Нефтяной факел

Посевная становится доминирующей политической величиной в Украине. Из-за нее отложили визит Юлии Тимошенко в Москву и ввели регулирование цен на нефтепродукты. Впрочем, и отмена визита, и цены на нефтепродукты – это звенья одной цепи. Сейчас конфликт между российскими нефтяниками и украинской властью набирает обороты. Даже вчерашнее многочасовое заседание не повлияло на позиции сторон…

Подоплека конфликта

Напомним, как все начиналось. В начале апреля повысились розничные цены на бензин и дизтопливо. Это явление, как всегда, имело свои причины и поводы. К поводам относятся повышение цен на нефть на мировом рынке, увеличение экспортной пошлины на нефть в России и рост инфляции внутри Украины. К причинам – существующая, но не афишируемая установка российских властей «дать прикурить оранжевым». Другими словами, если в прошлом году в аналогичной ситуации представители Кремля настоятельно рекомендовали «посодействовать правительству Януковича» и смириться с введением максимально допустимого уровня цен на все марки нефтепродуктов как в рознице, так и в крупном опте, то сейчас поощряется протест нефтяных компаний против точно таких же мер. Нельзя сказать, что в действиях «кремлевцев» нет логики. Напротив, она вполне просматривается.

Во-первых, политическое давление: бунт нефтетрейдеров должен поставить украинское руководство в такие рамки, что оно будет вынуждено приезжать в Первопрестольную (пардон, за пафос) и смиренно договариваться. Что, в общем-то, уже происходит, если учесть намеченный на завтра визит секретаря СНБО Петра Порошенко с миссией «голубя мира».

Во-вторых, российский бизнес, вдохновленный «оранжевой революцией», начал роптать на собственный режим «жесткой демократии» и поглядывать в сторону украинского рынка, намереваясь ввести сюда часть капиталов. И задача российской власти продемонстрировать местным олигархам, что жизнь в Украине – совсем не сахар, бизнесменов «строят» в три шеренги и заставляют выполнять ценные указания (в смысле уровня цен). Это должно отбить у остальных желание переводить сюда деньги и активы. Как говорится, «не ходите, дети, в Африку гулять…».

Разбор полетов

Нельзя сказать, что действия украинских чиновников были безупречными. Наличие в Кабмине двух фракций, одна из которых выступала за переговоры с россиянами, а другая – за силовое давление на них, привело к путаности решений.

11 апреля под воздействием переговорщиков Кабмин на месяц ввел 15%-е ограничение рентабельности НПЗ и такое же – торговой наценки на стоимость нефтепродуктов в рознице. Одновременно Юлия Владимировна попыталась нормализовать ситуацию рыночными методами, «выбросив» дешевые нефтепродукты (в частности, дизптопливо) через сеть заправок «Укрнафты». Это решение было воспринято нефтетрейдерами спокойно, поскольку 15%-й уровень рентабельности практически недостижим для отечественной нефтепереработки. А конкуренции со стороны «Укрнафты» сильные игроки не опасаются.

Однако тут на арене появилось Минэкономики во главе с неугомонным Сергеем Терехиным. Сергею Анатольевичу показалось, что правительство «не докрутило краник», и оттуда еще прокапывают какие-то «левые барыши». Поэтому 14 апреля Минэкономики (действуя по принципу «одним махом – убивахом») своим приказом до 1 мая установить граничный уровень оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензин, которые реализуются на внутреннем рынке: дизтопливо – 2 932 гривен/тонна, бензин А-95 – 3 528 гривен/тонна, А-92 – 3 481 гривен/тонна, А-76(80) – 3 455 гривен/тонна. Вот тут-то поднялась настоящая буря.

Компании выразили обеспокоенность действиями правительства Украины, которое ввело регулирование оптовых и розничных цен на нефтепродукты, не согласовав при этом свои шаги с нефтепереработчиками. И в чем-то они были правы: в Украине отсутствует правовая база, которая позволяла бы правительству издавать приказы о принудительном ограничении цен.

К тому же возникли процедурные разночтения. Минэкономики заявило, что приказ Кабмина о предельных уровнях цен на нефтепродукты вступил в силу с 15 апреля, а Минюст сообщил, что в этот день документ был только подан на регистрацию, и в законную силу он вступит не ранее 25 апреля. Нефтяники, подспудно поддерживаемые своим правительством, пошли ва-банк и заявили, что, несмотря на введение Министерством экономики граничных оптово-отпускных цен на нефтепродукты, их АЗС не выполнят этих условий.

Тогда ответный удар нанесло малость взбешенное правительство. Против ряда компаний – ООО «Линос», ООО «ТНК-ВР Украина», «Лукойл Украина», ДП «Литаско-Украина» (товарный оператор «Лукойла» в Украине, занимающийся обеспечением АПК дизельным топливом) и ОАО «Лукойл-Одесский НПЗ» Антимонопольный комитет возбудил дело по признакам злоупотребления монопольным положением на рынках нефтепродуктов.

Для руководителя комитета Алексея Костусева «нефтяная лихорадка» позволит укрепить свое положение в системе власти и сохраниться на должности. Но российских гигантов подобная перспектива не греет: если будут доказаны нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, на предприятия может быть наложен штраф в размере до 10% их выручки за 2004 год. Первой отреагировала «ТНК-BP»: в ответ на действия киевского регионального подразделения Комитета по ценам при правительстве Украины, который оштрафовал одну из АЗС за превышение установленного правительством предельного уровня цен, она с понедельника приостановила реализацию нефтепродуктов через свои АЗС. Официальной причиной называлась срочная инвентаризация и ремонт.

Апрельские тезисы

Кроме всего прочего, нефтяники не собирались молчать. Они собрали срочную пресс-конференцию, где заявили, что повышение цен на нефтепродукты вызвано объективными факторами: увеличением стоимости сырья и налогового давления. Под шумок они намекнули, что, кроме общемировой тенденции нефтяных цен, на ситуацию повлияло изменение условия оплаты НДС при поставке нефти на Украину (более половины от требуемого Украине количества нефти завозится из России), введение нового механизма исчисления акцизов на бензин и дизтопливо, величина которых будет зависеть от цен реализации продукции. Тоже кстати, инициатива Терехина.

Кроме апеллирования к СМИ, владельцы ряда нефтеперерабатывающих заводов и сетей АЗС, работающие на украинском рынке, написали письмо Юлии Тимошенко. В письме они заявили о том, что Киев отходит от декларируемых принципов отношений с бизнесом на основе диалога. И предложили провести встречу для разработки совместного плана по преодолению кризисной ситуации на рынке нефтепродуктов. «Письмо шести» не возымело действия, и вечером 19 апреля состоялась встреча только с представителями украинских компаний. За час до этого российские нефтяные компании «Лукойл», «Татнефть», «Группа Альянс» и российско-британская «ТНК-ВР» обратились с просьбой к премьер-министру России Михаилу Фрадкову принять меры по защите их интересов в Украине. Возможно, если бы они знали о переговорах чуточку раньше, письма бы не было. Хотя, с другой стороны, назвать «тайную вечерю» успешной нельзя: коммерсанты настаивали на уменьшении налогового бремени и не соглашались снизить цены.

Реальным выходом из ситуации, который был озвучен на совещании, стал план продавать дешевое топливо, произведенное из украинской нефти, через сеть автозаправок, принадлежащих или сотрудничающих с компаниями «Укрнефть» и «Укртатнефть». Но для этого необходимо взять эти компании под хотя бы формальный контроль власти. С этой целью Юлия Тимошенко инициирует снижение кворума для проведения собраний акционеров на предприятиях с госдолей с 60% до 50%. В ОАО «Укрнафта» государству через национальную акционерную компанию «Нефтегаз Украины» принадлежит 50%+1 акция. А сама компания обладает колоссальной сетью заправок – 20% общего их количества по стране. Однако реализовать это в течение нынешней посевной – нереально. Поэтому без переговоров с Кремлем не обойтись…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам