Ключевое слово "премьер"

В политике мало стабильных вещей. Потому что политика – это, в принципе, всегда борьба за власть, а в этом деле все средства хороши, что и предполагает самую широкую вариативность поведения. Однако, может быть, именно поэтому на роль константы в политических телодвижениях может претендовать разве что коварство. В среде рвущихся к власти этот славный метод достижения намеченного называется по-разному («политический расчет», «уступки решающим обстоятельствам», «необходимость комбинировать», «выбор по ситуации» и т. д. и т. п.), но сути дела это не меняет. На современном витке политической жизни в Украине таким словом неожиданно стало слово «премьер»…
Впрочем, неожиданностью это может считаться для тех, кто верил, что «оранжевая» власть будет заниматься тем, что обещала на Майдане. Остальные же, кто знал о сути договоренностей 8 декабря 2004 года, понимали: победители президентской кампании прошлого года озаботятся совсем другим. А именно – укреплением своей власти, к которому нужно готовиться и которым надо заниматься, не дожидаясь вступления в силу предусмотренной упомянутыми договоренностями конституционной реформы. Потому что, благодаря этой самой реформе, существенно, я бы даже сказал, кардинально изменилось название главного приза. И его наполнение. Полномочиями…

Если до парламентских выборов-2006 главным и основным политическим игроком остается президент, то после того, как электоральное горнило пройдут 450 «представителей народа», заботливо отобранных народной же любовью из партийных списков, именно премьер-министр страны станет основным хранителем и распорядителем всего, что еще осталось приватизированным-реприватизированным по принципу «туда-сюда». Парламентское большинство в ВР в виде скрепленной договором коалиции неких политических сил «благословит» этого человека на служение все тому же народу. Спикер парламента будет следить за тем, чтобы пропремьерская коалиция не шалила, потому что он сам – в каком-то смысле человек премьера, если хотите, его хранитель. Ну а президент получит королевские полномочия. Однако без права рубить головы по своему усмотрению, а всего лишь функции «арбитра нации», который руководит, но не правит. Как, например, его венценосная «коллега» в Лондоне или избранный в бундестаге президент Германии. Красиво, местами даже пышно живется таким людям, но вот о том, что правительство и премьер «выполняют программу, с которой президент победил на выборах» или которую начертала на салфетке королева, они могут говорить разве что своим знакомым по даче (дворцу). Особенно в том случае, если парламентское большинство будет именно пропремьерским, а не пропрезидентским. Королевы в Украине, слава Богу, нет…

С таким вот перспективным раскладом в виде мины замедленного действия и стала властвовать «оранжевая» команда. И Майдан – Майданом, а каждый из «команданте» понимал, что упустить бразды правления хоть на минуту равнозначно тому, что ты оставляешь перед голодающим три месяца украинцем кусочек сала, сам бежишь за чесночком в надежде со смаком оттрапезничать вдвоем, но после возвращения с заветными зубочками находишь человека с выражением чувства глубокого гастрономического удовлетворения на лице, но без сала. Все – тушите свет: это тот вариант, когда тебе свинью не подложили, а увели ее часть из-под носа. В буквальном смысле этих слов…

Сало в Украине любят все даже в руководстве, поэтому именно недоверие стало определяющим чувством в отношениях между главными действующими лицами украинской политической сцены. Президент Виктор Ющенко не верил, что премьер-министр Юлия Тимошенко будет до конца выполнять его программу. А не реализовать собственные политические амбиции. И наоборот – Тимошенко не верила, что Ющенко и после выборов оставит ее в премьерском кресле. А посему за «салом» был установлен двойной, а то и тройной контроль в виде так называемого баланса сдержек и противовесов, которым баловался еще предыдущий глава государства. За премьером Тимошенко надзирал секретарь Совбеза Петр Порошенко. Леди Ю ревниво следила за тем, чтобы «шоколадный король» не хватал не свое. Госсекретарь Александр Зинченко и первый помощник президента Александр Третьяков вместе со своими помощниками сами выбирали, за кем смотреть, и результаты увиденного по мере сил и возможностей докладывали президенту. Ну а силовики – председатель СБУ Александр Турчинов и министр внутренних дел Юрий Луценко – кроме того, что пытались выполнять свои функциональные обязанности по обеспечению элементарного правопорядка и безопасности, следили и за тем, кто и куда поволок кусочки «украинского наркотика». И аккуратно документировали факты этого переноса, что и подтвердилось, когда «террариум единомышленников» наконец взорвался. Известным коррупционным скандалом, который, в свою очередь, закончился тем, что Виктор Ющенко, как тот известный лесник из анекдота, разогнал с лужайки и немцев, и партизан. Чтобы, значит, не мешали бороться за идеалы Майдана…

Сейчас в стране есть легитимно утвержденный ВР премьер-министр. Это Юрий Ехануров. По замыслу президента, человек аполитичный, технократ-экономист без амбиций, который и должен успокоить общественность как в стране, так и в близлежащих окрестностях, привлечь инвестиции, которых заждались, реализовать евроинтеграционные планы и, наконец, осуществить обещанное на Майдане. Как говорится, Бог – в помощь.

Однако что-то все же не дает успокоиться и поверить в Божью благодать. И это «что-то» – не что иное, как конституционная реформа, которая приближается неумолимо и по-прежнему предусматривает перераспределение полномочий от президента в сторону премьера и парламента. И чем ближе заветное 1 января, тем очевиднее масштабы как потери одних (вернее, одного), так и приобретения других. Но несколько изменились первоначальные расклады. И появились новые вопросы.

Во-первых, теперь уже Ехануров должен сделать все так, чтобы силы, поддерживающие президента, победили на выборах в ВР в будущем году. Но кто может гарантировать, что это Юрию Ивановичу удастся? К сожалению, никто. Потому что многое в его успехе могло зависеть от состава правительства, которое как только ни называли – и обновленное, и переходное, и технократическое, и аполитичное, и строго функциональное. Но получилось ли оно таким? Судите сами. Известный западный политолог Андерс Аслунд, по уровню сбываемости своих прогнозов рискующий отобрать пальму первенства у Николая Томенко, приветствующий увольнение Тимошенко, которая, как оказалось не давала ему и еще одному «украинскому доброжелателю» Борису Немцову завладеть частью акций украинских предприятий, в газете «The Financial Times» за 26 сентября сего года написал статью с оптимистическим названием «Украинская «оранжевая революция» еще может увенчаться успехом». А в ней изложил такой прогноз – как главное условие успеха «оранжевой» революции после громких отставок: «Состав нового правительства будет оглашен в ближайшие дни, но его основные очертания ясны уже сегодня. Примерно треть членов прежнего кабинета сохранит свои посты; на треть правительство будет укомплектовано способными и лично незапятнанными технократами, работавшими при бывшем президенте Кучме; наконец, еще треть министров составят профессионалы, ранее не занимавшие высоких государственных постов. Кроме того, новое правительство пользуется поддержкой парламентского большинства – девяти из 14 партийных фракций Верховной Рады». Ну и что? Вот состав Кабмина оглашен почти весь, а где же смелые кадровые предположения Аслунда? Может быть, это «социальный» министр Иван Сахань или министр Кабмина Богдан Буца? Или «чернобыльский» министр Виктор Балога? Что ж, хотелось бы верить…

Аслунда несколько «подправили» уже отечественные политики. Неистовый эсдек Нестор Шуфрич, комментируя воплощение известного тезиса об отделении власти от бизнеса при формировании кабинета Еханурова, изрек: «Я считаю, что Ющенко плюнул и на сам меморандум (пункт о разделении власти и бизнеса), и на тех, кто его подписал». А Валерий Коновалюк отметил, что «формирование правительства сегодня не позволит в ближайшее время выйти из политического кризиса и отрицательно скажется на формировании бюджета». Потому что, по его словам, назначения в правительстве Еханурова можно рассматривать как «очередной комплимент в сторону Тимошенко» – для того, «чтобы снять Тимошенко, президенту потребовалось отправить в отставку все правительство».

И тут имеет значение второй фактор, определяющий украинскую политику. На политической сцене в «отвязанном» состоянии оказалась Тимошенко. Есть такая притча об обезьяне с гранатой: неизвестно, что зверек сделает с оружием – то ли кольцо рванет и швырнет в голову, то ли просто так запустит в окружающих, то ли отложит в сторону и примется за бананы. Вам никого эта симпатичная обезьянка не напоминает? А зря. И точно так же от леди Ю сейчас можно ожидать чего угодно. Несмотря не все заверения в готовности вернуться «к Ющенко», чьи сторонники прямо-таки поиздевались над рукой экс-премьера, протянутой к президенту (и кислотой жгли, и смолой ее обливали, и перьями украшали), Тимошенко имеет полную свободу выбора. И в возврате в любую сторону, и в блокировании с кем угодно ради достижения своей главной цели – вернуться в кресло главы правительства. Об этом она говорит прямо избирателям: мол, не суетитесь – в будущем году вы будете избирать не только депутатов парламента, но и своего премьера с полномочиями немецкого канцлера, а я – тут как тут. Впервые эту мысль публично и веско озвучил спикер парламента Владимир Литвин еще в мае этого года. Он сказал тогда: «По большому счету, выборы 2006 года – это выборы премьер-министра. Потому что та политическая сила, которой вы выскажете доверие, будет определять премьера, а президент должен согласиться». Но сказано это было в Черниговской области, на эти слова особого внимания не обратили и не комментировали. Видимо, чтобы никому не стало плохо. Но мысль-то была правильная…

В-третьих, на политической сцене, где ни в коем случае нельзя было сбрасывать со счетов именно Литвина и его Народную партию Украины (НПУ), теперь появился во вполне легитимном статусе «официальной оппозиции» еще и лидер Партии регионов (ПР) Виктор Янукович. Именно эти два политика станут теми двумя силами, за которые будут сражаться и Ющенко, и Тимошенко. Ведь и ПР Януковича, и НПУ Литвина, превращенная в «Народный блок» его имени, по оценкам политологов, наберут свои голоса на выборах-2006 и будут иметь в будущей ВР достаточное количество мандатов. А значит, именно эти мандаты «регионалов» и «народников» могут заполнить недостающие клеточки в «пазле» под названием «парламентское большинство», формирующее правительство и назначающее – опять же! – премьера. И от того, с кем они сблокируются – с БЮТ Тимошенко или с «Народным Союзом «Наша Украина» (НСНУ) Ющенко – и будут зависеть дальнейший расклад на властном Олимпе и курс дальнейшего развития страны. По большому счету – дальнейшая демократизация по «оранжевым» сценариям или частичный реванш прежних сил, именуемых «кучмистами».

Однако четвертый фактор говорит о том, что беда украинских политиков подстерегает в другом месте. Главных соискателей высших должностей в стране четыре – Ющенко, Тимошенко, Литвин, Янукович, а свободных мест в триаде будущей украинской власти всего два – спикера и премьера. Потому что Ющенко – легитимный президент, и его парламентские выборы, по большому счету, касаются только в той мере, в какой будущая ВР будет хранить верность ему и «идеалам Майдана». А значит, в оставшейся тройке (Тимошенко, Литвин, Янукович) всегда один – третий лишний, и его надобно отсекать. Поскольку «отсеченным» не хочет быть никто, то сегодня есть только два варианта развития событий. С одной стороны, непрезидентская триада побеждает на выборах, формирует свое большинство и добивается устранения от власти законно избранного президента Ющенко. Например, в порядке импичмента. Если у тебя есть большинство в ВР, то после введения в жизнь конституционной реформы сделать это будет гораздо легче, чем сейчас, и за что угодно. Например, за связь с Борисом Березовским. Если дальше разыгрывать эту карту…

С другой – лишним можно опять оставить Януковича. Если сблокироваться в триаде Ющенко – Литвин – Тимошенко. Как и предлагалось чуть раньше, когда амбиции игроков только намечались, а не зашкаливали. Как это можно сделать? Как преодолеть кажущуюся сегодня непреодолимой эмоционально-психологическую неприязнь между Ющенко и Тимошенко? Как устранить недоверие между тремя политиками, которые изначально не верят друг другу? Очень, оказывается, просто. Дать гарантии Литвину и Тимошенко, что они и после выболров-2006 останутся на своих местах. А чтобы никто не подозревал другого в возможном «кидке», начинать реализовывать договоренности о распределении должностей уже сейчас, не дожидаясь выборов. Подписать соглашение (тайное или открытое – не так уж и важно) об этом, и – вперед, за депутатскими мандатами.

Реализовать этот сценарий можно тоже двумя путями. Либо дождаться 1 января 2006 года и начинать реализовывать положения конституционной реформы о распределении властных полномочий еще в ВР этого созыва: создавать парламентскую коалицию, ею же утверждать нового премьера (например, Тимошенко), переутверждать (если нужно) спикером Литвина и под знаменем президента побеждать на выборах. Чтобы все расклады окончательно и надолго легитимизировать.

Либо ускорить введение в жизнь реформы и делать то же самое. Для этого нужно всего лишь убрать главное препятствие – положение переходных положений о том, что реформа вступает в силу или с 1 сентября этого года, или с 1 января будущего. Сделать это при наличии доброй воли всех троих, в принципе, несложно. Набрать 300 голосов, подать изменение в Конституционный суд, добиться от него скорого рассмотрения и утвердить спецзаконом. А чтобы никто и впредь не сомневался, принять еще ряд дополнительных законов-подпорок – о Кабмине (процедура назначения), президенте (процедура импичмента) и т. д. Вот тогда все эмоциональные «напряги» и исчезнут сами по себе: в политике, как известно, на первом месте стоит властный интерес самих политиков и сил, их поддерживающих…

Недемократично делить власть без выборов, коварно по отношению к Януковичу, воспрянувшему духом, и к Еханурову, приступившему к выполнению пожеланий Майдана, скажете вы. И будет по-своему правы. Но, с другой стороны, выборы-то никто не отменяет. А демократия в современном мире так многолика, что «пипл хавает» и не такие расклады. Может же он поддерживать бомбовые удары по мирному населению «ради торжества демократии»… Кроме того, такая уж должность премьера в Украине несчастливая: порулил немного – дай другому. Кто-кто, а Янукович с Тимошенко это знают отлично, а посему и будут бороться за то, чтобы изменить этот принцип. Может быть – для Еханурова. Ведь коварство в политике, напоминаю, вещь непреходящая…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам