Перепись имущества

ФГИ официально завершил инвентаризацию госимущества и создал единый реестр государственной собственности. Примечательно, что сделать это доброе дело «прошлый созыв» приватизационного ведомства пытался еще несколько лет назад. Но только сейчас все сведения о казенном имуществе сконцентрированы в одной базе данных, что должно значительно снизить уровень коррупции при распоряжении материальными ценностями…

Идея выяснить, сколько у нас чего, посетила еще бывшего президента Леонида Кучму во время его премьерства. Тогда, в начале 90-х, Кабмин издал ряд нормативных документов, касающихся инвентаризации объектов народного хозяйства. Прошло время, но поручения остались на бумаге, а созданные под это дело рабочие комиссии так ничего и не сделали. Следующая попытка все пересчитать предпринималась в начале ваучерной приватизации. Но и она не была реализована. В результате ваучеры менялись на акции предприятий, но полной информации о «товаре на прилавке» не было. За исключением быстро устаревающей базы Минстата и данных Минэкономики. Но и они не могут ответить на вопрос, кто и где имеет акции, как ими распоряжается (залог, сдача в управление и т.д.), как используется имущество (например, сдается ли в аренду). В результате формально государственные НИИ превратились в самопальные офисные центры, населенные огромным количеством фирмочек. Заводские цеха использовались под склады и полукустарные мастерские. Автотранспорт списывался, разворовывался или использовался, как попало.

С началом массовой портфельной приватизации, когда государство часть акций продавало, а часть оставляло себе, возникла окончательная неразбериха. Если в отношении крупных предприятий еще соблюдался какой-то учет корпоративных прав, то с мелкими часто возникала ситуация, когда представители ФГИ с удивлением узнавали о проведенной давным-давно допэмисиии и уменьшении казенной доли в разы.

С тех пор объявление «месячника инвентаризации» стало традиционным мессиджем в заявлениях должностных лиц. Этим занимались почти все министерства, создавая свои внутриведомственные списки, которые входили в противоречие с данными Минстата и не совпадали друг с другом. В последние три года регулярно начинались масштабные общегосударственные переписи с участием всех органов власти. Но после нескольких заседаний работа сходила на нет. Осенью 2003 года Кабинет министров поручил Фонду государственного имущества создать реестр корпоративных прав государства. Постановление обязывало ФГИ вместе с министерствами и ведомствами сделать четкий перечень, где, сколько, каких корпоративных прав находится в каких отраслях и кто ими управляет.

ФГИ с энтузиазмом взялся за работу над формированием реестра: планировалось, что он будет создан в начале 2004 года. Более того, в государственном бюджете на 2004 год закладывалось финансирование работ по созданию реестра. Параллельно с этим постановление Кабмина предусматривало проведение полной инвентаризации государственной собственности. В результате было заявлено, что государство владеет корпоративными правами в 1400 предприятиях, из которых приблизительно в 300 предприятиях госпакет акций составляет более 50 %. И перечислено около 30 государственных холдинговых компаний.

Создавалось впечатление, что работа велась не столько для обобщения данных, сколько для создания дополнительных аргументов подписания указа президента о создании Государственного департамента по управлению корпоративными правами государственных предприятий при Фонде. Другими словами, ФГИ быстренько написал уже известные цифры, чтобы получить доступ к управлению корпоративными правами, вытеснив из этого сегмента профильные ведомства.

Правда, собственно инвентаризация постепенно продвигалась. Более того, в процессе работы родилась идея разработать открытый реестр всех предприятий-банкротов, где имеется государственная собственность, и сделать его доступным для всех инвесторов. В результате специалисты насчитали всего лишь 3300 государственных предприятий (что даже на первый взгляд кажется подозрительно малым числом). В 1529 хозяйственных обществах «обнаружили» государственные корпоративные права (акции, доли, паи) в уставных фондах. Плюс нашли отдельное имущество, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и насчитали его в количестве более 60 тысяч единиц.

Тем не менее, не удалось сделать главное: выяснить реальное состояние объектов государственной собственности. И расхождения учетных данных, содержащихся в Едином государственном реестре предприятий и организаций, сохранились.

Поэтому можно смело сказать, что единую информационную базу в электронном виде о состоянии госимущества создали только сейчас. Новый состав ФГИ сумел завершить работу, которую его предшественникам не удавалось сделать за несколько лет, в течение полугода: Кабинет министров поручил Фонду государственного имущества вести реестр объектов государственной собственности в феврале нынешнего года.

В реестре присутствует информация о 31 353 объектах государственной формы собственности, информация о 3 523 организациях пока отсутствует. Туда также внесено госимущество, сданное в аренду, и госимущество, которое находится на балансе приватизированных предприятий.

Следующим этапом, вероятно, должна стать инвентаризация прав на землю. Летом нынешнего года была создана Комиссия по проверке выполнения требований законодательства и реализации государственной политики в сфере регулирования земельных отношений. Несмотря на наличие целого ряда ведомств и внутриминистерских подразделений, занимающихся земельными вопросами, единой инвентаризации земли в Украине не существует. Думаю, было бы логично подключить к решению «инвентаризационной проблемы» ФГИ – как госорган, отвечающий за вопросы прав собственности и уже имеющий позитивный опыт создания систем имущественного учета.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам