"Благодарность"

Кто-то должен ответить за масштабный топливный кризис, который наотмашь бьет по имиджу правительства. Высокооктановый бензин уже продается по 4.20 за литр, и это не предел. Да, запас доверия к народному правительству пока сохраняется, но все имеет свои границы. Как раз на этот момент указала Юлия Тимошенко первому вице-премьеру Анатолию Кинаху, открывая сегодня утром заседание правительства. «Хочу поблагодарить Анатолия Кирилловича за широкие комментарии, в которых Кабмин выступает как главный виновник создания топливного кризиса. Я понимаю, что правительство взяло на себя всю ответственность, но надо же учитывать и политическую ситуацию»…

А она действительно сложная. «Лукойл» утверждает, что его вынуждают повышать цены на нефть. Тимошенко открыто заявляет о сговоре российских нефтетрейдеров. А цены тем временем плавно растут — пока никого не убеждают заверения о том, что литр А-95 будет стоить не более 3.50 гривен. И СБУ может сколько угодно разоблачать торговцев с Владимирского рынка, самолично повысивших цены: напряженность это не снимает. Оппозиция не преминула воспользоваться «проколом» народного правительства: Виктор Янукович считает, что топливный кризис является «результатом «бессистемности в деятельности нового правительства и его нежелание учитывать объективную ситуацию на рынке».

По мнению экс-премьера, рост цен на нефть в мире и повышение Россией экспортной пошлины на сырую нефть являются объективными факторами, и не могут не привести к подорожанию бензина. «Вопрос в том, насколько государство умеет адекватно реагировать на подобные ситуации, договариваться с бизнесом, чтобы смягчить последствия роста цен для людей», – сказал экс-премьер. Наконец-то «регионалы» смогли выйти из тени: бензиновый коллапс дал возможность для сравнения, причем не в пользу команды Тимошенко. Еще несколько дней «бензиновых волнений», связанных с дефицитом горючего, и высокие рейтинговые показатели Юлии Владимировны поползут вниз. Уровень доверия к Ющенко тоже автоматически снизится: ведь правительство, как всегда подчеркивается, выполняет президентскую программу «100 шагов навстречу людям». Ничего себе пошли навстречу… Сначала опустили доллар, теперь подняли бензин. Кто виноват? Первый вице-премьер считает, что все-таки правительство, усилившее ручное управление рынком нефтепродуктов. У его «шефа», напомним, другая точка зрения на сей счет: виноваты российские нефтетрейдеры, которые «мстят» таким образом за выборы-2004.

Сильный аргумент, но не убеждает. Поиск внешних врагов, как показала практика, не вызывает народного энтузиазма. Это мы уже проходили, причем много раз. В наших бедах столько раз были виноваты МФВ, НАТО, ЕС, Вашингтон, что теперь все ссылки на «руку Америки» или «руку Москвы» звучат, мягко говоря, натянуто. Они далеко, а кризис тут, у нас.

Значит, что необходимо делать? Найти внутренних вредителей. Людей, которые недосмотрели, не учли, не просчитали риски. Или просто недооценивают сложную политическую ситуацию, в которой оказался Кабмин. Как Кинах. По большому счету, Анатолий Кириллович сам вызвал огонь на себя. Дело в том, что в правительстве Юлии Тимошенко, нет энергетического блока, как такового. Есть отдельный министр топлива Иван Плачков и есть министр экономики Сергей Терехин. Эти два человека никак не связаны между собой, хотя и плывут в одной «лодке». Но вот отдельного вице-премьера по вопросам ТЭК в Кабмине не предусмотрено. Нет такой должности. Вероятно, Юлия Владимировна лично продумала этот вопрос, помня свое энергетическое вице-премьерское прошлое. Тимошенко в свое время сама стала жертвой разборок на топливном рынке, она не понаслышке знает и то, что опасно отдавать в одни руки контроль за стратегической сферой энергетики. Поэтому ответственность за состояние дел в ТЭК предусмотрительно «распределена» между несколькими министрами и одним вице-премьером. Первым. Похоже, Анатолий Кинах и станет тем человеком в Кабмине, на которого повесят всю ответственность за перебои с топливом и резкий скачок цен на бензин. Плюс – политическую несознательность, провоцирующую панические настроения в обществе. У многих начинают закрадываться сомнения по поводу профессионализма членов Кабинета…

Почему именно Кинах? А удобно. И ежу понятно, что один министр не в состоянии спасти страну от угрозы нефтяных перебоев. Не того масштаба эта фигура, чтобы договариваться с российскими трейдерами и одновременно диверсифицировать топливные риски. Полномочий у министра маловато. А вот у первого вице-премьера – в самый раз. Как в той песенке Высоцкого: «Жираф большой – ему видней…».

Кинах, по сути, второй человек в правительстве после Юлии Владимировны. Это вам не Николай Томенко, который всегда может «прикрыться» своей гуманитарной спецификой работы в КМ. Анатолий Кириллович – совсем другое дело, контроль за ситуацией на топливно-энергетическом рынке входит в его должностные обязанности. Как известно, первый «вицик» формирует и реализует государственную промышленную политику, а также политику в сфере ТЭК.

Ничего, что сам Кинах не имеет «допуска» к бензиновым и прочим схемам, зато руководит специальной комиссией по энергетическим вопросам. И еще 29-ю комиссиями правительства. Так что, по большому счету, с него можно спрашивать за все, начиная от ограничений поставок нефти из России и заканчивая снижением поголовья крупного рогатого скота где-нибудь на Житомирщине. Кстати, сам первый вице-премьер не раз высказывался по поводу будущего нефтепровода «Одесса-Броды». Цитирую его слова, которые, естественно, и так скоро вспомнят: «Для правительства Украины очевидно, что нефтепровод Одесса-Броды будет работать в прямом направлении, заявил первый вице-премьер Анатолий Кинах в прямом эфире телеканала «1+1». Вместе с тем, по его словам, «только тогда, когда будут условия транспортирования нефти в прямом направлении, можно прекращать реверс». Первый вице-премьер отметил, что правительство в настоящее время работает над созданием условий для реализации этого проекта. В частности, «активно ведется работа с поставщиками нефти, в том числе из Ирана». Проще говоря, Кинах «засветился» при попытке создать те самые резервные топливные фонды и диверсифицировать поставки нефти из других источников, в частности, из Ирана. Не получилось? Есть повод задуматься – а нужен ли такой человек в правительстве. Тимошенко на него рассчитывала, а он подвел. Похоже, именно такой будет новая аргументация премьера – после обвинения российских нефтетрейдеров в «заговоре против молодой украинской демократии».

Откровенно говоря, Анатолий Кириллович никогда не вписывался в новый правительственный формат: в КМ Тимошенко он был чужим среди своих. Его пост был «платой» за участие в «оранжевой» революции и признание заслуг лидера УСПП в деле победы Ющенко в президентской кампании. Это все понимали. Пока шло распределение полномочий, кадровые перетасовки, было неясно, какую роль в новом правительстве станет играть экс-премьер – стороннего наблюдателя или эффективного менеджера? В конце концов, у лидера УСПП получилось нечто среднее: он, с подачи Юлии Владимировны поставлен руководить двумя десятками специальных комиссий — для того, чтобы как «вьетнамский космонавт» ничего не трогал руками на корабле, пилотируемом Тимошенко. Однако экс-премьер с такой пассивной ролью явно не желал соглашаться. Результатом несогласия стало неголосование фракции Кинаха за социальный проект бюджета, предложенный ЮВТ, разногласия по вопросам реприватизации, критика Анатолием Кирилловичем неэффективности административных мер, применяемых для урегулирования экономической ситуации. Последней каплей стало бойкотирование промышленниками и предпринимателями закона о нулевой ставке на ввозимый бензин, принятый парламентом во вторник. Ответ не заставил себя ждать. Премьер-министр заявила, что поставит жестко кадровый вопрос в отношении председателя Госкомитета по вопросам предпринимательства и регуляторной политики Андрея Дашкевича, который является креатурой первого вице-премьера – он был заместителем Кинаха в УСПП и руководителем службы премьера в то время, когда Анатолий Кириллович возглавлял Кабмин.

На совещании с представителями малого и среднего бизнеса Тимошенко открыто заявила, что «такой слабой работы она еще не видела». Она отметила, что рабочая группа КМ, состоящая из представителей правительства и малого и среднего бизнеса, фактически ничего не делает для решения вопроса по упрощению системы налогообложения – ключевого для среднего бизнеса. ЮВТ жестко раскритиковала работу первого вице-премьера на этом направлении и лишила Кинаха права курировать эту сферу, назначив вместо него депутата Ксению Ляпину.

Более жестокого удара по самолюбию и профессионализму лидера УСПП и первого вице-премьера трудно было и придумать. Вряд ли Кинах промолчит в ответ и снесет такое «оскорбление». Далее последует война, в результате которой в ход пойдет тяжелая артиллерия, и Кинаху предъявят обвинения в развале работы не только в сфере малого бизнеса, но и в ТЭК. Подобное поведение Юлии Тимошенко дает основания полагать, что это пока лишь пристрелка перед большой «стрельбой» по правительственным мишеням. Кинах откровенно мешает Юлии Владимировне проводить «социальную политику», критикуя ее бюджетные новации.

Кроме того, для Тимошенко важно ослабить влияние лидера УСПП и его партии на представителей малого и среднего бизнеса. Тимошенко понимает, что социальный бюджет социальным бюджетом, но те, ради кого это делается – пенсионеры, ветераны – все равно пойдут голосовать за коммунистов и социалистов. Необходимы резервы, и укрепляющийся средний класс является именно таким «запасником» дополнительных электоральных ресурсов. Все-таки «помаранчеву» революцию справедливо называли буржуазной, а не социальной – делали-то действительно новые украинские буржуа.

Ну и, наконец, премьеру важно иметь на должности первого вице-премьера своего человека, а не более-менее самостоятельную фигуру вроде Кинаха, у которого есть собственная партия, способная если не поломать, то подпортить предвыборную кампанию – вне зависимости, будет она играть на оппозиционном поле или пойдет в блоке НСНУ (при условии, конечно, что ЮВТ договорится о пролонгации своих премьерских полномочий и после 2006 года). Таким образом, первый вице-премьер, если его убрать, помогает решить главе правительства сразу две проблемы – экономическую (найдется виновный в топливном кризисе) и политическую (нейтрализация соперника на парламентских выборах).

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам