Пираты против Украины

Украинские моряки вновь стали жертвами пиратов. 18 октября в двух милях от берега Сомали в руки преступников попал теплоход «Панагия» под либерийским флагом с украинской командой в составе 22 моряков. Они перевозили уголь из Южной Африки в Турцию. Судьбой моряков занимались все – от страховой компании и владельца судна до нашего управления разведки, МИДа и американских властей. Тем не менее, пока моряки находятся в неволе, ожидая пока за них заплатят выкуп…

Побережье Сомали, особенно его северная часть, где расположено непризнанное государственное образование Пунтленд, печально известно захватом судов, имевших неосторожность близко подойти к берегу. Но опасности таят для мореходов и другие участки. Так, в прошлом году в южном порту Кисмайо в плен к вооруженной сомалийской банде угодили четыре российских рыбака. Их траулер «Горизонт-2» простоял под дулами автоматов три месяца и был отпущен только после уплаты владельцем десятков тысяч долларов.

По несчастливому совпадению, судно под названием «Панагия» уже было в плену у сомалийских пиратов летом позапрошлого года. Правда, в тот раз жертвой оказался греческий грузовой корабль «Панагия Тину»: он находился в плену у пиратов 15 дней и был освобожден за $400 тыс. выкупа. Раскошелиться пришлось страховой компании и собственникам судна. Помимо «Панагии», жертвой сомалийских пиратов в последние недели стало эмиратское торговое судно «Амир», за которое также был потребован выкуп, правда, в размере $100 тыс. Схема захвата всех судов, в том числе и украинского, стандартна. Вооруженные автоматами сомалийцы на быстроходных катерах окружают судно, заставляют его причалить к берегу, выводят экипаж на землю и садят моряков в яму.

Далее идет отлаженный механизм вымогательства денег у владельцев судна. Скажем, за июньскую «Панагию» заплатили в Дубае. Сделка была заключена при посредничестве сомалийских дипломатов, гарантии освобождения моряков после получения денег давали посредники из Кении.

В украинской ситуации все не так гладко. Во-первых, пираты требуют от судовладельца почти астрономическую по здешним меркам сумму – $700 тыс. Переговоры между посредниками со стороны пиратов, владельцем судна и страховой компанией идут в Лондоне. Участие украинских властей в переговорном процессе то подтверждается, то опровергается. Вроде бы в переговорном процессе вялое участвуют работники посольства Украины в Кении, Малайзии и Эфиопии. По слухам, нам досталась самая неуправляемая из пиратских группировок, с которой никто не хочет иметь дела. Власти Сомали уже заявили, что они не имеют никакого влияния на захватчиков. Достоверной информации о том, что они делают с нашими людьми, тоже нет. Капитан корабля Владимир Шабанов сказал по телефону директору крюинговой компании «Сегал» Владимиру Юркову, что пираты ведут себя корректно и моряков не унижают. Но, учитывая, что говорить это он, скорее всего, мог под дулом автомата, умиляться корректности африканских пиратов не стоит.

Больше всего в данной ситуации изумляет поведение украинского МИДа вообще и министра Бориса Тарасюка в частности. 24 октября он заявил, что захваченных африканскими пиратами вблизи побережья Сомали украинских моряков могут освободить уже утром. Добавив, что «в случае, если переговоры будут затягиваться, Украина обратится за помощью в освобождении украинских граждан». Но это не все. На вопрос о готовности уплатить 700 тыс. долларов пиратам за освобождение экипажа судна Тарасюк сказал, что МИД не имеет к этому отношения, это вопрос владельца судна и страховой компании. По его словам, экипаж судна не претерпел никакого физического вреда, и сетований со стороны экипажа нет.

Что ж, Борису Ивановичу крупно повезло. Если бы это он сидел в яме у пиратов, без нормальной воды и пищи, без сменной одежды и гарантий остаться живым, он бы так не говорил. Не говорил бы он и том, что мы можем обратиться за помощью в силовом освобождении наших заложников. Хотя бы потому, что после его слов кое-кому из структур внешней разведки стало намного сложнее работать.

Да, урегулирование ситуации с захватом судна осложняется тем, что на территории Сомали в настоящее время ведется вооруженная борьба между разными группировками за контроль над столицей и южными регионами страны. И действующих иностранных дипломатических или консульских учреждений в Сомали в данное время нет. Есть проблема и в практическом осуществлении обмена денег на людей. Точнее – в достоверности гарантий, предоставляемых при получении выкупа. Наконец, сложность заключается в том, что в Сомали происходит междоусобная вооруженная борьба и трудно понять, кто может повлиять на пиратов. Тем не менее, не стоит забывать, что жизнь украинских граждан во многом зависит от того, насколько реальной, а не показушно формальной является работа по их спасению со стороны официальных органов.

О том, что пираты вовсе не паиньки, говорят факты. Точное количество украинских моряков, погибших от рук морских разбойников, как ни странно, никогда не обнародовалось. Два года назад бразильские пираты застрелили старшего помощника капитана украинского танкера “Механик Карасев” Олега Велева. Еще несколько человек умерли в плену или пропали без вести. Все они до последнего момента надеялись, что родина их не забудет…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам