Попытка стать восьмым

Пока украинские чиновники занимались озеленением парков, Россия предприняла неудачную попытку «озеленить» рубль. Министр финансов Алексей Кудрин заявил на встрече руководителей финансовых ведомств и глав центробанков «большой семерки» (G7) о намерении сделать российскую валюту конвертируемой до 2007 года. Конечно, при энергетической мощи Москвы на фоне всеобщей нефтяной лихорадки можно позволить себе немного поиграть мышцами. Тем не менее, экспромт не понравился G7, и Россия так и не стала «восьмым» участником клуба индустриально развитых государств…
Пока украинские чиновники занимались озеленением парков, Россия предприняла неудачную попытку «озеленить» рубль. Министр финансов Алексей Кудрин заявил на встрече руководителей финансовых ведомств и глав центробанков «большой семерки» (G7) о намерении сделать российскую валюту конвертируемой до 2007 года. Конечно, при энергетической мощи Москвы на фоне всеобщей нефтяной лихорадки можно позволить себе немного поиграть мышцами. Тем не менее, экспромт не понравился G7, и Россия так и не стала «восьмым» участником клуба индустриально развитых государств…

Встреча министров финансов G7 и сессия МВФ и Всемирного банка, состоявшиеся в эти выходные в Вашингтоне, не привлекли внимание украинских наблюдателей как мероприятия, не имеющие пока отношения к нашей повседневной действительности. А зря: весенний финансовый саммит дал достаточно пищи для размышлений. Например, одной из главных тем, обсуждавшихся министром финансов РФ Алексеем Кудриным с коллегами по ремеслу, было присоединение России к ВТО и экономической части G7. Причем, сказанное Кудрину можно вполне отнести и к Украине. В частности, для вступления в ВТО нашим соседям предложили открыть свой финансовый рынок для иностранного капитала. Это же предстоит сделать и Украине, причем в ближайшее время. А значит, для банков и страховых компаний наступает момент, когда они чувствуют себя мышатами, запущенными в террариум к удаву (пардон, транснациональному капиталу). Причем вопрос – «съест или не съест» – звучит в значительной степени риторически.

Вторая тема, обсуждаемая россиянами в Вашингтоне, для нас пока неактуальна. Большую часть уик-энда Алексей Кудрин провел на двусторонних встречах и общих заседаниях с коллегами из G7. Но превратить «большую семерку» в формат G8 ему не удалось: России дали понять, что она не доросла до полноценного участия в экономических переговорах в этих рамках.

И хотя о получении полноценного членского билета в клубе развитых стран речь пока не идет, побыть свадебным генералом Москве разрешили: в 2006 году Россия получит право председательствовать в G8 (!). Согласно обычной практике, страна, председательствующая в политической G8, возглавляет и встречи министров финансов и глав центробанков ведущих индустриальных стран.

Надо заметить, «входной» билет оказался весьма дорогим. Кудрину пришлось заявить, что его страна готова присоединиться к инициативе G7 простить своих беднейших должников. Хотя Владимир Путин выступал против полного списания долгов: для России присоединение к этой инициативе означает, что она готова лишиться примерно $95 млрд. Только Куба должна России около $28 млрд. Поэтому господин Кудрин потребовал, чтобы схема была прозрачной, а величина списываемого долга выверена по заранее определенной программе.

Впрочем, согласие России участвовать в «прощении долгов» не стало тем аргументом, ради которого сильные мира сего позволили ей «пировать» с ними за одним столом. Еще одной причиной, гораздо более существенной, является нефть. В заключительном коммюнике министры финансов и главы центральных банков стран «большой семерки» так и записали: «Глобальный подъем экономики в мире остается стойким, и есть надежды на ее дальнейший рост в 2005 году. Однако помехой этому может стать «встречный ветер» – очередной скачок цен на нефть». G7 обещают прибегнуть к решительным действиям, чтобы сбалансировать глобальную экономику и обеспечить ее дальнейший подъем. Речь идет, прежде всего, о стабилизации цен на сырую нефть, которые в марте превысили границу $55 за баррель. Этого, считают министры финансов и главы центробанков, можно достичь только за счет дальнейшего увеличения квот на ее добычу. Что невозможно, в принципе, без доброй воли России.

Тем временем, пока в Вашингтоне говорили о глобальных финансовых проектах, Владимир Путин провел рабочую встречу со своим полпредом в Уральском федеральном округе Петром Латышевым. Причем, этот заурядный, на первый взгляд, факт на самом деле напрямую связан с попыткой России отстоять право на мировое лидерство. Речь шла о крупнейшем экономическом проекте, согласно которому в ближайшее время будет разработана транспортная схема, которая свяжет северные районы, богатые нефтью и газом, с южными, где развито машиностроение и металлургия. По идее, это должно дать новый толчок развитию программы экспорта энергоресурсов и роста промышленного потенциала РФ.

Правда, нельзя с уверенностью сказать, что такой мега-план позволит решить заявленную Кудриным в Америке амбициозную задачу – сделать российский рубль полностью конвертируемым до 2007 года. Минфин РФ, конечно, делает свои специфические шаги, инициируя ряд ограничений на передвижение капитала и расширение российского финансового рынка, но поверить в то, что они дадут полную конвертируемость рубля, сложно.

В целом можно сделать общие выводы: Россия опять оказалась в такой «тусовке», куда Украина пока не приглашается. Нельзя сказать, что на «гонцов Путина» там смотрели как на совершенно равных партнеров, но сам факт обсуждения роли нашей северной соседки в игре «супретяжеловесов» указывает на ее влияние в мире. Влияние, которое лидеры терпят, скорее, вынужденно, учитывая зависимость цивилизованного мира от российской нефти, газа и хорошего настроения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам