Тимошенко и Владимира Литвина НСНУ может брать «кого угодно». Это мне напоминает выражение одного моего знакомого из НСНУ, как-то утверждавшего, что выборы-2006 нужно провести только для того, чтобы показать нацдемам, вроде Юрия Костенко или Бориса Тарасюка, их полную политическую и электоральную несостоятельность. Проще говоря, выкрики в стиле «А вы посмотрите на Тимошенко – так у нее еще хуже» аргументами для партии нового типа, как позиционирует себя «Народный Союз», являться никак не могут. Тем не менее, других объяснений все равно никто не счел нужным представить. Или их просто не было?


Исполнители.
Еще один вопрос, который пытался решить съезд–2: как поступить с представителями исполнительной власти. Иными словами, включать ли в список министров и губернаторов. Вопрос, конечно, интересный, особенно если учесть, что несколько глав ОГА (Эдуард Зейналов, Владислав Атрошенко) и министров (Юрий Павленко, Вячеслав Кириленко) уже занимают проходные места. Поводов для критики такого шага было два. Первый: все разговоры о неиспользовании админресурса – демагогия. Второй: раз министры так настойчиво стремятся под депутатский зонтик, значит – не уверены в своем будущем и не связывают его с прочностью новой власти. При этом адекватного ответа не дал никто: с этой темы щекотливой на съезде–2 «съехали», как всегда, решив разобраться потом.


Региональный бунт.
Самая живая и интересная часть съезда началась под вечер, когда на сцену неожиданно вырвалась представительница Хмельницкой областной организации НСНУ и потребовала объяснить, почему в списке партии находятся люди, о которых на областных конференциях, выдвигавших кандидатов-списочников, никто не слышал? Аналогичный сеанс «разоблачений» провели и представители Днепропетровщины, подключились Сумы и Полтава. Все в один голос заявляли о непрозрачной процедуре составления списков. Главный аргумент: «Если авторитетных региональных представителей НСНУ не будет в проходной части списка, то чрезвычайно сложно будет убедить жителей областей голосовать за «оранжевых», а не за другую политическую силу». Надо признать, что резон в этих словах есть.

В ответ «поруганные» руководители местных ячеек поднимались на сцену и кричали о провокациях и о том, что они «тоже стояли на Майдане». Уже сама реакция свидетельствовала о том, что заявлявшие о кулуарности списков не так уж и не правы. Дошло до того, что обычно сдержанный Роман Безсмертный объявил: «Уважаемые руководители, я все время буду приглашать к выступлению ваших партийных коллег, и пусть они вас публично утюжат и размазывают по полу: до тех, пора вы не научитесь с людьми обращаться по-человечески». Однако в том, что на съезде–2 началось регионально-списочное противостояние, есть вина и самого президиума, и политсовета партии. Очередной публичной дискредитации партии можно было бы избежать (или хотя бы смягчить), если бы члены президиума НСНУ, вместо публичной «засветки» перед камерами, ездили на областные конференции и проводили обычные в таких случаях согласования и объяснения. Как-то ведь остальным партиям удалось «охватить» все 25 областей, а самая многочисленная – НСНУ – почему-то не смогла этого сделать, бросив ситуацию в регионах на произвол судьбы и рассчитывая, что «губернаторы поработают, и все пройдет гладко». В результате, «бунт» случился как раз в тех регионах, которые «оставили без присмотра». НСНУ стала в этом вопросе действовать как типичная партия власти: не учитывая интересы людей на местах, рассчитывая, что кулуарные подходы к составлению списка, как всегда, «прохавают».

Но, оказалось, что «глотнувшие воздуха Майдана» рядовые партийцы способны на большее, чем просто поднимать руки с оранжевыми карточками на съезде. По сути, это второй громкий скандал, разразившийся в НСНУ в предвыборный период, скандал, который можно было бы предотвратить, и который, в итоге, превратился в традиционное для «оранжевых» вынесение сора из избы. Но, с другой стороны, в такой открытости программы съезда есть и свой позитив: если первый шаг к настоящей, а не декоративной транспарентности не сделает НСНУ, этого не сделает никто. Как заметил Роман Безсмертный, «никто ведь не обещал, что строить демократию будет легко». Просто оказалось, что это куда сложней, чем предполагали люди, много лет подряд власть олицетворявшие и властью пользовавшиеся. Завтра они не смогут стать другими, но, тем не менее, попытка прозрачного составления списков, хоть и сопряженная со скандалами и взаимными обвинениями, стала показателем желания что-то изменить реально. И это единственный позитивный момент съезда–2. Кроме, конечно, неприезда Ющенко…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам