От революции к эволюции

Это правительство уже называют временным (продержится семь месяцев), аполитичным, стабилизационным, переходным. Нового премьер-министра Юрия Еханурова в истеблишменте воспринимают как умеренного, в меру консервативного, сдержанного и компромиссного государственного менеджера.

Опять со скрипом качнулся политический маятник: от сверхъяркой Тимошенко к, скажем так, неамбициозному Еханурову. Так уже было в истории страны. И не раз. Если выстроить в ряд всех бывших премьер-министров Украины, то на каждого второго можно клеить ярлык — «рабочая лошадь». В принципе, такой подход соответствует действительности. Раньше классическим примером была следующая «премьерская последовательность»: Виктор Ющенко — Анатолий Кинах. Теперь классикой стала новая «пара»: Юлия Тимошенко — Юрий Ехануров.

Настало время подводить итоги. Сводить дебет и кредит. Почти три недели страна смотрела по телевизору сериал «В мире животных». Преобладал «каннибализм»: соратники по Майдану жестоко «потрошили» друг друга. В лексикон «шакалов пера», которые кружили над схваткой, опять вошли знакомые до зубной боли обороты: «окружение Президента», «окружение экс-премьер-министра». Первое — коррумпированное, второе — провокативное. Юлия Владимировна неоднократно предлагала Президенту помириться, предварительно проведя артобстрел основных позиций власти. Кризис становился системным и вполне мог привести к событиям, которые затем в свежих учебниках по истории Украины получили бы определения «истинная «оранжевая» революция» или «контрреволюционный путч». В зависимости от того, кто бы победил. Победителей, к счастью (или сожалению?) нет. Стороны понесли значительные потери.

Действующий Президент

Во-первых, глава государства потерял «единую команду», с которой победил на президентских выборах. Если быть откровенным, то ее никогда и не было. Попытка объединить несколько абсолютно разных политиков с помощью формирования «триады власти» (Совет национальной безопасности и обороны, Кабинет министров, Секретариат Президента) не удалась. Это факт, который не нуждается в дополнительной аргументации. Образовался «Бермудский треугольник», в котором стало тонуть государство. Систематические ошибки в кадровой политике, которые совершал Президент, привели к тому, что в фаворе оказались «лозунговые политики», которые ничего не умеют делать руками. Как в анекдоте про японцев, которые приехали в СССР и на вопрос — а что вам больше всего понравилось? — отвечали приблизительно так: «У вас прекрасные дети, но то, что вы делаете руками — просто ужасно». Продолжение заигрывания с прессой и жонглирования пустыми фразами приведет к дезорганизации государственного механизма управления. Если не будут сделаны соответствующие кадровые выводы, то кризис повторится. Только в более грубой и циничной форме.

Во-вторых, на поле оппозиции появился исключительно сильный и опасный игрок. Конечно же, речь идет о Юлии Тимошенко.

Еще немного, и Юлии Владимировне удалось бы реализовать сценарий, в котором есть такие интересные варианты развития событий, как досрочные парламентские (президентские) выборы, перераспределение власти с помощью искусственных «родов» конституционной реформы и многое, многое другое. Конечно, легко об этом рассуждать, сидя где-нибудь в Женеве, попивая минеральную воду без газа в уютном кафе на берегу озера и перелистывая пачку относительно свежих украинских газет. Но когда ты живешь в Украине, то иметь хоть какое-то отношение к очередной революции как-то не очень хочется.

В-третьих, Президент, если использовать терминологию японских самураев, потерял лицо. Два раза подряд.

Первый раз в парламенте, когда не хватило трех голосов для утверждения Юрия Еханурова преемником Тимошенко. Глава Секретариата Президента Олег Рыбачук беззаботно рассказывал журналистам о том, как крепко они с Виктором Ющенко спали перед рассмотрением вопроса о премьере в Верховной Раде. Отключили телефоны и погрузились в объятия Морфея. Наверное, надо было не спать, а работать. Договариваться. Консультироваться. А то доуправлялись: постоянный представитель Президента в парламенте голосует против (!) утверждения Еханурова. Секретарь отсыпается, постпред главы государства вообще непонятно чем занимается. Хорошо, что его уволили. Но потом.

И вторая потеря лица произошла во время второго парламентского захода с кандидатурой Еханурова. Имеется в виду подписание Виктором Ющенко, Юрием Ехануровым и Виктором Януковичем Меморандума о взаимопонимании. Данный шаг можно расценить лишь как вынужденную уступку. Если хотите, даже капитуляцию. Самое интересное, что формализация отношений между Ющенко и Януковичем — это отнюдь не неизбежный процесс. Достаточно было: а) не спешить с внесением кандидатуры нового премьера; б) нормально работать с лидерами депутатских групп и фракций. Общение в формате «вы должны быть счастливы, что я вообще с вами разговариваю» не подходит. В Верховной Раде работают совсем другие коммуникативные механизмы. Спросите у Александра Волкова. Он в курсе. А так получается, что спасение страны от глобального кризиса путем утверждения временного правительства произошло потому, что Президент и будущий премьер договорились с «Регионами Украины». И ведь мало кто станет вникать в суть подписанного документа. Станут работать по факту: «регионалы» слили свои голоса в обмен на… и дальше у кого на что хватит фантазии. Попробуй докажи обратное.

В-четвертых, никто не заставлял главу государства прямо в сессионном зале, перед голосованием по премьеру, зачитывать указы, касающиеся реорганизации СНБО и Секретариата Президента. Как говорится, «вот этот плавленый сырок был лишним». Лидеры парламентских фракций, которые участвовали в совещании с Президентом накануне второй премьерской попытки, отмечают, что реорганизация упомянутых структур не была предметом обсуждения. Виктору Андреевичу говорили о необходимости упорядочить работу СНБО и Секретариата, но не в контексте перспектив голосования по премьеру. А получилось, что глава государства выполняет некие ультимативные требования. Сама идея хорошая, но вот форма подачи… Есть вопросы. Конечно, просто великолепно, что у Олега Рыбачука теперь нет императорского титула — «Государственный секретарь». Это у Александра Зинченко был чисто фрейдовский комплекс неудовлетворенного «героя революции».

Что же касается передачи части полномочий Совбеза в Секретариат (в основном кадровых), то можно говорить о возврате к модели управления, существовавшей при президенте Леониде Кравчуке. В целом грамотный ход. Как бы демонстрируется, что ликвидируется тройственность власти. Премьер Юрий Ехануров может спокойно работать. Если же рассматривать данный вопрос в развитии, то статус СНБО закреплен в Конституции. В случае чего, всегда можно вернуть отобранные полномочия назад. Указом Президента. Но это так… Мысли вслух.

И наконец, в-пятых: Виктор Ющенко попал в ситуацию зависимости от парламента. Ни о каких партнерских, равноправных отношениях не может быть и речи. Возможно, непосредственное общение с представителями Верховной Рады поможет развеять иллюзии о создании в законодательном органе власти пропрезидентского большинства. Напомним, что эта идея относительно недавно обсуждалась вполне серьезно. Теперь можно констатировать простой, как угол дома, факт — ни у главы государства, ни у главы правительства до парламентских выборов не будет большинства. Поэтому забывать о возможном вынесении вотума недоверия новому Кабмину не стоит.
Общий вывод: глава государства заплатил высокую цену за временную стабилизацию ситуации. Конечно, когда речь идет о целостности такой макросистемы, как государство, то вопрос о цене как бы и неуместен. Тем не менее значительная часть кредита доверия к власти потрачена крайне неэффективно (это очень и очень мягкая формулировка).

Бывший премьер

Юлия Владимировна остановилась в миллиметре от «точки возврата». Другими словами, еще немного, и политические последствия ее действий действительно могли приобрести необратимый характер. Она в очередной раз доказала, что лучшего кризисного менеджера в стране нет. В условном рейтинге Тимошенко занимает первую строчку. На второй позиции — Виктор Медведчук. Проанализируем политические потери, которые понесла команда экс-премьера.

«Раздвоение». Нельзя одновременно организовывать «второй Майдан» и в перерывах предлагать Президенту помириться. Точнее, можно. На определенном этапе. А затем пойти ва-банк. Поскольку концовка феерической антикоррупционной серии Юлии Владимировны оказалась смазанной утверждением нового премьера, то у поклонников Тимошенко остался неприятный осадок. Так надо идти на штурм или все уже закончилось? Экс-премьер чувствовала, что нельзя переходить в формат личного противостояния с Виктором Ющенко. Как в том фильме: «Бабы, они сердцем чуют». Однако талантливо наигрывала обострение со скромным выражением на лице. Получилась «неоконченная пьеса для механического Майдана».

Правда, Тимошенко уже в ближайшее время попытается подкорректировать имидж. Надо полагать, что до перехода в оппозицию дело пока не дойдет. Но вот новому премьеру достанется. Тимошенко необходимо алиби: это Ехануров, а не она, виноват в замедлении темпов экономического роста и срыве отопительного сезона. Скорее всего, тема разделения бизнеса и власти также еще не закрыта.

«Окружение». Вне зависимости от декларируемой с легкой угрозой в голосе любви к Президенту, Юлия Владимировна будет вынуждена действовать на оппозиционном поле. Конечно же, до союза с объединенными социал-демократами дело не дойдет. Тем более что после голосования по кандидатуре Еханурова разошлись пути-дороги эсдеков и «Регионов Украины». Не будет у них единого предвыборного блока. Если, конечно, верить словам Леонида Кравчука. Но какие-то точки соприкосновения все равно появятся. Опасаться за то, что Тимошенко растворится в общей квазиоппозиционной массе, не стоит. А проблему поиска союзников решать придется. Кандидаты есть. Например, «Единая Украина» Богдана Губского. Однако стоит ли опять создавать рыхлый блок и портить харизму? Скорее всего, Юлия Владимировна станет действовать по принципу: «Я такая одна».

«Ценные кадры». После осуществления операции «домино» (серия правительственных и не только отставок) ряды сторонников Юлии Владимировны пополнились исключительно «ценными» кадрами: экс-госсекретарь Александр Зинченко, гуманитарный вице-премьер Николай Томенко. Что делать с таким «багатством», свалившимся на голову с косой, непонятно. У одного комплекс «монотонного следования позиции одного человека» (или мужчины, или женщины), второй отличается пытливым умом, который порождает причудливые футуристические картины. Кроме того, поспешная кадровая политика, направленная на накачивание «фракционных мускулов», не гарантирует стабильности парламентской группировки БЮТ. Во всяком случае, семь человек отдали свои голоса за Юрия Еханурова. А тут еще наметился раскол в блоке Юлии Тимошенко, поскольку лидер партии «Собор» Анатолий Матвиенко занимает другую позицию. Вот и получается, что в сложные моменты даже некому сказать с парламентской трибуны пламенную речь. Выступления Олега Билоруса и Андрея Шкиля в роли трансляторов воли Тимошенко выглядят, если честно, неубедительно.

«Ресурс». Что бы кто ни говорил, но пребывание на должности премьера, даже в самом начале избирательной кампании, — это бонус. Одно дело, когда в регион приезжает премьер-министр, и совсем другое — просто лидер политического блока. Да еще когда соратник стоит во главе СБУ… Вообще прелесть. Тимошенко лишилась доступа к административному ресурсу, которого как бы в природе и не существует, но все же живые люди. Все понимают. Спросите у Александра Мороза. Когда Сан Саныч ездил по стране до прихода в правительство министров-социалистов, то ему оказывали один прием. После появления в активе СПУ кое-каких кабминовских портфелей — совсем другой. Да и информационные возможности Юлии Владимировны теперь несколько ограничены. Своих СМИ у нее мало, а на чужие полагаться — себе дороже будет.

Вместо послесловия

Обстоятельства, связанные с назначением Юрия Еханурова премьер-министром, позволяют констатировать — революция закончилась. Резких политических и экономических потрясений пока не предвидится. Это в первые два месяца после выборов от Кабинета министров можно было ждать чего угодно: начиная от полной реорганизации министерств и заканчивая административно-территориальной реформой. Теперь стоит посмотреть в честные глаза Юрия Ивановича, чтобы понять — революция завершилась. В скором времени он поедет в Москву. Теперь в Украине действительно есть выездной премьер, способный вести диалог с Кремлем. Не «космонавт» Зинченко и не Тимошенко, которая так и не смогла съездить в Белокаменную. Да, вступление в Европу пока откладывается. До лучших времен. Дай Бог, чтобы потенциал бывшего вице-премьера по евроинтеграции был реализован на должности главы Секретариата Президента. Эволюция торжествует. А единственным выразителем радикальных революционных взглядов остается Юлия Тимошенко. Только, сдается мне, ее все чаще и чаще будут обвинять в контрреволюции. Парадокс, да и только.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам