Надо отметить, что творческие массы пришли в волнение и тут же начали готовить «челобитные». Все-таки судьбы национальной культуры им в большинстве своем не чужды, а внутренние противоречия, как уже стало традицией в последнее десятилетие, достигли точки кипения.
Оксана Владимировна явилась журналистам, как и полагается нынче, в оранжевой блузке и деловом костюме. В своей речи она вкратце остановилась на тех направлениях, на которых планирует сосредоточить усилия. Прежде всего, новоизбранный министр объявила, что отныне культура это стратегическое направление национальной государственной политики. И одной из своих главных задач Оксана Билозир усматривает повышение бюджетного финансирования культуры до 2% от общего бюджета (согласно европейской норме). Но это может стать реальностью лишь в 2006 году, поскольку «та влада, яка пішла, обікрала нас”, сказала Оксана Владимирова, а следовательно бюджет нынешнего года уже не изменить. Тут почему-то вспомнился старый анекдот о том, как уходящий на пенсию директор оставил своему преемнику три запечатанных конверта со словами: «Если у вас в работе встретятся трудности, то откройте эти конверты по одному». Не прошло и года, как новый директор вынужден был открыть первый конверт. Там была записка: «Свали все на предшественника». Еще через год был вскрыт второй конверт. В нем лежала аналогичная записка. Наконец дошла очередь до третьего конверта. Директор прочитал: «Заварил кашу, сам и расхлебывай».
Вторая группа вопросов, на которой было акцентировано внимание, касалась создания равных возможностей и условий для свободного развития культуры и искусства. Объявив категорическое несогласие с централизацией культуры в столице, поскольку на данный момент талант может реализоваться только в Киеве, новый министр пообещала решительно взяться за формирование «культурных элит» в регионах, где сложилась своя специфика (Буковина, Галичина, Закарпатье, Слобожанщина, Крым). В очередной раз были возложены большие надежды на открытие канала «Культура». Причем сложилось такое впечатление, что Оксана Владимировна не ведает о его функционировании. Тут с ней нельзя не согласиться, поскольку надо быть очень «культурным» человеком, чтобы смотреть эти программы в три часа ночи.
В-третьих, новое руководство ратует за разработку прозрачного механизма финансирования и распределения средств на культуру с обнародованием их на всех уровнях. И, в-четвертых, как обычно, традиционный пункт –»сохранение, эффективное использование и пропаганда культурного наследия». Предполагается также разработка специальной программы международного культурного сотрудничества и развития культурно-творческих связей с украинцами в мире. В этой связи хотелось бы отметить, что, как правило, кроме диаспоры, наших «зірок», которые «поневiряються» там по несколько месяцев, собственно, никто и не знает. И, наверное, не стоит увлекаться самодостаточностью национальной культуры, пытаясь «законсервировать» легендарные успехи прошлого, а стремиться к освоению новых высот. В этой связи, безусловно, не может не радовать тот факт, что одним из первых решений нового министра стало подписание документа об участии нашей страны в Венецианском бьеннале 2005 года.
В ходе брифинга министр культуры Украины на большинство вопросов дала односложные ответы, что она, дескать, еще не изучила тот или иной вопрос, не выслушала все заинтересованные стороны, и впредь ни одной директивы не выйдет без публичного обсуждения. Оксана Владимировна также призналась, что сцену оставлять она не собирается, а значит, будем ждать новых песен.