Великая бюрократическая революция

Есть вещи, которые чиновники не могут пережить. «Оранжевая революция» или гипотетическое землетрясение в центре Киева – это еще куда ни шло. Но понижение по должности, причем не за грехи, а в рамках административного реформирования – это уже слишком. И не советую над этим смеяться: как для полка «смертельна» потеря знамени, так для госслужащего – обратный поворот его карьеры. Постановление правительства об упорядочивании структуры аппарата этот самый аппарат пока пытается соизмерить с реалиями. Выводы получаются противоречивыми…

Обещание сократить 40 центральных органов госвласти, прозвучавшее месяц назад из уст президента Украины, основной массой населения было воспринято позитивно. В административно-территориальной реформе, которая вялотекущими темпами продвигается все годы независимости Украины, появилась хоть какая-то конкретика. 40 так 40. Обещали сокращение органов власти – надо сокращать. Ряд соответствующих президентских указов на данную тему появится уже на этой неделе. Хотя первый указ №455, давший старт преобразованиям, вышел еще 10 марта. Он касался количества замминистров, которых сокращали до 4 единиц (вместо 5-12, как было раньше).

По итогам вчерашнего заседания Совета нацбезопасности и обороны под председательством президента уже определена стратегия админреформы и принято концептуальное решение сократить Государственную судебную администрацию, передав ее функции непосредственно судам. Еще одним знаковым решением можно считать сохранение системы государственного экспортного контроля и Госпредпринимательства, а также сокращение численности аппарата правительства и Совета нацбезопасности.

Но если СНБО работает как сценарист, то правительство – как режиссер-постановщик. И на каком-то этапе режиссура начинает явно обгонять сценарный план. Еще до заседания СНБО Кабмин издал постановление «Об упорядочивании структуры аппарата центральных органов государственной исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных госадминистраций». Именно оно теперь волнует умы госаппаратчиков как никакое другое событие в мире.

Его внешне безобидная суть заключается в отмене эпохального постановления Кабмина №1550 от 15.10.2002 г., которое содержало нормативное описание системы госуправления и численности чиновников в каждом из структурных подразделений. Чтобы не донимать читателей бюрократическим занудством, поясню это проще. Скажем, любое ведомство состоит из департамента, управления, отдела и сектора. Самое крупное из подразделений – департамент, самое мелкое – сектор. Там же было расписано, кто может быть отделом, кто управлением, какая численность и какие функции у каждой из этих «ячеек» единого бюрократического механизма. По сути, постановление №1550 регламентировало типовую структуру органов власти. Ни один министр на свой страх и риск не мог ликвидировать отдел кадров, превратив его в сектор, или наоборот возвысить бухгалтерию до управления.

Главный вопрос вызывала лишь численность «боевых единиц» в каждом структурном подразделении. Скажем, такого понятия, как сектор раньше не было, поскольку из 3 человек можно было создать отдел, назначить начальника отдела, что льстило самолюбию конкретного должностного лица, и жить себе счастливой бюрократической жизнью. Конечно, отдел из 3 человек с двумя секторами по 1,5 человека и двумя заместителями – это, наверное, слишком мелкое «почкование». Зато нищенские «стартовые» оклады, на которые невозможно в принципе привлечь здравомыслящих наемных работников, можно было повышать за счет «отделочных надбавок».

Новым постановлением сделано логичное, в общем-то, преобразование, заключающееся в укрупнении подразделений и увеличении численности отделов: не меньше 6 человек в каждом. К тому же у начальника отдела не может быть больше одного заместителя. Этот норматив не новый: так было с советских времен до 1992 года. Зато возникла моральная проблема: что делать с начальниками ликвидируемых карликовых отделов? Их надо понижать до завсектором, что на аппаратном языке означает нечто среднее между «шестеркой» и «вице-шестеркой». Одновременно их зарплату в 400 грн. нужно уменьшать до, скажем, 260 грн., на что тоже никто просто так бы не согласился. Дескать, я хорошо работаю, начальство довольно, родина в восторге, но из-за административной реформы моя зарплата уменьшается почти вдвое. Учитывая этот момент, правительство внесло в постановление №1550 важный пункт, запрещающий понижать зарплату и лишать медобслуживания «уменьшенным» в карьерном росте госслужащим.

Но тут возникает новая коллизия: рядом с преобразованным в отдел управлением или в сектор – отделом возникает новый отдел или сектор, куда берут нового человека, и платят ему по обычным нормативам. Вследствие чего на двух равных должностях работают два человека, из которых один получает зарплату в два раза больше, сохраненную ему с прежних времен, а другой – в два раза меньше, потому что его не понижали. Возникает логичный вопрос: что бы на это сказал дедушка Карнеги? Другими словами, найдут ли эти коллеги общий язык.

Пока эта проблема не решена. Как и другая, связанная с одним из указов бывшего президента, которым предписывалось создавать вне «аппаратной вертикали» такие подразделения, как отдел по контролю за исполнительской дисциплиной (мониторинг выполнения указаний Кабмина) или отдел по связям с прессой: раньше они подчинялись напрямую руководителю ведомства. Теперь их, вероятно, придется вводить в состав объединенных отделов. И чиновники недоумевают, как им лучше поступить: нарушить указ бывшего президента или не выполнить постановление действующего Кабмина. Наконец, загадкой осталось, почему в постановлении не упоминается такая структурная единица, как управление. Ее либо забыли, либо ликвидировали, построив вертикаль из секторов, отделов и сразу – департаментов. Руководители управлений по этому поводу сильно нервничают, а ведь это основной «двигатель» бюрократического прогресса.

В целом же, говорят профессионалы от кадрового дела, первый блин на пути создания единой системы управления госорганами оказался немного комом. Не мешало бы сначала определять численность подразделений, а потом отдельно регулировать их систему. Вместе с тем, если данное постановление будет лишь первым шагом, за которым последует введение такой модели управления государством, как в Европе, где существует электронная база данных и по коду можно найти любой отдел в любом ведомстве, единый механизм принятия решений начнет постепенно вырисовываться.

Кроме того, стратегия, заложенная СНБО в административную реформу, похоже, немного отличается от режиссерского замысла Кабмина. СНБО ставит во главу угла модернизацию государственной функции с одновременным укрупнением структур и ликвидацией «крупных руководителей». Кабмин, которому приходится считать каждую копейку, озабочен как на этом всем сэкономить. Хотя, как правильно заметил один влиятельный консультант Мирового банка, нет ничего более дорогого для государства, чем дешевый госорган. Потому что по-настоящему грамотный госменеджер, как и любой другой менеджер, стоит дорого.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам