Приглашение к разочарованию?

Это уже не смешно, но вы опять будете смеяться – Украине снова пообещали евроинтеграцию. По всем трем кармическим направлениям этого многотрудного процесса: предоставлению статуса страны с рыночной экономикой, реальной помощи при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) и облегчению визового режима при пересечении границ стран ЕС. И сделал это не кто-нибудь, а сам генсек и выспред Хавьер Солана, который побывал в Киеве с однодневным визитом 19 июля сего года. Времени было мало, но он все равно успел пообщаться с президентом Виктором Ющенко, премьером Юлией Тимошенко, секретарем Совета нацбезопасности и обороны Петром Порошенко и министром иностранных дел Борисом Тарасюком.

Несколько не повезло евроинтеграционному вице-премьеру Олегу Рыбачуку, но тут ничего не поделаешь – приболел человек. А то и ему генеральный секретарь Совета ЕС и высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (так выспренно и пышно называется должность Соланы), наверное, разъяснил бы, что европессимизм, который в последние недели обуял даже этого неисправимого (по должности и по сути) еврооптимиста, беспочвенен. Как известно, за несколько дней до попадания на больничную койку Олег Борисович в одном из своих публичных заявлений удивил общественность, заявив, что на скорую евроинтеграцию рассчитывать Украине не приходится. Точно так же выступали и его европейские визави, ответственные за приобщение Киева к континентальным ценностям.

Однако Солана опять приехал, поговорил с кем надо, и в украинской столице зазвучали еврофанфары, а в воздух полетели чепчики, очень напоминающие тирольские шляпки и французские береты. Витать под небесами они будут, скорее всего, до 17–21 октября этого года, когда состоится саммит Украина – ЕС, который и покажет, кто был, есть и будет прав. Порошенко даже предположил, что мероприятие вообще пройдет не в Брюсселе, как намечено и анонсировано, а в Киеве, поближе, так сказать, к объекту изучения и приобщения. Ну, есть такая «муля» у новых властей Украины – тянуть все и всех к себе и убеждать их на месте, кто истории и современности ценен и почему.

Подход, по крайней мере, на словах пока оправдывает себя. Дипломатическая вежливость, видимо, дает о себе знать: прямо не скажешь же хозяину, что он – полный м…, в общем, всякие гадости, к примеру, о невыполнении или о медленном выполнении взятых обязательств. Солана, на «круглых столах» осени-зимы прошлого года приложивший немало усилий для того, чтобы новая власть в Киеве утвердилась мирно, не стал исключением. Вот и сейчас он пообещал, что саммит Киев – Брюссель будет успешным, так как он обязательно оценит достижения «страны в центре Европы» на европейском же пути по выполнению Плана действий (ПД) Украина – ЕС, рассчитанного до 2008 года. Подведение итогов этого ПД – это цель и сердцевина упомянутого саммита. Потому что, по мнению Соланы, «Украина прилагает значительные усилия в имплементации этого плана. Мы удовлетворены. То, что сделано, почти соответствует тому, что ожидалось». Свой же визит испанско-брюссельский сеньор вообще охарактеризовал так: «друг приехал к другу».

Короче, о конкретных словесных киевских позитивах «от Соланы». Генсек-выспред прямо таки по-комиссарски щедро якобы пообещал Украине, что все будет хорошо. О предоставлении статуса страны с рыночной экономикой – «я не могу назвать день, когда Украина будет признана страной с рыночной экономикой, но день признания очень близок». О вопросе смягчения визового режима – «будет решен не полностью, но в достаточной мере». О помощи при вступлении в ВТО – «мы надеемся, что Украина в ближайшее время станет частью ВТО». О провале Евроконституции в Нидерландах и Франции – Солана не опроверг комиссара Европейской комиссии по экономическим и монетарным вопросам Хоакина Альмунию, который чуть раньше заявил, что «ратификация европейской Конституции не затронет это», то есть выполнение ПД и все европерспективы Украины.

Более того, визитер из Брюсселя успокоил киевские власти и насчет их ревности в отношении Евросоюза и России. В Киеве многие уверены, что ЕС ведет некую двойную игру: Украине обещает ВСЕ, а с Россией ВСЕ делает. В плане реального сотрудничества. Однако сеньор Хавьер сказал, что Брюссель уже этой осенью поможет урегулировать конфликт в Приднестровье по киевскому плану. Украина, как известно, предлагает для обеспечения демократии в Приднестровье провести свободные и демократические выборы в местный Верховный Совет и таким образом определить настоящие настроения граждан этой непризнанной республики. Кроме того, Киев выступает за трансформацию нынешней формы миротворческой деятельности в регионе Приднестровья в международный механизм гражданских наблюдателей.

Означает этот план два момента, не очень приветствуемые в Москве. Во-первых, ПМР может получить меньший статус автономии в составе Молдовы, чем этого хотелось бы России для обеспечения своего решающего присутствия в регионе. Во-вторых, изменение характера миротворческой деятельности с военного присутствия на механизм гражданских наблюдателей обязывает Россию убрать воинские контингенты с территории суверенного государства, коим является Молдова и ее часть – самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Поддержка же Брюсселем плана урегулирования «замороженного конфликта» в ПМР по-киевски говорит, что Европа хочет того же, что и Украина с Молдовой, а не Россия. А значит, Брюссель постарается мирно, но настойчиво убедить в этом и Москву. Не в ущерб Украине. «Я не вижу какой-либо напряженности между Украиной и Россией», – сказал Солана. И добавил, что он также «не видит напряженности между Евросоюзом и Россией и не выстраивает определенный треугольник отношений «Украина–Евросоюз–Россия». Для Киева это очень важно и в других вопросах. В частности, он очень обоснованно боится, что Россия станет членом ВТО раньше Украины. В этом случае Киеву придется согласовывать протокол о ВТО и с Москвой, что дает последней очень широкие возможности для экономического, а значит, и политического давления на бывшую «младшую сестру».

Есть ли повод для оптимизма? Как по мне, безудержный оптимизм присущ только дуракам. И именно по причине их не совсем адекватной оценки собственных умственных способностей. В политике такие люди чрезвычайно опасны из-за своего неуемного прожектерства. В Киеве они, похоже, потихоньку выводятся. Все высокие украинские собеседники Соланы, мне кажется, обратили внимание на его сдержанность и нечеткость обещаний без всяких гарантий. Все эти «почти довольны», «почти то, что нужно», «не знаю, когда», «не могу назвать точно, но очень близко» в исполнении Соланы вынудили и президента Ющенко к сдержанности. Он, на мой взгляд, чрезвычайно точно определил характер и степень близости между своей страной и ЕС, а также цель, к которой они движутся навстречу друг другу – «перевести взаимоотношения Украины с Европейским Союзом со стадии партнерства и сотрудничества в стадию интеграции». С последующими созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, подписанием соглашений сначала об ассоциированном, а потом и о полном членстве в Объединенной Европе.

Это действительно стадии, которые Украина должна пройти и на которых она должна позаботиться не только о том, чтобы выполнить обязательства перед ЕС, но и о своих интересах. К примеру, как предлагает экс-глава МИД Украины Константин Грищенко, реально поддержать отечественный экспорт, дающий львиную долю доходов в госбюджет. Обеспечить предприятия-экспортеры реальным кредитованием для развития и модернизации своих производств. Помочь всей мощью и возможностями государства украинским предприятиям в доступе к международным тендерам и участии в них не с пустыми обещаниями, а с гарантиями. Добиться реальной, а не декларативной помощи от ЕС в проведении реформ. Все это очень важно при вступлении в ту же ВТО. Даже Солана признал, что членство в этой организации и «не может найти стопроцентной поддержки у населения». А все потому, что оно, население, боится негативных для себя последствий. Вот людям и, в первую очередь, отечественным производителям, нужно объяснить то, что имел в виду Солана, когда сказал: «Нет сомнений, что оно (вступление в ВТО. – Авт.) принесет определенные проблемы, но здесь больше позитива, чем негатива».

Вообще, ВТО – это особый вопрос для Украины. Как, например, Баба Яга. Украинцы о ней слышали, но не видели, не знают, что это такое, а потому боятся. И, в принципе, обоснованно. Вступление в эту организацию вскрыло огромное количество проблем украинского бытия. От неподготовленности огромного производственно-экономического потенциала осколка бывшего народнохозяйственного монстра по имени СССР к жизни по цивилизованным нормам ведения хозяйства до всевозможных фобий разных групп отечественных производителей, боящихся конкуренции, и простого населения, напуганного неизбежной дороговизной, которая, по словам противников ВТО, неизбежно наступит вследствие вступления. А она таки наступит. Это признают даже западные специалисты. В частности, главный экономист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Марк Дэвис рассказал журналистам, что на начальном этапе некоторую проблему для Украины после вступления в ВТО будет представлять дороговизна интеллектуальных продуктов после уничтожения пиратской деятельности в соответствии с Законом о защите интеллектуальной собственности. По его мнению, должно пройти определенное время и сформироваться определенные рыночные инструменты для того, чтобы украинские производители интеллектуального продукта получили ощутимую пользу от соблюдения прав интеллектуальной собственности. Например, стали получать не по 200 долларов зарплаты, а хотя бы по 1200 – чтобы иметь возможность массово покупать не пиратские, а лицензионные мультфильмы о Шреке для своих детей. Ну, и для себя – что-нибудь интеллектуальное. Здесь можно смеяться…

Однако мистер Дэвис среди негативных моментов присоединения к ВТО также отметил определенный переходный период, во время которого будут закрываться некоторые абсолютно неконкурентоспособные предприятия. В то же время предприятия, которым удастся этот период пройти, станут «более конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке». Безликая, но безжалостная констатация экономиста-технократа, напрочь лишенного сантиментов в отношении «пациента»: его попросили поставить диагноз – пожалуйста, получите. Но у Украины-то они, сантименты, есть. А кроме них, есть еще огромные массы работников этих обреченных пойти под «нож ВТО» предприятий. Их ждет безработица. Потому что новая страна за все 14 лет своей независимости так и не решилась раз и навсегда закрыть откровенно нерентабельные и неконкурентоспособные предприятия, а их работников либо переучить на другие специальности, либо выплатить удобоваримые компенсации, позволяющие людям прожить смутные времена. А то и вообще в частный бизнес податься. Украина все это время тянула с реформированием своей экономики. Получалось, как в любимой детской игре «кота за хвост»: удовольствие от процесса получить можно, а вот результат непредсказуем – животное может покусать или поцарапать…

Ведь почему, к примеру, решился вопрос польских шахтеров, которые тоже протестовали против закрытия своих нерентабельных шахт? Да потому, что польское правительство большинству из них предложило удобоваримую альтернативу. В том числе, и денежную. В Украине же и до сих пор в ходу прежняя отмазка – денег нет. И если Польша эти деньги изыскала, привлекая и иностранные вспомоществования, то Украина не может и этого. Вот последний пример помощи того же Евросоюза Украине. Руководитель представительства Европейской комиссии в Украине Иен Боуг сообщил «5 каналу», что ЕС в следующем году выделит Украине 20 млн. евро на судебную, административную реформу и борьбу с коррупцией. Деньги будут разделены на 6-8 проектов, и их получат разные органы украинской власти. Боуг также сказал, что по некоторым из этих проектов решения уже приняты, а по другим, как ожидается, будут приняты 4-8 июля сего года. Много это или мало денег? Чтобы разворовать – хватит, а вот чтобы что-то реформировать – нет. Потому что разворуют же.

Конечно, это не совсем те деньги, и совсем не на промышленность они предназначены, но все же главное в них – это мизерность суммы. Опять же для примера: Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией выделил Украине 67 млн. долларов на борьбу со СПИДом на ближайшие три года. Понятно: СПИД – это проблема, которая может выйти за границы Украины, вот там, в глобальных сферах, и пытаются хоть как-то бороться с «чумой ХХ века» и ее союзниками в виде палочки Коха и комаров в этих самых границах. Но ведь давали же и украинцам деньги на закрытие нерентабельных шахт Донбасса. И что? Шахты есть, голодные и безработные шахтеры – тоже, а вот денег нет…

И все равно Украина, если она хочет в ВТО, должна сделать для этого все и сама. Дома. Для себя же, а не для дядей из Брюсселя. Иначе опять будет повод для разочарования и непонимания, кто кому и чего должен. Как в анекдоте: он ей: «Выходи ЗА МЕНЯ замуж». Она ему: «А что еще я должна ЗА ТЕБЯ сделать?». В интеграции, как и в браке, важен расчет и учет интересов двух сторон, потому что любовь – хотя и не вздохи на скамейке, но иногда очень быстро проходит. Вот и нужно, наконец, научиться и считать и рассчитывать, что выгодно сейчас, а что можно на потом отложить.

И потому Ющенко совершенно правильно тоже только пообещал европейцам, а потом и японцам не останавливаться на достигнутом и уже в декабре этого года достучаться в ВТО. Более того, чтобы быть привлекательными для Европы, президент по-прежнему в одностороннем порядке планирует продлить безвизовый режим пересечения украинской границы. Потому что, по словам замгоссекретаря Маркияна Лубкивского, это выгодно. Опыт, который Украина получила с мая, когда были отменены визы для въезда в Украину жителям ЕС и Швейцарии, показал: за этот период число туристов из этих стран увеличилось в 2,3 раза, соответственно – увеличились «деньги, которые они оставили в Украине». И сейчас, как мы помним, Украина ожидает ответных шагов от стран ЕС и Швейцарии по упрощению пересечения границы гражданами Украины.

И в то же время Ющенко не забывает восточный вектор. Речь идет, конечно же, не только о Японии, которую он почему-то назвал «яркой представительницей западного мира». Может, он, правда, не в ту сторону смотрел: если вперить взгляд на Запад пристально, то в этом случае, конечно, Япония – даже западнее США… Но не об этом сейчас. Ющенко заявил в Японии, что Украина высоко ценит отношения с Россией и не собирается выходить из переговоров по созданию Единого экономического пространства со своим соседом. И имеется в виду, похоже, не пресловутое ЕЭП с участием еще и Беларуси с Казахстаном. «Наша цель – образовать (с Россией. – Авт.) зону свободной торговли, унифицировать таможенные процедуры и транзитные тарифы», – сказал президент. Выгода здесь есть. Даже с учетом того, что если Украина вступит в ВТО, а Россия нет, то могут возникнуть проблемы с этой самой унификацией таможенных процедур и тарифов – и многие могут не согласиться с притоком «невэтэошных» российских товаров на свои рынки, и Россия будет против. Однако, если Украина и Россия вступят в ВТО одновременно или если Украине опять откажут, то может получиться хоть узаконенный общий экономический рынок двух стран.

То же самое можно сказать о планах Украины по вступлению в ЕС. Когда это еще будет, а Россия – вот она, под боком, со всеми своими энергоресурсами и вытекающими из этого последствиями для зависимой от этих ресурсов Украины. А чтобы стать членом ЕС, Украина должна еще четко выяснить, чем же это объединение будет лет через 10-20. Спор об этом идет и в самом Евросоюзе. Великобритания, например, видит в нем преимущественно экономический рынок. Германия, Франция, многие другие «старые европейцы» соглашаются на то, чтобы ЕС стал еще и некой надгосударственной структурой, которая отбирает часть суверенитета отдельных стран-членов и обращается с ним, с суверенитетом, в общих интересах всего ЕС. Споры эти идут. Сейчас они обострены провалом Евроконституции во Франции и Нидерландах и вполне могут вылиться в мораторий на любое расширение Объединенной Европы. Даже на присоединение уже анонсированных стран – Румынии, Болгарии, Турции, Хорватии. И что уж тут строить чисто украинские планы. Кстати, по данным исследования, проведенного в июне 2005 года Европейской Комиссией среди 29 320 европейцев из всех стран-членов ЕС, 45% респондентов поддерживают вступление Украины в Евросоюз, а 41% – нет. Согласитесь, шаткое и неубедительное равновесие…

…Поэтому, как мне кажется, чтобы опять не испытать горькое разочарование в недалеком будущем, уже сейчас не нужно так уж сильно очаровываться. В противном случае, себе же дороже получится…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам