Каждый должен найти здесь то, что затронет только его личные душевные струны. «Христианскую веру не нужно доказывать — ее нужно показывать», — напомнил изречение святых отцов Блаженнейший митрополит Владимир, открывавший кинофорум, который проводится по его благословению с 2002 года. Кстати, когда инициаторы форума «Покров», почетным президентом которого является народный депутат Андрей Деркач, только начинали работу над созданием такого кинолитературного фестиваля, многие скептически отнеслись к этой затее — не верили в рейтинговость православного кино.
А три года спустя «Покров» стал ожидаемым и интересным событием культурной жизни Украины: смотреть православное кино приходят депутаты, министры, школьники и прихожане Свято-Троицкого Ионинского монастыря… Потому что оно, по словам Андрея Деркача, «заставляет думать, чувствовать, сопереживать.
На фестивале можно прочувствовать красоту и глубину жизни не только через человеческие трагедии, но и через духовные подвиги подвижников, врачей, писателей, которые помогают «выздоравливать» нашему обществу».
А директор фестиваля «Покров» Александр Акулов обратил внимание собравшихся на особую роль масс-медиа в современном мире. По его мнению, СМИ должны принадлежать тем, кто использует их на благо: поддерживает общечеловеческие ценности, поднимает уровень морали, укрепляет семейный институт, способствует стабилизации общества, раздираемого политическими и моральными противоречиями. «Одна из задач форума — преодоление раскола в православии Украины, в ее обществе».
Сейчас роль Церкви, роль православных «рупоров» особенно важна — они помогают Украине, являющейся многоконфессиональной державой, жить в мире и согласии. Пожалуй, сегодня только Церковь может стать главным примирителем и объединителем востока и запада. Тем большая ответственность лежит на тех, кто несет слово Божие через кинофильмы, литературу своим зрителям и читателям. Хотя христианские издания, киноцентры, электронные СМИ сегодня тоже проходят особое испытание: с одной стороны, им необходимо удерживаться от политизации, с другой — стать современнее, ближе и понятнее как можно большему числу людей. Иногда случаются на этом пути и сбои. Например, многим пришедшим на открытие «Покрова» слишком уж светской показалась культурная программа, где выступала эстрадная звезда Катя Бужинская. И хотя исполнила она песню-благодарность Господу «Для тебя», многие сочли это слишком попсовым. Но, с другой стороны, может, выступление певицы в столь необычном амплуа станет для кого-то из ее поклонников первым толчком, первым шагом на пути к вере. Ведь для многих тинейджеров авторитетом пока является не Церковь, а певцы, артисты или спортсмены. Так что же плохого в том, если именно они будут способствовать приобщению юных душ к духовным ценностям?
Здесь важно понять: дни духовного кино — это не конкуренция, не борьба за внимание людей (на чьи фильмы больше придет народу, тот и лучше), а диалог между религиозным и светским, попытка сократить разрыв между обществом и Церковью. И все больше политиков, государственных деятелей начинают понимать: кино — это моральное и духовное оружие государства, которое ни в коем случае не должно попасть в чужие руки. Поэтому у фестиваля есть и еще одна значимая миссия — вырвать как можно больше людей из «объятий» сект, заполонивших Украину в последнее десятилетие. Недаром же горячими аплодисментами и одобрением были встречены слова лидера партии «Союз» Алексея Костусева: «Сегодня по телевизору чаще видишь иностранных проповедников, а где же наши пастыри?». Он выразил особую благодарность Блаженнейшему Владимиру, способствующему пропаганде православной культуры и кино. Пресса — важный инструмент в общем деле Благовестия. Поэтому сегодня христианская церковь ищет и находит пути ее активного использования. Но требуется особое мужество, чтобы противостоять размыванию моральности, не капитулировать перед массовой киноконъюнктурой.
Надо сразу отметить, что с этой задачей «Покрову» удается справляться все лучше и лучше. Если сравнивать показы прошлых лет и нынешнюю программу кинофорума, то, безусловно, она стала многограннее: это не узкорелигиозные фильмы, а современное кино, несущее послания, вдохновляющие нас в жизни. Как, например, фильм питерского режиссера Николая Макарова «Мы — глухие», который рассказывает о людях, лишенных слуха, рассказывает так, что понимаешь — духовная глухота куда страшнее физиологической потери слуха. «Я думаю, Бог направил меня в другой мир — тишину, чтобы я мог услышать и увидеть главное, не отвлекаясь на лишние звуки», — говорит один из героев картины.
Это кино на самом деле не об одном человеке, это история о нас о всех — оно показывает, как в жизнь каждого может входить энергия, которую многие называют «Бог», наполнять существование нас самих и тех, кто вокруг нас, особым смыслом. Но самая сильная, на мой взгляд, сторона фестиваля — фильмы о тех, кто сохраняет православную веру даже в изгнании: в Японии («Свет невечерний восходящего солнца»), в Англии («Апостол Любви»), Сирии. Такое кино заставляет задуматься: почему в Украине Православная церковь разъединена, не может найти общий язык, в то время как далеко за пределами родины люди стремятся сохранить традиции нашей веры и создают православные общины, строят церковь среди иноверцев? Неужели чтобы понять ценность единства, нужно стать изгнанником? Над этими вопросами и заставляет размышлять православное кино, которое, в конце концов, требует от зрителя не только вдумчивого просмотра, но и активного участия. «Это означает, что вы не просто посидите в зале, а станете соучастником благого действия, возьмете это послание и будете его распространять в мире», — говорит режиссер Вера Токарева. Пожалуй, она выразила общее желание всех, кто представлял на фестивале «Покров» свои творческие работы, потому что задача кино, которое они делают, — изменить представление людей о них самих в лучшую сторону. И им это удалось, судя по призу зрительских симпатий, который заслужил фильм российского режиссера Веры Токаревой (студия «ЛСДФ», впервые в истории фестиваля представившая анимационный фильм). Гран-при фестиваля получила автор и режиссер Марина Добровольская за фильм «Мироносицы», лучшим документальным фильмом признана лента «Ной» Жанны Романовой. В общем, на этот раз все «пальмовые ветви» «Покрова» собрали представительницы слабого пола, что символично, поскольку Царица Небесная является покровительницей и заступницей женщин.
Фото
Александра Зубко