Юлия Цезарь, Виктор Помпей и Владимир Красс

Холодным летом шестидесятого года (естественно, до нашей эры) было заключено соглашение трех римских политиков, получившее название «I триумвират». Местный политический обозреватель Варрон окрестил его «трехголовым чудовищем». В тройственную команду вошли Красс, Помпей и товарищ Гай Юлий Цезарь. Как отмечают историки, триумвират, прежде всего, был личным соглашением Цезаря и Помпея: Красс, в сущности, нужен был им только в качестве буфера. Оба они стремились к единоличной власти! Цезарь твердо и последовательно, Помпей, как всегда, нерешительно.

Но данном этапе они нуждались друг в друге. Формула соглашения была следующей: в республике не должно происходить ничего, что не было бы угодно каждому из трех. Главная цель союза – избрание Цезаря консулом.

Холодной весной 2005 года президент Виктор Ющенко заявил, что «Народный Союз «Наша Украина» («На-На»), Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Народная партия Украины спикера Владимира Литвина (НПУ) пойдут на выборы единой командой и станут ядром большинства в будущем составе парламента. В интервью телеканалу УТ-1, который, благодаря стараниям Тараса Стецькива, успешно деградирует, Виктор Андреевич выразил уверенность в единстве «триумвирата Ющенко–Тимошенко–Литвин». Эти силы, по мнению президента, настолько едины, что уже в мае могут создать единую коалицию. Первым номером избирательного списка пойдет Ющенко, за ним Тимошенко, а третьим станет Литвин. Именно такая последовательность была озвучена Виктором Андреевичем. Чуть больше месяца назад, на первом «нанайском» съезде, Ющенко уже говорил о планах создать предвыборный триумвират. И вот теперь они (планы) были подтверждены в выступлении главы государства по итогам первых ста дней президентства.

Если воспользоваться историческими аналогиями, то Ющенко и Тимошенко стремятся к максимально полной власти. Юлия Цезарь идет к ней твердо, решительно и последовательно, Виктор Помпей – как всегда. А Владимир Красс необходим им в роли буфера. Надо же: века проходят, а политические расклады не меняются.

Менее чем за год до парламентских выборов в создании триумвирата более заинтересован именно Виктор Ющенко, а не его вероятные партнеры по тройке. Во-первых, трансформация блока «Наша Украина» в маловразумительную «нанайскую» конструкцию привела к значительной потере рейтинга этой политической силы. По данным исследования общественного мнения, проведенного социологической службой «Украинский барометр» с 30 марта по 8 апреля 2005 года, рейтинг блока Виктора Ющенко «Наша Украина» в феврале текущего года составлял 32,3%, а партии «Народный Союз «Наша Украина» в апреле – 20,7%. Кстати, странно, что центр имени Разумкова не провел мониторинга изменения рейтинга «НУ» до создания единой партии и после. По некоторым данным, такое исследование все-таки состоялось, но его результаты были настолько ужасны (для партии), что их решили не публиковать, а раздать лишь высшему партруководству. Для ознакомления.

Во-вторых, уже упомянутый нами «Украинский барометр» зафиксировал бурный рост популярности блока Юлии Тимошенко: с 6,6% в феврале до 15,4% в апреле. Рейтинг увеличился более чем в два раза за один месяц. Если приблизительно такая же динамика сохранится и в дальнейшем, то БЮТ опередит «нанайцев» уже к лету. В такой ситуации будет непонятно, кто с кем должен договариваться: Ющенко с Тимошенко или Тимошенко с Ющенко? И кто кого будет «вытягивать» на выборах?

В-третьих, невооруженным социологией взглядом видно, что личная популярность Юлии Владимировны превышает уровень «электорабельности» Виктора Андреевича. Более чем уверен: если провести соответствующее социологическое исследование, то будет зафиксирован разрыв в 5-10%. В пользу Тимошенко. Перед выборами такой показатель, как личная популярность гораздо более важен, чем уровень доверия к партии. Проценты в кампании-2006 будут «делать» личности. Несмотря на то, что выборы, скорее всего, пройдут на основе пропорциональной системы. Наоборот, достаточно высокий уровень отчуждения, существующий между партиями и обществом, будет способствовать повышению значения личностей. Заполучить Юлию Владимировну в первую пятерку коалиции – это сегодня сверхзадача для Виктора Андреевича. Не случайно же он предложил создать единый предвыборный блок уже в мае. Пока рейтинги популярности двух лидеров революции хотя бы сопоставимы. Создание такой коалиции означает заключение хотя бы предварительного договора о распределении мест в едином избирательном списке. Юлия Владимировна торопиться не намерена. Она предложила отложить до осени вопрос о квотах. Ее понять можно: Тимошенко сегодня на гребне волны и набирает силу. Чем ближе к выборам, тем сложнее с ней будет договариваться: по мнению социологов из «Украинского барометра», электорат, который раньше ориентировался на «Нашу Украину» Виктора Ющенко, теперь плавно перетекает к Тимошенко. Другими словами, Юлия Владимировна успешно набирает силу за счет ослабления «нанайской» политической конструкции.

И, наконец, в-четвертых, спикер Владимир Литвин создал умеренную политическую силу, которая пока удачно вписывается в нынешнюю ситуацию. Это как в анекдоте про бедного крестьянина: «бело-голубые» пришли – грабят, «оранжевые» пришли – садят. В нынешнем украинском политикуме есть много людей, которые приучены жить при любой власти. Они не хотят идти в оппозицию, поскольку обременены бизнесом. Да и рвать различные чувствительные места на баррикадах им не хочется. Свататься к Ющенко в список им не с руки. К Юле, конечно, можно, но в том случае, если она пойдет самостоятельно. Еще есть надежда восстановить мажоритарку и пройти в парламент по одномандатному округу, однако это пока лишь мечты. А тут Литвин с Народной партией. С одной стороны, он один из лидеров «оранжевой революции». С другой – хорошо знаком с нашим недавним прошлым. И не просто знаком, а был его составной частью. Да и показатели у НПУ достаточно неплохие. Во всяком случае, трехпроцентный барьер берет с запасом. В создаваемом Ющенко «триумвирате» спикер должен играть роль умеренного центриста, символизирующего стабильность и умеренность. Это сигнал для восточного электората: бояться не надо. Парламентаризм с нами.

Теперь зададимся вопросом: а надо ли при таких раскладах Владимиру Михайловичу идти в триумвират? Никто ему не сможет гарантировать места в президиуме Верховной Рады. Кроме того, Литвин знает, как выполняются неформализованные в отдельном документе предвыборные договоренности. Понятно, что в триумвирате должен быть третий. Но и роль его будет соответствующей – третьей. С другой стороны, если Тимошенко договорится с Ющенко и пойдет на выборы дуэтом, то у партии Литвина снижаются шансы на успех. С одной стороны – сверхпопулярный блок, с другой – бурно прогрессирующие социалисты, с третьей – невнятная оппозиция. Есть над чем задуматься.

Как будут развиваться события дальше? Прежде всего, в мае выйти на подписание реального, а не декларативного соглашения об объединении вряд ли удастся. Ситуация должна отстояться. Нет ничего труднее, чем объединить три разнородные силы в одно предвыборное целое. Все крупные блоки, как правило, создавались чуть ли не перед самым началом кампании. Политтехнологи Ющенко, как известно, любят длительные предвыборные марафоны. Однако как может, например, спикер вступить в коалицию, если он декларирует свою приверженность теории равноудаленности от основных центров влияния? Не случайно же Владимир Михайлович подчеркивает, что он является председателем всей Верховной Рады. Даже при наличии собственной партии и фракции. Кроме того, вспомните, сколько времени понадобилось спикеру для того, чтобы созреть для роли лидера НПУ. А тут ему ставят жесткие временные рамки: пара недель, и добро пожаловать в коалицию, сынок!

Что же касается Юлии Владимировны, то мы уже писали о том, почему ей нет смысла торопиться. Пока она создает рейтинг себе, любимой. И это правильный ход, поскольку она в любой момент может наплевать на свой блок, набрать в список абсолютно новых людей и спокойно выиграть выборы. По крайней мере, состязаясь на равных с «нанайцами». Конечно, пребывание в коалиции дает Тимошенко определенные политические гарантии. Например, президент не сможет послать в отставку члена «триумвирата». По крайней мере, такой шаг не будет воспринят обществом. Но для Юлии Владимировны отставка – не самый худший метод завоевания популярности. Уже готова оправдательная идеологемма: ей не дали сформировать собственную команду и свалили на премьера недостатки в работе непрофессиональных министров.

И, напоследок, еще один момент: в новейшей украинской истории персонализированные коалиционные проекты, как правило, заканчивались не совсем удачно. Начиная от «каневской четверки» и заканчивая мега-блоком «За единую Украину!». Триумвират не решает главную проблему власти. Она (власть) не делится не только на троих, но даже на двоих.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам