МИД: медиа-пробуждение у гробов

Вот чем хорош современный МИД Украины под руководством главного «рухофрена» страны Бориса Ивановича Тарасюка, так это удобностью для сравнений. Например, с жирафом, который смеется или плачет позже всех. Сами понимаете: шея длинная, мозг далеко, доходит поздно, а посему и реакция страны на всевозможные вызовы наступает с опозданием. Или еще можно сравнить с незадачливым богатырем, который поехал сражаться со Змеем Горынычем…
Так вот подъезжает этот славный молодец во всеоружии к какой-то непонятной, огромной, вровень с конем и всадником, и заросшей неизвестно чем пещере и давай орать: «Эй, чудище выходи на смертный бой – подвиги буду совершать!» И так несколько раз, аж охрип маленько. А тут с небес ленивый голос доносится: «Чего тебе надобно, человек?» «Подвиг хочу совершить», – отвечает смельчак. Вдруг с небес опускается одна из голов Змея и лениво так произносит: «Ну, так совершай. И нечего в задницу орать…»

Последняя ситуация свидетельствует, что в нашем МИДе добры молодцы на подвиги ездят не на лошадях, а на жирафах. Потому что тормозят сильно.

Я имею в виду, конечно же, требование МИД Украины к властям США дополнительного расследования гибели украинского оператора «Reuters» Тараса Процюка, который погиб от снаряда из американского танка 8 апреля 2003 года в Багдаде. Тогда, как вы помните, США демократизировали режим Саддама Хуссейна, а оператор снимал этот увлекательный процесс. Мерзко получилось. Оператор делал свою работу, а танкисту показалось, что в него целятся несогласные с демократизацией иракцы, и он шуганул из башенного оружия по гостинице «Палестина», где работали все журналисты. О того рокового и глупого выстрела погибли наш Тарас и испанский оператор Хосе Коусо. США, разумеется, назвали инцидент «несчастным случаем», своих танкистов признали «действующими в соответствии с правилами ведения войны» и от выплаты компенсаций семьям погибших отказались. С тех пор на поле «демократизации» погибли более двух тысяч американских солдат и десятки тысяч «демократизируемых» иракцев, США повысили выплаты семьям своих погибших до 100 тысяч долларов (надо же как-то успокаивать общественное мнение в своей стране и гасить антивоенные выступления), но об убитых ими журналистах предпочитали помалкивать. Семья Тараса – его жена, малолетний сын, пожилые родители – лишились единственного кормильца…

И вот 1 ноября сего года Борис Иванович резко озаботился справедливостью и решил настоять на дополнительном расследовании обстоятельств гибели украинского гражданина – журналиста Тараса Процюка. По словам Тарасюка, украинская сторона проинформировала американскую сторону о том, что мы (то есть Украина) не только заинтересованы в получении полной информации относительно результатов расследования и относительно материалов дела, но и готовы присоединиться к дополнительному расследованию обстоятельств гибели оператора.

И все вроде бы хорошо, но не понятно, зачем. Или, если хотите, почему. Оба вопроса равнозначны, потому что ответа может быть только три: все-таки добиться компенсации за смерть человека, наказать его убийц или же выгадать какие-нибудь политические дивиденды. Тарасюк сразу отверг первую – самую, на мой взгляд, важную и оправданную – возможную причину «растормозки» своего ведомства. По словам министра, «семья Процюка получила компенсацию в рамках страхования, и она была осуществлена варшавским отделением агентства «Reuters». Значит, вопрос материального возмещения как страховки для семьи погибшего уже осуществлен».

Вторая причина так же маловероятна. Даже Тарасюк должен понимать, что США, ведущие войну с огромным количеством жертв, своих и чужих, никогда не решатся наказать воюющих солдат. Кто же тогда воевать будет, если за «случайную» смерть «какого-то журналиста» придется сесть на скамью подсудимых?!

Остается одно – политика. Международная и, конечно же, внутренняя, очень сильно «взбодренная» приближающимися парламентскими выборами. У нас, как вы, наверное, уже заметили, всегда так: как только выборы на носу, так у политиков обостряется тяга к справедливости. И начинается, как пел Владимир Высоцкий, «с Баб-Ягами никчемушная борьба»: резко газифицируют села, асфальтируют даже посевные площади, обещают повысить все, что только можно повысить, раздают бесплатное бухло за голоса, грозятся избавить страну от всевозможных зависимостей – от политических до энергетических и т. д., и т. п. И, к сожалению, просыпается почти каннибальская тяга к пляскам вокруг гробов. «Дело Гонгадзе», «дело Процюка» – ярчайшее тому подтверждение. Два погибших журналиста стали разменной монетой в политических игрищах украинских слуг народа, сосредоточенных в двух лагерях – власти и оппозиции. И то, что бывшая оппозиция и бывшая власть поменялись местами и приставкой «бывшая», увы, картину не изменило.

Хочу напомнить лишь некоторые этапы большого пути в «борьбе за справедливость». Бывшая оппозиция (ныне власть) очень хотела скорейшего раскрытия «дела Гонгадзе» и на пути на Банковую очень старательно обходила «дело Процюка». Еще бы – США тогда всячески поддерживали «оранжевых», и последним ссориться с таким покровителем было совсем не резон. Зато бывшая власть (сегодня якобы оппозиция) закрывала глаза на «дело Гонгадзе», но не забывала о «деле Процюка». Грозно и не очень, намекала Вашингтону на то, что нехорошо убивать журналистов, особенно ради демократии. Какая-то Ассоциация свободных СМИ, объединяющая, как тогда говорили, «провластных журналистов», даже выступила с гневным обращением в адрес США. А так называемые «свободные», извините, «независимые СМИ», преимущественно сидящие на американских грантах «на свободу слова», ясное дело, хотели лишь наказания убийц Гонгадзе. Тоже, знаете ли, не хотели пресекать долларовый источник…

С начала этого года картина резко вроде бы поменялась. Победивший президент Виктор Ющенко громогласно заявил, что «дело Гонгадзе» раскрыто – осталось только усадить виновных на скамью подсудимых. И обратил свой взор на «дело Процюка». 29 марта 2005 года семья Тараса обратилась к президенту с просьбой поднять во время визита в Вашингтон тему гибели их сына. Родители Процюка подчеркнули, что Украина платит компенсации семьям погибших пассажиров российского самолета, который был сбит украинской ракетой, и поэтому решили, что «имеют право добиваться от американцев компенсации за убийство сына». «Это не была случайность, не стечение обстоятельств, не несчастный случай, а прицельное, умышленное убийство журналиста», – написали тогда родители и попросили Ющенко помочь им получить от США компенсацию за убийство сына.

Ющенко среагировал. Во время визита в США 1 апреля сего года он рассказал американским журналистам, что поручил МИД Украины обсудить тему компенсации семье погибшего в Ираке журналиста Тараса Процюка на уровне дипломатических ведомств, а благотворительный фонд «Украина 3000», которым руководит его жена Катерина Чумаченко, несколько месяцев назад предложил поддержку семье Тараса Процюка, погибшего в 2003 году в Ираке по вине американцев. При этом Ющенко заявил, что «эту проблему нужно решать честно».

США скромно умолчали, потому что официально отреагировали на инцидент еще в апреле 2004 года. Тогда заместитель помощника государственного секретаря Соединенных Штатов по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер сообщил о решении Вашингтона не предоставлять компенсацию семье телеоператора агентства «Reuters» украинца Тараса Процюка. «Что касается компенсаций, мы очень соболезнует семье, однако мы решили не предоставлять компенсацию», – сказал он. И продолжил: «По моему мнению, важно понимать все обстоятельства. Журналисты, которые в то время были в Багдаде, сознательно решили поехать в район боевых действий, в страну, которая была в состоянии войны, а это включает определенный риск». Сказано это было, хочу заметить, при старой власти в Украине, новой же США уже ничего не объясняли, что тоже само по себе симптоматично…

И вот 20 октября сего года официальному Киеву помогла Испания. Точнее, мадридский судья Сантьяго Педрас, который подписал ордер о международном розыске трех американских военных, членов экипажа танка, который расстрелял в апреле 2003 года отель «Палестина» в Багдаде и убил украинца Процюка и испанца Коусо. Был подписан и ордер на арест сержанта Шона Гибона, капитана Филиппа Волфорда и подполковника Филиппа де Кемпа, которые состоят на службе в третьей стрелковой дивизии американской армии. Судья Педрас применил такую меру из-за того, что, по его мнению, Соединенные Штаты отказывались сотрудничать надлежащим образом в этом вопросе. То есть ограничились отписками.

И, как мы помним, резко возбудился Тарасюк – его тоже потянуло на подвиги во имя справедливости. А че, действительно, и не повоевать, когда это ничем не угрожает, но может выполнить несколько дополнительных функций. Ясное дело, Борис Иванович отлично понимает, что в вопросе с США он стоит практически перед упомянутой выше «пещерой со Змеем»: Вашингтон, повторяю, никогда не отойдет от ранее заявленной линии поведения в деле убитых журналистов. Зато Тарасюку а) можно продемонстрировать собственную смелость в отстаивании украинских интересов – ба какой смельчак, против «самих» Штатов хвост поднял; б) «делом Процюка» опять отвлечь внимание от «дела Гонгадзе» – не получается пока никого посадить за убийство Георгия; в) подтвердить «полный плюрализм в одной голове и ведомстве», вызванный одинаковым отношением ко всем «стратегическим партнерам».

О последнем – несколько подробнее. Параллельно с претензиями к США Тарасюк набросился и на российскую газету «Комсомольская правда», обвинив ее в «безответственной провокации». «КП», как известно, опубликовала материал о том, что Украина хоронит химическое оружие и отработанное ядерной топливо в Луганской области на границе с Россией. Дело, как вы понимаете, нешуточное, и 28 октября этого года в Луганскую облгосадминистрацию поступил официальный документ из Министерства иностранный дел РФ, датированный 24 октября, с требованием «незамедлительно прекратить захоронения отработанного ядерного топлива и высокотоксичных химических отходов вблизи границы с РФ, вывезти уже захороненные отходы и о принятых мерах проинформировать». В тот же день была создана комиссия для выяснения ситуации, которую возглавил заместитель губернатора Владимир Давыдов. В эту комиссию вошли, в частности, начальник УМВД в Луганской области Александр Бобылев и главный санитарный врач области Анатолий Докашенко. Комиссия изучила ситуацию и пришла к выводу, что факты, изложенные в письме МИДа России, не соответствуют действительности.

Более того, Тарасюк пообещал, что его ведомство обязательно разберется в этом деле: соберет все официальные данные и выступит со специальным заявлением. Вот так! Интересно будет почитать. И, может быть, узнать, кто же так яростно и настойчиво превращает страну в свалку всевозможных отходов, о чем уже много лет подряд говорят все соседи Украины и отечественные экологические организации…

…А пока же, похоже, придется довольствоваться малым. И, возможно, пожинать плоды смелости Тарасюка. Он поехал «на подвиги» против Америки и «затормозил» с Россией крайне не вовремя. Во-первых, премьер-министр Украины Юрий Ехануров в это же время пребывает в Вашингтоне и уламывает тамошние власти на подписание двухстороннего протокола с США о вступлении Украины в ВТО. Деликатная, надо сказать, тема, требует взвешенности и взаимопонимания. А тут Тарасюк разоткровенничался – можно и пролететь: США не любят, когда слабые указывают им на их же грехи. Как там говорил Отто Бисмарк, договора обязательны к выполнению для более слабой стороны…

Ну и, конечно же, после такой смелости министра иностранных дел США хорошенько подумают, надо ли им помогать министру дел внутренних – Юрию Луценко, который настаивает на выдаче экс-губернатора Черкащины Владимира Щербаня, задержанного в Америке за нарушение визового режима.
w

Во-вторых, Украине крайне важно договориться с Россией. Например, о цене на газ на будущий год. Тоже есть проблемы, о чем и свидетельствует отказ президента России Владимира Путина посетить Киев «с дружественным визитом». На берега Днепра приедет российский премьер Михаил Фрадков, о самостоятельности которого в Кремле ходят легенды. Он, разумеется, все решит положительно. Особенно если его напугать, попробовать перевести стрелки на Россию и обвинить ее перед визитом в том, что ранее Украина неоднократно обращалась к российской стороне с просьбой предоставить информацию о возможном размещении складов с химическим оружием на территории Украины, оставшихся после Советской Армии, и ни разу украинская сторона не получила подтверждение существования подобных складов. Но Тарасюк у нас человек смелый – он все поделал…

…Что ж, подождем дальнейшего развития событий. Может, все и уладится. Но очень трудно отделаться от двух мыслей. Первая: в украинском руководстве по-прежнему правая рука не знает (или не хочет знать), что делает левая. Вторая: во всем могут опять оказаться «крайними» журналисты. Одни за то, что лезут под пули и снаряды и гибнут, доставляя властям столько неудобств. Другие – за то, что пишут правду, ибо не хотят, чтобы в стране зажималась демократия, а чьи-либо дети жили и умирали по соседству с тайными радиационными могильниками. «Шакалам пера» и «гиенам микрофонов», правда, к этому не привыкать – редко что меняется в подлунном мире. Особенно стрелочники…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам