Вызовы времени

Начало было многообещающим: дворец культуры КПИ (где прошла не одна волна демократических съездов), черные лимузины, 300 аккредитованных журналистов. Музыка, встречающая делегатов и гостей первого съезда «Народный союз «Наша Украина», была точно такой же, как почти год назад на Певческом поле. Не хватало только речитатива: «Ющенко идет в президенты». В 2005 году вопрос стоял несколько иначе: а, придет ли вообще Ющенко на съезд НСНУ?

Его ждали: голодающие священники, протестующие против строительства мостов на Хортице, даритель «картины с Майдана», немногочисленные пикетчики с плакатами, требующие отставки «старых» руководителей районных администраций столицы. В общем, все те, кому не удается перехватить Виктора Андреевича в районе президентской администрации… Сразу скажу: хорошо что они там были, поскольку общение с «маленькими украинцами» отвлекло Ющенко от ответов на вопросы журналистов о клонировании «Нашей Украины» или личной поддержке президентом партии власти Безсмертного — Еханурова.

Оранжевого было немного: часть делегатов сидела в оранжевых косынках, в фойе продавали «померанчевые» шарфики, оставшиеся от революционной зимы. Использовать символику и риторику Майдана тем сложней, чем больше времени проходит со времени проведения президентских выборов. Иные съездовские краски говорят о том, что сделать НСНУ партией Майдана — как было задумана изначально — не вышло. Стопроцентной партией власти — тоже, хотя большинство членов Кабмина, как зайчики, собрались в первых рядах: Евгений Червоненко, Иван Плачков, Николай Полищук, Роман Зварич, Анатолий Кинах. Не было главной персоны — Юлии Тимошенко. Встреченный на входе вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук на вопрос о перспективах партии, отшутился: «Я — партийный девственник. Поэтому съезд НСНУ для меня – как первая брачная ночь. И вообще, меня больше возбуждает идея Европейской народной партии, которая, как вы понимаете, совсем не одно и тоже, что Украинская народная партия».

Чувствуется, что позиция спикера Владимира Литвина никого не оставила равнодушной, как и перспективы объединиться в единый блок с НПУ. Пожалуй, тема союзников была ключевой темой съезда. Особенно учитывая предшествующие презентации события. Последняя неделя перед демонстрацией потенциала НСНУ характеризовалась двумя тенденциями.

Первая: все, кто не успел до этого определиться, массово хлынули под знамена формирующейся партии власти (например, министр энергетики Иван Плачков с супругой получили партийные, пахнущие свежей типографской краской, билеты буквально за 12 часов до открытия съезда). Вторая: публичными и не очень скандалами по поводу потенциальных союзников. Фактически, в НСНУ сегодня идет борьба за очистку рядов и превращение ее в структуру, не имеющую обязательств перед партнерами. Проще говоря, «НСНУ — только для ющенковцев». Насколько мощно это движение, можно судить уже по позиции главы Харьковской областной организации «Народного Союза» Ярослава Ющенко, который является сторонником самостоятельного участия партии своего дяди на выборах в парламент. Те, кто слышал его эмоциональное выступление по этому поводу на вечернем заседании партактива, были удивлены прямотой и откровенностью выступления харьковского лидера » Народного союза…».

Естественно, гвоздем программы было выступление главы политического совета партии Романа Безсмертного. Лично я ждала его с особым вниманием: все-таки накануне съезда Роман Петрович дал несколько блестящих в пиаровском смысле интервью популярным еженедельникам. Внес напряжение и интригу, потому что съезды партии власти традиционно отличаются рутиной и скукой: общий “одобрямс”, аплодисменты в нужном месте, знакомые до боли речи. И надо сказать, Безсмертный не разочаровал. Он начал прямо и уверено: «Мы — партия, лидером которой является Виктор Ющенко. Поэтому последние полгода НСНУ активно развивалась, мы просто не имели права «пасти задних». Все правильно, стесняться не надо. Лучше сразу расставить все точки над і: «мы говорим НСНУ — подразумеваем Ющенко, говорим Ющенко — подразумеваем «Народный Союз «Наша Украина». Самое потрясающее, то, что руководитель политсовета НСНУ двадцать минут говорил о том, что «партия должна быть опорой для президента», так до конца и не зная мнения самого Виктора Андреевича по поводу лидерства в НСНУ и его отношения к вопросам «содружества различных родов войск».

Приход Виктора Андреевича на мероприятие (через час после торжественного открытия первого съезда НСНУ) тоже не внес ясности. Надо сказать, что он пришел на съезд «по-домашнему» — с одной из дочерей, которую опекала незаменимая помощница президента Вера Ульянченко и охранник. «Свита» президента на этот раз была скромной: мэр Александр Омельченко, первый помощник Александр Третьяков, лидеры НСНУ Юрий Ехануров и Роман Безсмертный, которые «проводили» главу государства на трибуну съезда. Виктор Ющенко как всегда игнорировал регламент, удерживая внимание собравшихся больше часа. Но сказать, что это была специально заготовленная к такому случаю речь, было бы явным преувеличением. Виктор Андреевич говорил делегатам съезда о чем угодно, только не о перспективах и планах партии. О необходимости сделать прозрачным и демократичным информационный рынок. О союзе бизнеса и власти. О том, что после выборов необходимо провести земельную революцию. О создании благоприятного инвестиционного климата для капитала. О реформе угольной отрасли и планируемой поездке в Донецк.

С теми же словами президент мог выступить и на форуме СМИ, и на экономическом собрании, и на международном симпозиуме. Ничто не выдавало в нем особой близости с партией. Можно было лишь по отдельным репликам догадаться об особых отношениях Ющенко и «Народного союза»: «Надо иметь на местах сильных авторитетных лидеров, за которыми пойдут люди». «В руководстве партии должны быть новые лица», «НСНУ обязана идти в авангарде проводимых реформ», «Мы выиграем выборы — за нами пойдет большинство избирателей» — вот, пожалуй, и все, что позволил себе президент. Явно, это не те слова подкрепления, которые хотели услышать организаторы съезда и первые лица партии, потому что роль Виктора Андреевича в этом проекте — определяющая.

Лучше всех это скрытое беспокойство выразил один и делегатов съезда: «Роман Петрович, не бойтесь, что большинства не получится. Если будет 225 депутатов, 226-го я вам куплю сам». Шутка шуткой, но то, что опасения Романа Безсмертного не беспочвенны, очевидно. Ющенко — это тот «паровоз», который способен вывести новую партию в безусловные фавориты кампании-2006, потому-то лидер политсовета так активно добивался от Ющенко «партийной симпатии» и согласия возглавить список НСНУ. Во-первых, для партийных чиновников высшего класса (Безcмертный, Ехануров, Мартыненко) — это серьезное подспорье в деле организации и финансирования партийной работы: в партию президента куда охотней идут люди с тугими кошельками и большими амбициями, чем в структуру без определенного будущего. А так, пока удалось «наполнить» партию всего на 3/4 и судя по всему, это не самые надежные кадры. Большинство из них хотят выгодно обменять партийность на мандат или хорошую должность, но не хотят работать на партию, да и не имеют менеджерских талантов. Во-вторых, без четкой и внятной позиции президента относительно методов поддержки «Народного Союза «Наша Украина», эта структура способна стать одним из участников борьбы за мандаты, но никак не лидером парламентских выборов, как это было четыре года назад. Вот только одна деталь: самая многочисленная и активная «ячейка» НСНУ сформировалась в Житомире, а самая отстающая — в Ровно, то есть на Западе Украины, где кандидат в президенты Ющенко получил наибольшее количество голосов во время выборов. Иными словами, партия, которую строят Ехануров и Безсмертный, не смогла пока убедительно доказать, что НСНУ и Ющенко — это одно целое, она не пользуется доверием у тех, кто еще полгода назад голосовал за Виктора Андреевича.

Но, похоже, сам глава государства оставил партийный вопрос «на потом»: по его словам, активная предвыборная работа и блокирование начнутся не раньше ноября месяца. А сейчас идет процесс определения правил игры на электоральном поле. Но процесс этот сложный и сопровождается громкими скандалами. За день до презентации НСНУ стало известно о проведении дублирующего съезда партии «Наша Украина», о готовящемся «письме четырех». Открытый демарш партии Виктора Пинзенника не оставлял сомнений в отсутствии единства властной команды и в отсутствии сложностей в переговорном процессе о создании общей партии. После съезда «второй» «Нашей Украины», с которой ничего не смог поделать министр юстиции Роман Зварич, стало совершенно очевидно: единой партии власти уже не получится. У НСНУ нет монополии на участие в парламентских выборах. «Народному Союзу…» придется учитывать условия конкурентов -союзников. Или пытаться решить конфликт силовым способом, «выбивая» из под ног конкурентов властные площадки.

Например, участники съезда НСНУ требовали немедленной отставки Виктором Ющенко Донецкого губернатора за серьезные просчеты в работе. «Персональную ответственность за такое социально-экономическое неблагополучие и политические проблемы несет глава Донецкой облгосадминистрации Чупрун», — говорится в заявлении. Но дело, как все понимают, не в безответственной кадровой политике и не в ухудшающейся экономической ситуации. Просто Вадим Чупрун является надежной креатурой Юлии Тимошенко, тем человеком, который в свое время «слил» Юлии Владимировне все туркменские газовые схемы. Сейчас он возглавляет область, которая сама по себе способна обеспечить убедительную победу на выборах той силе, которую будет поддерживать местная власть. И сила эта явно далека от «Народного Союза «Наша Украина». Резюмируя, можно сказать, что проблем у представленной 9 июля организации — выше крыши.


Первая:
НСНУ так и не смогла найти свое место в партийной системе Украины. До сих пор неясно, чего хотели ее организаторы: стать партией власти или стать народной партией (или, как звучало на съезде, партией Майдана). В любом случае, ни того, ни другого не получилось. Если ребята хотели стать чистой партией власти (что логично, учитывая такое большое количество чиновников в ее рядах), надо было сформулировать идеологию партии власти. Этого не произошло, если не считать такой попыткой «привлечь» в партию президента Ющенко и вооружиться его программой. Хотя на съезде звучали тезисы, которые отлично годились бы для описания идеологии НСНУ «Любой чиновник из партии «Народный Союз…» должен помнить, что он у себя в городе или районе как бы представляет президента Ющенко. Если он теряет уважение и авторитет, автоматически проигрывает и глава государства». Чем не идеологическая «обертка» для » Народного Союза..»? Без идеологии, без четкой платформы эта структура пока производит впечатление группы высоких чиновников, не знающих, как бы им удачней «вписаться» в новый электоральный поворот.


Вторая:
Усилия доказать, что НСНУ — это партия всеукраинская, не оправдались, несмотря на динамично созданную сеть местных организаций во всех регионах Украины и значительное число сторонников — около 70 000.

Народ, как выяснилось, отличает ситуативные брэнды от традиционных, и не особо ведется. Кроме того, для подтверждения «народности» у НСНУ нет аргументов и желания. Что это означает? Только то, что эта ниша будет занята, да уже и сейчас занимается, конкурентами «Народного Союза» — прежде всего, «Нашей Украиной» Пинзенника, партиями Тимошенко и Литвина.


Третья:
В руководстве партии отчетливо проявились две линии, которых можно назвать «самостийщики» и «блокировщики». Представители первой настаивают на самостоятельном походе НСНУ на парламентские выборы. Дескать, нечего бояться козней премьера и спикера, незачем поддаваться на шантаж правых и снова уговаривать лидера социалистов. Пойдем сами и всех «сделаем». Такой позиции, к примеру, придерживается Николай Мартыненко (глава киевской организации партии) или Ярослав Ющенко. Уверенность, с которой эти парни предлагают электоральную автономность, заставляет предположить, что есть опосредованное согласие президента возглавить «Народный Союз…». Однако, в лучших традициях, «шеф появится в последний момент». К апологетам идеи блокирования дружественных политических сил, относится, прежде всего, Роман Безсмертный. Накануне съезда глава Политсовета вывел новую формулу коалиции: партия Ющенко + партия Тимошенко + партия Литвина + партия Кинаха + партия Мороза = великая сила, которая получает большинство в парламенте. Однако, трое из потенциальных союзников и возможных участников коалиции съезд НСНУ проигнорировали. Зашел только лидер промышленников и предпринимателей, первый вице-премьер Анатолий Кинах — с приветственным словом. Наверное, потому, что Анатолия Кирилловича привлекают все проекты, так или иначе конфронтирующие с премьером. А то, что НСНУ и блок Тимошенко больше соперники, чем союзники, всем понятно.

Идея Романа Петровича проста и незатейлива, как грабли: чем больше партий удастся «забить» в блок, тем меньше вероятности появления сильных оппонентов. Ведь уже идут разговоры о блоке Кинаха и Литвина и союзе партии Юлии Тимошенко и «украинской правицы», состоящей из политических сил Юрия Костенко, Виктора Пинзенника и Бориса Тарасюка. Единственный способ предотвратить расползание, это собрать всех в единый мощный союз. Но проблема в том, что на слова: «ребята, давайте жить дружно», уже никто не ведется (наученные опытом раздачи «пряников» после выборов-2004), а делить квоты «народосоюзники» не готовы. Как, впрочем, давать гарантии о сохранении статус-кво после победы на парламентских выборах той же Юлии Тимошенко или спикеру Литвину. И еще: противником блокирования является такой влиятельный политик, как Петр Порошенко. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко считает, что должна быть создана единая демократическая партия «Наша Украина» вместо блокирования партий. А раз так, то проект Безсмертного почти не имеет шансов на выживание, даже если бы Мороз, Тимошенко и Литвин дружно согласились бы на участие в общей коалиции.


Четвертая:
Самым сильным ударом по новой партии стал, конечно, же параллельный съезд «Нашей Украины». Сразу же обозначилось несколько конфликтных тем:

а) На съезде в субботу Виктор Пинзеник заявил, что его партия не собирается возвращаться к старому названию — ПРП. В свою очередь, съезд НСНУ принял решение использовать наряду с полным названием партии сокращенное название — «Наша Украина». Такая норма содержится в изменениях к уставу НСНУ, которые на 1-м съезде 9 июля поддержали 1373 делегата. Председатель уставной комиссии, член президиума НСНУ Борис Беспалый отметил, что брэнд «Наша Украина» на протяжении нескольких лет закреплен за командой Виктора Ющенко и именно почетный председатель партии является его единственным интеллектуальным собственником. Иными словами, договориться не удалось, и в выборах будут участвовать сразу две «Наши Украины». Причем, одну из них вполне может возглавить Юлия Тимошенко. Недаром же верный оруженосец премьера Николай Томенко был избран замом «Нашей Украины» Виктора Пинзенника.

б) Параллельный съезд — это публичный вызов политический силе, пытающейся позиционироваться как партия власти. Более того, «четверка» предложила НСНУ присоединиться к ним и вместе участвовать в выборах-2006. Борис Тарасюк, зачитавший «письмо четырех» на дружественном съезде » Народного Союза…» вызвал шок у большинства собравшихся. Хотя многие были готовы к такому демаршу, все равно впечатление от торжества момента — презентации НСНУ — было сильно смазано.

в) Проведена четкая линия водораздела в рамках системы исполнительной власти. «Единая команда» все более явно разделяется на партию президента (НСНУ) и партию премьера (блок Тимошенко плюс «четверка»)… Похоже, даже Ющенко уже не в состоянии контролировать процесс и «склеивать» побитые горшки. Президенту уже надо только определяться, на чьей стороне он будет играть.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам