Симптомы "Молодости"

В очередной раз вместе с осенью в Киеве наступила «Молодость». Умудренную 35-летним опытом, и, наверное, оттого не лишенную некоторой флегматичности, ее в этом году нельзя было назвать очень уж бурной. Не было на фестивале особо ярких гостей, не считая Джона Ирвина, Романа Поланского и французского актера Жерара Жуньйо (каждому из них вручили по «Скифскому оленю» за вклад в киноискусство), а так же уже ставших завсегдатаями Кшиштофа Занусси, который привез на закрытие свой довольно скучный фильм «Персона нон грата», и Ежи Гоффмана…

Последний на «Молодость» тоже приехал не с пустыми руками – привез фильм с интригующим названием «Украина», который на поверку оказался подробным учеником украинской истории, пускай и неплохо иллюстрированным. Звали еще Майкла Йорка и Марту Месарош, но они до Киева так, увы, и не доехали. Да и Дом кино как традиционный эпицентр всех событий заметно утратил свои позиции.

Вечерами, когда обычно на просмотры не пробиться, даже имея заветный пригласительный, в этом году не только не нужно было протискиваться через толпу желающих, но и даже после начала фильма легко можно было отыскать свободное место в зале. Связано это в первую очередь с тем, что фестиваль продолжил расширять свою географию – в этом году «Молодость» в свои залы приняло большинство крупных киевских кинотеатров.

Внеконкурсная программа, которая там демонстрировалась, была просто-таки мечтой любого киномана: здесь и новый фильм Франсуа Озона «Время для жизни», Ким Ки-Дука «Натянутая тетива», Лукаса Мудиссона «Дыра в моем сердце», и нашумевший «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, и вторая часть «американской» трилогии Ларса фон Триера «Мандерлей», и новое анимационное произведение «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки (того самого, что снял «Унесенные призраками»). Осталось место и для не менее ярких дебютов. Взять хотя бы фильм Алексея Федорченко из программы «Новое российское кино». «Первые на луне» полнометражный игровой дебют режиссера. В конкурс «Молодости» картина не попала, зато после фестиваля выходит в прокат. У тех, кто ее посмотрел, она надолго останется в памяти как нечто замечательно странное. Фильм этот не то, что лежит на грани между документальным и игровым кино, он самым дерзким образом пародирует (и при чем очень остроумно) советскую документалистику и киножурналы, достигая такой правдоподобности и точности подражания, что зритель остается в недоумении до самых титров.

В общем, если заядлому синефилу хотелось отсмотреть все, раскошелиться на билеты ему пришлось порядочно. А пока наш любитель кино метался между кинотеатрами, «столица» «Молодости» Дом кино как-то невзначай оказалась на периферии – здесь особо яркими ретроспективами (как, например, в прошлом году показами фильмов Отара Иосселиани) зрителей не радовали. Поэтому и особого рвения попасть сюда вечером не наблюдалось. В конце концов, при отсутствии денег на билеты в кинотеатры, можно было отправиться в киноклуб Киево-Могилянской академии, где опять же в рамках «Молодости» показывали весьма интересную ретроспективу «По ту строну соцреализма» – фильмы Вертова, Протазанова, Довженко, Эйзенштейна…

Впрочем, временная «столица» «Молодости» (из которой молодой дух быстро выветрится после окончания фестиваля) все же не утратила главную свою достопримечательность – конкурсную программу, которая качественно отличалась от прошлогодней. В этом году здесь было на что посмотреть. Особенно в студенческой и короткометражной программе. Наконец-то студенты и дебютанты пусть потихоньку, но начинают избавляться от собственных депрессий и фобий, а место пессимистичных откровений (часто непрошеных) занимают истории изобретательные, порой совсем несерьезные, которые, тем не менее, отзываются в сердце приятной теплотой.

Безусловно, обычные симптомы первого фильма никуда не делись – фильмы-диагнозы продолжали встречаться в программе, так же как и желание разбросать по фильму множество всяких знаков-иероглифов, не вкладывая при этом в них никакого особого смысла, но в целом короткометражная программа принесла массу положительных эмоций. Настроение фильмов менялось от вдумчивых рассуждений, замешанных на тонком психологизме до заразительного смеха, который сносит на своем пути все границы логики. И если Николай Хомерики в своем фильме «Вдвоем» с болью рассуждает о смерти матери, а Миша Левински пытается скрасить одиночество 93-летнего старика в доме престарелых в фильме «Мистер Гольдстейн», то Соня Филипс в «Продавце трусиков» доказывает что женское белье может иметь исцеляющее воздействие (при особом участии любвеобильного продавца), а Вики Шугарз в фильме «Усы» убеждает, что растительность на женском лице может вернуть в посеревшую семейную жизнь былую страсть.

В неописуемый восторг привела зрителей «Домашняя игра» Мартина Лунда – режиссер посадил зрителей на место болельщиков, которые вместе со спортивными комментаторами в постоянном напряжении следят за тем, удастся ли герою фильма не проспать и не опоздать на работу. Впрочем, встречались среди этих ярких впечатлений и разочарования. К таким разочарованиям принадлежала и украинская программа. Отечественные ленты были заявлены только в студенческой программе, поскольку ни полнометражных, ни хотя бы короткометражных дебютов в этом году в Украине не состоялось. Сказать, что украинские работы проигрывали на фоне других студенческих фильмов – ничего не сказать. На экране царило мрачное, серое беспросветное страдание, с искаженными усталостью и тяжелыми отпечатками повседневности лицами, а от постоянных приветов поэтическому реализму остался один только голый реализм без признаков поэзии. Единственным светлым пятном стал мультфильм Евгения Алехина и Людмилы Мищенко «Медвежья услуга», который стал настоящей разрядкой после сеанса украинской депрессии. Странно это или нет, но от году к году ситуация с кино в Украине так и не меняется, поминки по украинскому кинематографу длятся уже который год, и сколько не говорят о том, что не плохо было бы его однажды воскресить, это «однажды» так и не наступает, и фильмов в том же конкурсе «Молодости» год от года становится меньше и меньше…

В полнометражном конкурсе фестиваля пессимизм таки взял верх над оптимизмом. Здесь царила сплошная тоска и собрание всех возможных фобий – от боязни открытого пространства до боязни холода. Попытки нырнуть в «глубокий психологизм» заканчивались острыми приступами зевоты у зрителя и нежеланием терпеть муки героев до конца. Более ли менее отчетливо в памяти осталась разве что российская картина «Полумгла» Артема Антонова, еще один взгляд на отношения между людьми в условиях войны, взгляд внимательный, даже пристальный. Картина получилась сильная, только вот почему-то из двух российских фильмов представленных в конкурсе фестиваля, в обоих герои были одеты в военную форму, а в центре внимания оказались жестокость и агрессия в противовес человечности.

Расслабиться и выпустить весь накопившийся за несколько дней просмотра нереализованный смех дала возможность картина «Айсберг» сразу трех режиссеров – Фионы Гордон, Доминика Абеля и Бруно Роми. На фоне остальных фильмов программы «Айсберг» выделялся ярким пятном, может потому и произвел на зрителей такой эффект. Хотя, по большому счету, фильм ничем выдающимся не отличается – построенный на вполне стандартных гэгах (большой привет Чарли Чаплину), начиненный доброй порцией абсурда, большинство он заставил смеяться, меньшинство — пожимать плечами.

Кроме показов на «Молодости» уже традиционно проходил Кампус, который в этом году переименовали в Киевскую мастерскую талантов и вместе с тем отменили съемки фильмов участниками мастерской, объясняя это тем, что чем давать деньги на съемки зарубежным режиссерам, лучше в течение года дать возможность снять украинской молодежи. Что ж, хочется надеяться, что это не голословные обещания. В рамках мастерской прошло больше десятка различных мастер-классов, где со студентами и молодыми кинематографистами длились опытом Вадим Перельман, Алексей Герман-младший, Ален Флешер, Сергей маслобойщиков, Геннадий Островский и другие.

Не обошлось на «Молодости» и без нововведений — впервые в рамках фестиваля состоялся кинорынок, где проходили как презентации новых зарубежных и даже украинских фильмов («Хеппи пипл» Александра Шапиро и документальный фильм Леся Санина «День седьмой» про события оранжевой революции), а также презентации нового съемочного оборудования и технологий постпродакшн. Здесь же показали великолепный российский фильм «Итальянец» – лауреат Каннского фестиваля и номинант на Оскар – история о мальчике, который пытается найти свою мать, отмеченный удивительной актерской игрой главного героя. Основной же задачей кинорынка является покупка и продажа фильмов, чтобы они украшали не только фестивальные показы, но и прокатные. И даже, несмотря на то, что стендов потенциальных продавцов-покупателей можно было насчитать не так уж много, кинорынок в Украине имеет все шансы на развитие. Правда, больше это касается приобретения зарубежного продукта. Вполне возможно, что и отечественный продукт мог бы пользоваться спросом. Было бы предложение.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам