Все вокруг — народное

Ранним утром 3 марта около сотни человек в черной форме без опознавательных знаков захватили здание заводоуправления Криворожского железорудного комбината, изгнав оттуда нескольких служащих и блокировав доступ на территорию предприятия представителям его нынешнего владельца.

Председателя правления Александра Пака просто выбросили из кабинета. Вслед за «силовиками» в здание прибыл бывший директор КЖРК Федор Караманиц, немедленно приступивший к исполнению обязанностей руководителя предприятия. Первыми приказами, отданными восстановленным руководителем, были распоряжения о возвращении на свои места прежних членов правления и о возобновлении прежнего порядка продажи продукции комбината. Любопытствующей прессе было заявлено, что исполняется решение Днепропетровского областного суда первой инстанции о восстановлении Караманица в должности председателя правления ОАО «Криворожский железорудный комбинат».

Присутствующий тут же криворожский предприниматель Эдуард Самоткал заявил, что этому решению предшествовали постановления «судов Днепродзержинска, Днепропетровска и Кривого Рога» (позже выяснилось, что постановление вынес Октябрьский отдел исполнительной службы Криворожского городского управления юстиции). Поначалу, правда, никакие документы предъявлены не были, но легитимность происходящего подтверждалась присутствием народных депутатов Вадима Гурова, Владимира Мовчана и Николая Колесникова. Еще один народный депутат – Сергей Матвиенков, четырьмя днями позже комментируя эти события, заявил агентству «Интерфакс», «что закономерным следствием восстановления прежнего руководства является переключение договоров на себя». При этом агентство специально уточнило, что «на себя» означает ООО «Рудснаб», возглавляемое, вообще-то, Эдуардом Самоткалом, и никакого отношения к судебным решениям не имеющее. При этом депутат назвал «Рудснаб» «пострадавшим в приватизации КЖРК», поскольку тот «не был допущен к приватизационному конкурсу». Впрочем, тут депутат Матвиенков не только проговорился, но и оговорился: Самоткал в минувшем августе действительно пытался оспорить в Киевском хозяйственном суде конкурсные требования ФГИ и Минпромполитики, однако о намерении «Рудснаба» приобрести комбинат никогда официально не заявлял.

Тогда же, комментируя свою позицию «Интерфаксу», Самоткал утверждал, что «знает украинские фирмы, которые готовы реально заплатить за КЖРК один-полтора миллиарда», но что это за фирмы – не конкретизировал.

Немного истории: Криворожский железорудный комбинат был создан на основе промышленного объединения «Кривбассруда», но из ее активов комбинату досталось лишь четыре шахты (причем расположенные на двух разных месторождениях). Директором КЖРК долгое время был Валерий Колосов, впоследствии назначенный директором ГАК «Укррудпром» (объединяющего основные мощности бывшей «Кривбассруды»). Его место занял прежний заместитель Федор Караманиц, который пребывал на нем вплоть до смены собственника предприятия. В ходе приватизации «Укррудпрома» решением ФГИ 3 августа 2004 года 93,07% акций ОАО «КЖРК» были проданы компании «Солайм» за 689,42 млн. грн.

15 сентября 2004 г. было созвано собрание акционеров, сменившее состав наблюдательного совета ОАО и отстранившее Федора Караманица от должности директора предприятия. Главой правления был избран Александр Пак.

Но после «оранжевой революции» и утверждения нового правительства ситуация резко изменилась. Причем, как на правовом, так и на личностном уровне. Федор Караманиц, который во время собрания акционеров ничуть не возражал против своей отставки, вдруг осознал, что уволили его неправильно, и с переменами в правлении он не согласен. Время было еще вполне революционное, так что задавать вопрос, чем руководствовался суд, вынося решение, бессмысленно. Так или иначе, Караманица в должности восстановили. Объективно оказав услугу Самоткалу.

Заинтересованность Эдуарда Самоткала вполне понятна – до приватизации комбината его структуры полностью контролировали КЖРК, монополизировав все трейдерские операции. Руда и на Украину, и на экспорт продавалась только через посредников – компанию «Рудснаб» и множество других. В то время как 3,394 млн. тонн руды, реализованных за рубежом в 2002 г., позволили «Рудснабу» войти в сотню ведущих украинских экспортеров, чистая прибыль КЖРК составила аж 5(!) тысяч гривен. (Деловая столица от 4/05/2004).

И то, что сумма налогов, выплаченных за первый после смены собственника квартал, выросла до 418%, не оставляет сомнений в причинах, побуждавших прежнее руководство предприятия кричать на всех углах о «недопустимости приватизации национального достояния». О том же неоднократно говорил директор «Укррудпрома» Валерий Колосов, на этом же настаивал народный депутат Вадим Гуров – один из присутствующих на «реставрационных мероприятиях» 3 марта. Что поделаешь, если болит у людей душа за судьбу страны? Да и политическому моменту настроение вполне соответствует: недаром же реприватизационная программа нового правительства называется «Собственность – народу». А поскольку «новые хозяева» в том же «единственном» квартале успели повысить на 21% зарплату и на 12% социальные выплаты, то вернувшемуся Караманицу пришлось подписать, кроме уже упомянутых приказов, еще и приказ об увеличении заработной платы – на все 30%. Что ему мешало это сделать в предыдущие годы – неизвестно. Впрочем, затраты можно отбить и попозже. А пока что на Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича, который является крупнейшим потребителем криворожской руды, подтвердили, что «Рудснаб» не просто возобновлен в качестве трейдера КЖРК, а назначен трейдером эксклюзивным.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам